Вторник, 17.09.2019, 14:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Влияние выставочного пространства на эксподизайн современного искусства (на примере выставки «Образ и Форма»)

Фонд поддержки образования и творчества петербургских художни­ков-ювелиров «Форма», организованный 1998 году и «направленный на воспитание и стимулирование творческого роста нового поколения ювели­ров» [1] с 2000 года проводит международный конкурс молодых художни­ков ювелирного искусства «Образ и Форма» в рамках Петербургского Ме­ждународного Форума Авторского Искусства. По словам Юрия Баскакова, заведующего кафедрой «Ювелирного Искусства» ВШНИ, конкурс являет­ся сегодня наиболее авторитетной стартовой площадкой для молодых ди­зайнеров [2]. «Провоцирует молодых людей на свой индивидуальный ав­торский ответ, нацелен, прежде всего, на формирование художественной личности, обращенной к проблемам актуального искусства» [3]. Соревно­вание проходит по двум номинациям - «фантазия» и «производство». Это позволяет развивать конкурс в двух направлениях: авторское творчество и ювелирное производство.

Главными задачами конкурса становятся - поддержка новых идей в дизайнерских разработках молодых ювелиров, создание оптимальных ус­ловий для их творческой реализации и продвижение идей молодежи на ювелирном рынке, как формулируют сами организаторы конкурса. Тема­тика конкурса всегда меняется, - «Воздух в оправе» (2005 г.), «Арт-бионика» (2007 г.), «Игра с орнаментом» (2008 г.), «Диалог объема и про­странства» (2010 г., будущая тема форума авторского искусства). В жюри входят ведущие искусствоведы, художники и педагоги России, Германии, Италии, Польши, Англия, Финляндии, США и т. д. Благодаря объемной внеконкурсной программе конкурс «Образ и Форма» становится междуна­родным профессиональным форумом, куда входят мастер-классы, лекции, выставка авторского ювелирного искусства, круглые столы с участием ве­дущих российских и зарубежных, искусствоведов, художников и педаго­гов. Уже по сложившейся традиции Конкурс «Образ и Форма» проходит в Мраморном зале Российского Этнографического музея. Многие видят в этом естественную закономерность. Так, Наталья Калашникова, заведую­щая отделом Российского Этнографического музея, доктор культурологии, пишет: «Конкурс молодых дизайнеров «Образ и Форма» свой первый шаг сделал в Российском Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, и это не случайно, поскольку уверенно идти вперед можно лишь опираясь на заме­чательное наследие прошлого» [4].

Мраморный зал располагается в центре музея, сооружен в память об императоре Александре III. Зал выстроен в традициях греко-римского пе­ристиля (внутреннего двора, окруженного крытой колоннадой), с плафо­ном, набранным хрустальными плитами, на которых изображены двугла­вый орел и дубовые листья. Три стены зала украшают барельефы, изобра­жающие различные этнические группы Российской империи. Мраморный зал считается одним из красивейших выставочных залов Санкт-Петербурга. Поражает своим масштабом, и, конечно, ни одна экспозиция, организованная в этом зале не может не считаться с архитектурными осо­бенностями построения пространства. Задача экспозиционера органично вписать выставку современного ювелирного искусства в монументальный интерьер неоклассицизма.

На примере трех последних выставок «Образ и Форма» можно про­следить активное влияние территории показа на организацию экспозиции. Сроки подготовки выставки очень сжаты, на расстановку оборудования и компоновку изделий дается день, что предполагает заранее продуманные основные детали подачи. В ходе конкурса, жюри рассматривает от 250 до 600 работ, в полуфинал выходят около 30 коллекций, в финал около 50 коллекций. Работы, вышедшие в финал и полуфинал, участвуют в выстав­ке. Развития конкурса в двух направлениях - авторское творчество (номи­нация « фантазия») и изделия для промышленности (номинация «произ­водство») - порождают разный характер исполнения, подбора материала и размера ювелирного изделия. Работы, относящиеся к номинации «произ­водство», чаще всего сделаны в классических металлах - серебро, золото, мельхиор в композиции с драгоценными камнями, эмалью, жемчугом. Ав­торы коллекций номинации «фантазия» более свободны в выборе материа­ла. В работах можно встретить нестандартные и порой шокирующие соче­тания элементов, сделанных из пластика, оргстекла, стекла, силикона, ста­ли, акрила, светодиодов, резины. Дизайнеры не стеснены в выборе мас­штаба произведения (что не сказать о производственниках), поэтому раз­меры изделия порой превышают шкалу ювелирного измерения и превра­щаются в арт-объекты ювелирного искусства.

Присутствие категорий: «макет изделия», «эскиз изделия», «эскиз изделия, выполненный в компьютерной программе» расширяют разнооб­разие форм, материалов подачи, а в совокупности получается разнород­ный, не всегда сочетаемый между собой, сбор объектов для экспозиционе­ра. Авторским поискам свойственны несимметричные композиции, очень часто перенасыщенные деталями, активные по цвету, острые по динамики и иногда агрессивные по состоянию, в противовес коллекциям для про­мышленности, где преобладают правильные, спокойные, очень часто сим­метричные формы. Разнохарактерность образов и форм объектов нуждает­ся в цельной подаче экспонатов.

Эксподизайнер обращается к правилам построения выставочного за­ла. Симметрично-осевая композиция интерьера, чистые линии, логическая ясность форм, соблюдения классических пропорций диктуют строгую ор­ганизацию экспозиции в пространстве. Архитектура территории показа как будто навязывает симметричное расположение витрин в зале, иначе, они будет смотреться инородными объемами в среде. Сила, масштаб и величие архитектуры будут выталкивать или всецело поглощать экспозицию. Вы­ставка рассеется, растворится, пропадет в этих условиях. Перевесить мас­сив архитектуры таким камерным проектом в 10-15 витрин невозможно, можно лишь постараться органично вписаться в изначально сформирован­ные условия и основы построения внутреннего пространства зала взять за систему построения экспозиции.

Исследуя опыт последних подач, все расположения витрин были вы­строены ортогонально, симметрично основной оси Мраморного зала. Зал был разбит на несколько территорий: территория выставки, территория показа ювелирных изделий и награждения победителей конкурса «Образ и Форма», а также места для жюри конкурса, приглашенных гостей, специа­листов, директоров ювелирных компаний, участников и зрителей. Цен­тральную ось выставочной площади подчеркивала красная дорожка, веду­щая присутствующего от входа зала к большому экрану, где транслирова­лись изделия победителей конкурса. Выставка находилась в первом блоке, при входе в зал. В 2005 году блок выставки делился на две части. Витрины стояли по левой и правой стороне от центральной оси выставочного зала. В 2008 году график движения посетителя изменился, выставка была сосре­доточена в единый блок, зритель упирался в монолит экспозиции, но такая организация пространства давала возможность цельного восприятия мате­риала. И в том и в другом случае, оборудование было четко и симметрично рассредоточено по виртуальной модульной сетке. В 2007 году конкурс проходил в Аванзале Этнографического музея, но по рисунку расположе­ния витрин, выставка отражала все архитектурные особенности интерьера. Несомненно, успех выставки зависит еще и от оборудования, в данном случае витрины, подиуму, щиты предоставлял Этнографический музей, что было свободно на тот момент от постоянных экспозиций. Возможно, витрины не всегда соответствовали желаниям и образу современной юве­лирной выставки, но в этой ситуации существуют два положительных мо­мента: первое - это родное оборудование музея, а значит, легко вписыва­ется в любой интерьер Этнографического музея и второе - дизайнер стал­кивается с очередными изначально сформулированными условиями, кото­рые он должен обратить в свою пользу.

Отталкиваясь от конструкции оборудования, его параметров, специ­фики материла и цвета, экспозиционер создает внутренние пространство витрины согласно ее внешним данным. В случаях рассматриваемых выста­вок, конструктивное расположения оборудования в пространстве, простые геометрические формы витрин продиктовали симметричное членение внутренней среды экспозиционных модулей. Так, в выставке «Воздух в оправе» (2005 г.) поверхность подачи была расчерчена на четыре одинако­вых квадрата, с помощью объемных полос 2 см, отличных от основной по­верхности своей фактурой, но единых по цвету. Это давало возможность не потеряться маленькому ювелирному изделию на плоскости 80х80 см, а находится в своем квадрате, на своей ограниченной территории. Основа витрин - деревянные кубы светло-серого цвета, накрытые стеклянным колпаком. Основной цвет экспозиции - зеленый. Близкое расположение витрин к барельефам Мраморного зала создавало опасность активного привлечения внимания к насыщенным стенам. Для концентрации внима­ния на экспонаты, между витринами и барельефом были выставлены щи­ты, окрашенные в сложный зеленый цвет, что послужило цельным фоном для экспозиции и одновременно оборудованием для освещения произведе­ний. В ювелирной выставке «Игра с орнаментом» (2008 г.), организация внутреннего пространства витрин также основана на правильных геомет­рических построениях внутренней территории экспозиционного модуля. В этом случае работы ювелиров располагались на одинаковых черных па­раллелепипедах, стоящих на светло-серых поверхностях. Каждое изделие находилось на своем мини подиуме и было равноудалено от других. Полу­чалась строгая и сдержанная по цвету экспозиция современного ювелирно­го искусства, и лишь некоторые элементы подачи напоминали посетителю о том, что конкурс «Образ и Форма» молодежный.

Игра с цветом в больших масштабах не всегда приветствуется в та­ких мероприятиях. Из-за разнородности экспонатов очень яркие цвета мо­гут затмить ювелирные изделия небольших размеров, исполненные в классических металлах (серебро, золото). Поэтому выбор основного цвета выпадает на консервативные или очень сложные цвета, противоположные открытым, молодежным. Элемент легкости и игры можно включить в де­тали экспозиции. В первом случае, - это яркий флуоресцентный этикетаж, где каждый цвет отвечал за свою категорию. Салатный - категория «Изде­лие», розовый - категория «Макет», голубой - категория «Эскиз». Таким образом, посетитель сразу определял, на какой территории он находится, и не путал категорию «Изделие» и «Макет» (что бывает очень часто). В вы­ставке «Игра с орнаментом» цвет появлялся в резинках фиолетового, бо­лотного белого и черного цвета оплетающих витрины. На первый взгляд, обвитые в хаотичном порядке ножки экспозиционных модулей создавали образ орнамента и подыгрывали основной концепции конкурса. Но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что они несут функцию огра­ждения, искусственную зону недоступности, переплетаясь с опорами шта­тивов на которых были установлены осветительные приборы.

Для освещения экспонатов использовалось точечное, направленное освещение. Такой свет позволял сфокусировать взгляд зрителей на произ­ведениях и отвлекал от деталей выставочной среды. Благодаря этому приему, стены Мраморного зала уходили на второй план, пропадая в по­лумраке и не споря с экспозицией выставки «Образ и Форма».

Изучая подачи выставок современного ювелирного искусства в сте­нах Этнографического музея, можно прийти к выводу, что эксподизайнер создает свой мир, играющий по правилам и условиям основной среды. Проект экспозиции зависит прямо пропорционально от архитектуры тер­ритории показа. Максимальное взаимодействие со средой помогает наибо­лее выгодно раскрыть содержание выставки и уйти от второстепенности в монументальной архитектурной среде. Конечно, очень много ограничений, условий, нюансов для организации выставки в интерьерах такого характе­ра. Несомненно, «коллекции музея хранят такие глубины разнообразных и неисчерпаемых представлений о прекрасном, что могут стать источником идей и вдохновений для многих молодых художников и мастеров» [5]. Также интересно проследить развитие экспозиции авторского ювелирного искусства в современной выставочной зоне. Экспозиционер столкнется с другими условиями архитектурной среды, и в результате максимального взаимодействия со средой проявится новый подход в решении экспозици­онных задач.

 

Литература

 

1.Ковалева Г.Н. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд

«Форма», 2007. С. 10.

2.Баскаков Ю. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд
«Форма», 2005. С. 14.

3.Гамзатова П. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд

«Форма», 2007. С. 22.

4. Калашникова Н. // Каталог выставки «Образ и Форма».СПб.: Фонд

«Форма», 2007. С. 23.

5. Ратникова А.В. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд «Форма», 2005. С. 15.

 

Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник

Категория: Всего статей | Добавил: art (04.08.2010)
Просмотров: 3437 | Теги: конкурс ювелиров, дизайнер, музей, ювелирное искуство, художник-ювелир, макет изделия, ювелир, выставка, форум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]