СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Фонд поддержки образования и творчества петербургских художников-ювелиров «Форма», организованный 1998 году и «направленный на воспитание и стимулирование творческого роста нового поколения ювелиров» [1] с 2000 года проводит международный конкурс молодых художников ювелирного искусства «Образ и Форма» в рамках Петербургского Международного Форума Авторского Искусства. По словам Юрия Баскакова, заведующего кафедрой «Ювелирного Искусства» ВШНИ, конкурс является сегодня наиболее авторитетной стартовой площадкой для молодых дизайнеров [2]. «Провоцирует молодых людей на свой индивидуальный авторский ответ, нацелен, прежде всего, на формирование художественной личности, обращенной к проблемам актуального искусства» [3]. Соревнование проходит по двум номинациям - «фантазия» и «производство». Это позволяет развивать конкурс в двух направлениях: авторское творчество и ювелирное производство. Главными задачами конкурса
становятся - поддержка новых идей в дизайнерских разработках молодых ювелиров,
создание оптимальных условий для их творческой реализации и продвижение идей
молодежи на ювелирном рынке, как формулируют сами организаторы конкурса. Тематика
конкурса всегда меняется, - «Воздух в оправе» ( Мраморный зал располагается в центре музея, сооружен в память об императоре Александре III. Зал выстроен в традициях греко-римского перистиля (внутреннего двора, окруженного крытой колоннадой), с плафоном, набранным хрустальными плитами, на которых изображены двуглавый орел и дубовые листья. Три стены зала украшают барельефы, изображающие различные этнические группы Российской империи. Мраморный зал считается одним из красивейших выставочных залов Санкт-Петербурга. Поражает своим масштабом, и, конечно, ни одна экспозиция, организованная в этом зале не может не считаться с архитектурными особенностями построения пространства. Задача экспозиционера органично вписать выставку современного ювелирного искусства в монументальный интерьер неоклассицизма. На примере трех последних выставок «Образ и Форма» можно проследить активное влияние территории показа на организацию экспозиции. Сроки подготовки выставки очень сжаты, на расстановку оборудования и компоновку изделий дается день, что предполагает заранее продуманные основные детали подачи. В ходе конкурса, жюри рассматривает от 250 до 600 работ, в полуфинал выходят около 30 коллекций, в финал около 50 коллекций. Работы, вышедшие в финал и полуфинал, участвуют в выставке. Развития конкурса в двух направлениях - авторское творчество (номинация « фантазия») и изделия для промышленности (номинация «производство») - порождают разный характер исполнения, подбора материала и размера ювелирного изделия. Работы, относящиеся к номинации «производство», чаще всего сделаны в классических металлах - серебро, золото, мельхиор в композиции с драгоценными камнями, эмалью, жемчугом. Авторы коллекций номинации «фантазия» более свободны в выборе материала. В работах можно встретить нестандартные и порой шокирующие сочетания элементов, сделанных из пластика, оргстекла, стекла, силикона, стали, акрила, светодиодов, резины. Дизайнеры не стеснены в выборе масштаба произведения (что не сказать о производственниках), поэтому размеры изделия порой превышают шкалу ювелирного измерения и превращаются в арт-объекты ювелирного искусства. Присутствие категорий: «макет изделия», «эскиз изделия», «эскиз изделия, выполненный в компьютерной программе» расширяют разнообразие форм, материалов подачи, а в совокупности получается разнородный, не всегда сочетаемый между собой, сбор объектов для экспозиционера. Авторским поискам свойственны несимметричные композиции, очень часто перенасыщенные деталями, активные по цвету, острые по динамики и иногда агрессивные по состоянию, в противовес коллекциям для промышленности, где преобладают правильные, спокойные, очень часто симметричные формы. Разнохарактерность образов и форм объектов нуждается в цельной подаче экспонатов. Эксподизайнер обращается к правилам построения выставочного зала. Симметрично-осевая композиция интерьера, чистые линии, логическая ясность форм, соблюдения классических пропорций диктуют строгую организацию экспозиции в пространстве. Архитектура территории показа как будто навязывает симметричное расположение витрин в зале, иначе, они будет смотреться инородными объемами в среде. Сила, масштаб и величие архитектуры будут выталкивать или всецело поглощать экспозицию. Выставка рассеется, растворится, пропадет в этих условиях. Перевесить массив архитектуры таким камерным проектом в 10-15 витрин невозможно, можно лишь постараться органично вписаться в изначально сформированные условия и основы построения внутреннего пространства зала взять за систему построения экспозиции. Исследуя опыт последних подач, все расположения витрин были выстроены ортогонально, симметрично основной оси Мраморного зала. Зал был разбит на несколько территорий: территория выставки, территория показа ювелирных изделий и награждения победителей конкурса «Образ и Форма», а также места для жюри конкурса, приглашенных гостей, специалистов, директоров ювелирных компаний, участников и зрителей. Центральную ось выставочной площади подчеркивала красная дорожка, ведущая присутствующего от входа зала к большому экрану, где транслировались изделия победителей конкурса. Выставка находилась в первом блоке, при входе в зал. В 2005 году блок выставки делился на две части. Витрины стояли по левой и правой стороне от центральной оси выставочного зала. В 2008 году график движения посетителя изменился, выставка была сосредоточена в единый блок, зритель упирался в монолит экспозиции, но такая организация пространства давала возможность цельного восприятия материала. И в том и в другом случае, оборудование было четко и симметрично рассредоточено по виртуальной модульной сетке. В 2007 году конкурс проходил в Аванзале Этнографического музея, но по рисунку расположения витрин, выставка отражала все архитектурные особенности интерьера. Несомненно, успех выставки зависит еще и от оборудования, в данном случае витрины, подиуму, щиты предоставлял Этнографический музей, что было свободно на тот момент от постоянных экспозиций. Возможно, витрины не всегда соответствовали желаниям и образу современной ювелирной выставки, но в этой ситуации существуют два положительных момента: первое - это родное оборудование музея, а значит, легко вписывается в любой интерьер Этнографического музея и второе - дизайнер сталкивается с очередными изначально сформулированными условиями, которые он должен обратить в свою пользу. Отталкиваясь от конструкции
оборудования, его параметров, специфики материла и цвета, экспозиционер
создает внутренние пространство витрины согласно ее внешним данным. В случаях
рассматриваемых выставок, конструктивное расположения оборудования в
пространстве, простые геометрические формы витрин продиктовали симметричное
членение внутренней среды экспозиционных модулей. Так, в выставке «Воздух в
оправе» ( Игра с цветом в больших масштабах не всегда приветствуется в таких мероприятиях. Из-за разнородности экспонатов очень яркие цвета могут затмить ювелирные изделия небольших размеров, исполненные в классических металлах (серебро, золото). Поэтому выбор основного цвета выпадает на консервативные или очень сложные цвета, противоположные открытым, молодежным. Элемент легкости и игры можно включить в детали экспозиции. В первом случае, - это яркий флуоресцентный этикетаж, где каждый цвет отвечал за свою категорию. Салатный - категория «Изделие», розовый - категория «Макет», голубой - категория «Эскиз». Таким образом, посетитель сразу определял, на какой территории он находится, и не путал категорию «Изделие» и «Макет» (что бывает очень часто). В выставке «Игра с орнаментом» цвет появлялся в резинках фиолетового, болотного белого и черного цвета оплетающих витрины. На первый взгляд, обвитые в хаотичном порядке ножки экспозиционных модулей создавали образ орнамента и подыгрывали основной концепции конкурса. Но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что они несут функцию ограждения, искусственную зону недоступности, переплетаясь с опорами штативов на которых были установлены осветительные приборы. Для освещения экспонатов использовалось точечное, направленное освещение. Такой свет позволял сфокусировать взгляд зрителей на произведениях и отвлекал от деталей выставочной среды. Благодаря этому приему, стены Мраморного зала уходили на второй план, пропадая в полумраке и не споря с экспозицией выставки «Образ и Форма». Изучая подачи выставок современного ювелирного искусства в стенах Этнографического музея, можно прийти к выводу, что эксподизайнер создает свой мир, играющий по правилам и условиям основной среды. Проект экспозиции зависит прямо пропорционально от архитектуры территории показа. Максимальное взаимодействие со средой помогает наиболее выгодно раскрыть содержание выставки и уйти от второстепенности в монументальной архитектурной среде. Конечно, очень много ограничений, условий, нюансов для организации выставки в интерьерах такого характера. Несомненно, «коллекции музея хранят такие глубины разнообразных и неисчерпаемых представлений о прекрасном, что могут стать источником идей и вдохновений для многих молодых художников и мастеров» [5]. Также интересно проследить развитие экспозиции авторского ювелирного искусства в современной выставочной зоне. Экспозиционер столкнется с другими условиями архитектурной среды, и в результате максимального взаимодействия со средой проявится новый подход в решении экспозиционных задач. Литература 1.Ковалева Г.Н. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд «Форма», 2007. С. 10. 2.Баскаков
Ю. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд 3.Гамзатова П. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд «Форма», 2007. С. 22. 4. Калашникова Н. // Каталог выставки «Образ и Форма».СПб.: Фонд «Форма», 2007. С. 23. 5. Ратникова А.В. // Каталог выставки «Образ и Форма». СПб.: Фонд «Форма», 2005. С. 15. Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 3908
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |