СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Орнамент 1, выполняя функцию украшения, несет в себе образное начало, которое раскрывается в его сюжетном и символическом содержании, в способах построения изображения. Выделим основные характеристики орнамента как способа художественного проектирования и жанра декоративно-прикладного искусства: -содержание орнамента раскрывается в системе художественных приемов, -орнамент обладает собственной структурой и, в то же время, структурно связан с несущей его предметной плоскостью, -орнамент раскрывается только в образе самого художественного произведения, которому он принадлежит. При анализе орнаментального произведения, прежде всего, уделяется внимание узнаваемости мотива. Как правило, отмечают узоры, цветовое решение, структуру, текстуру, фактуру и декоративность, композиционную схему орнамента. Большое внимание уделяется взаимосвязи линий, форм мотивов и цвета. Кроме того, важно «прочитать» замысел, выразительные, значимые и символические аспекты орнамента, чтобы увидеть его полноценно. Среди наиболее важных формообразующих принципов орнамент включает в себя два основных: чередование повторяющихся элементов-мотивов и ритм, который определяет порядок чередования этих элементов между собой, создавая орнаментальный ряд (меандр, ионик). Чередование и ритм являются важнейшей частью организации орнаментальной композиции, но не являются обязательными, определяющими для всего орнаментального наследия (орнаменты кельтов, викингов). Так отечественный исследователь орнамента С.В. Иванов [1], изучая орнаменты северных народов СССР, наименее изменчивыми признал технику, состав и особенности мотивов, композиционную структуру, то есть симметрию, ритм, повторяющиеся формы. В образостроении орнамента смысловую нагрузку несут все включенные в него элементы и способы их эстетической интерпретации и организации, прежде всего: композиция, ритм, симметрия, рисунок, цвет. Композиция является структурным средством выразительности орнамента и обусловлена его сюжетом. Она представляет собой соотношения элементов по форме и размерам, их контуры, направленность движения, ритм и взаимную уравновешенность. Известный художник В. Фаворский формулирует важную мысль: «Связь вещей в орнаменте создается иногда очень сложно, не обязательно волютообразно или волнообразно. Могут быть как бы сухие соединения вещей - то, что можно назвать «прозаизмами». Какой-нибудь цветок брошен на страницу - а оказывается, что его нельзя сдвинуть. Кажется, что беспорядок, а оказывается высший порядок» [2]. Открытая структура орнамента также раскрывается в едином принципе и способе сопряжения элементов. Примером открытой структуры являются меандр и спираль, так как они стремятся к бесконечности, не имея начала и конца, и их движение, потенциально, способно выйти за пределы формы. В замкнутой структуре орнамента наблюдаются те же тенденции, при ограниченности ее внешней формой, где мотив читается самостоятельно и он выделен на плоскости контуром или заключен в ограничивающую его площадь - медальон, виньетку или геометрическую форму. Например, орнаментальные композиции византийских тканей (VII, VIII в), как правило, имеют закрытые структуры, так как мотивы орнаментов заключены либо в медальоны, либо в геометрические фигуры. Розетка и раковина также обладают закрытой структурой, так как их форма ограничивается собственным пространством. В динамичной композиции орнамента (эта характеристика касается построения самого мотива, но не относится к орнаменту в целом) мотивы основываются на принципе асимметрии и контраста (орнаменты рококо, модерна). В статичной композиции - на принципе симметрии и равновесия орнаментальных мотивов, например, в тканях ампира [3]. Основоположник формального анализа в искусствоведении Г. Вельфлин так писал о композиции сложных орнаментов: «Узоры, расположенные на плоскости, обладающие столь сложной композицией, что нельзя узнать, какому закону они подчинены, производят вполне живописное впечатление. Нужно представить себе арабские образцы, достигающие, действительно, беспокойного мерцания и впечатления неустанной изменчивости. Чем труднее воспринять лежащий в основе композиции закон, тем беспокойнее он действует» [4]. Ритм - это важнейший принцип формирования орнамента, представляющий собой строго ритмизованное чередование повторяющихся элементов [5]. Если создать единичное изображение мотива, то оно будет неподвижно. Именно ритм - любое равномерное чередование - превращает простое изображение в орнамент, так как к единичному изображению добавляется еще и еще один элемент. Поэтому образно-символическое содержание входит в орнаментально-раппортную канву органично, не нарушая целостности. В орнаменте в преобразованном виде отражены ритмы, встречающиеся в природе. Но если в природе они не всегда явно выражены, скрыты и связаны с бесчисленным многообразием ритмических конструкций другого рода, то в орнаменте выбранный ритмический рисунок «вычищен», выделен из многообразия «живых» вариантов и представлен в схематизированном, идеализированном или фантастическом виде. Примерами могут служить меандр, жемчужник, ионики и другие орнаменты. Исследователь Т.С. Семенова рассматривает ритм следующим образом: "Орнамент - это форма художественного движения, способ создавать представление о цельности и подвижности мира, ... это жажда найти порядок в том, что такой стройностью не обладает. Это род магии ритма" [6]. Такое качество орнамента можно проследить на примере венецианской чаши на высокой ножке второй половины XVI века (ГЭ), в бесцветное стекло которой вплавлены молочные нити филигранного рисунка. Здесь ритм линий, декорирующих пойло, выдержан в одном интервале. На ножке чаши интервал между ними уменьшается, так как сужается сам элемент формы, и далее с расширением ножки к низу интервал между линиями постепенно увеличивается и достигает того же ритма, что на пойле. Другим примером может являться венецианская ваза двуручная в виде раковины XVII в (ГЭ), в бесцветное стекло которой вплавлена синяя нить, чередующаяся с белой - филигранного рисунка. Здесь самый большой интервал между орнаментальными линиями - на тулове вазы. С переходом к горлышку вазы интервал между ними сужается, но с расширением горлышка увеличивается и сам ритмический интервал между линиями. В этих произведениях декоративно-прикладного искусства художественный образ создается за счет изменения ритма орнамента, то есть его интенсивности, что обусловлено формообразованием предметов. Важный принцип построения орнамента - повторяемость мотива. Повторяемость мотива по горизонтали, вертикали и диагонали называется раппортом. Раппорт является конструктивной основой рисунка в ткани и обоях, основной композиционной единицей орнамента. Особенно важно, что раппорт - есть художественное выражение смыслового содержания, которое он несет на протяжении всего своего существования. Возникнув в глубокой древности, он существует до настоящего времени. Видоизменяются наполняющие его мотивы, он то упрощается, то усложняется, но неизменной остается его основная формула - непрерывное чередование элементов, отражающих в декоративной форме. Симметрия в орнаменте является организующим принципом гармонии. Она заключается в подобии и равенстве элементов внутри мотива, в их соответствии друг другу, а также в количественном соотношении элементов орнамента, в равновесии его композиции мотивов внутри орнамента в целом. Симметрия, возникающая относительно оси, называется зеркальной, относительно центра - лучевой или радиальной. Все эти виды симметрии встречаются в практике орнамента. Так орнаментальный мотив розетка - в виде круглого цветка с одинаковыми лепестками - имеет лучевую симметрию. Пальметта или ренессансная раковина - зеркальную симметрию относительно центральной оси. «Образцы всех 17 групп симметрии обнаружены среди декоративных узоров древности, в особенности среди египетских орнаментов. Вряд ли возможно переоценить глубину геометрического воображения и изобретательность, запечатленные в этих узорах. Их построение далеко не тривиально в математическом отношении. Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики», - пишет выдающийся немецкий математик Г. Вейль [7]. Важным средством выразительности в орнаменте является рисунок. Рисунок имеет развитый прием стилизации, часто встречающуюся обобщенность изобразительного мотива, силуэтность при обрисовке форм, так как изображение в орнаменте должно отчетливо подчиняться структуре. Тенденция стилизовать изображение наиболее сильна именно в орнаменте. Свобода орнамента заключается не только в выборе сюжета мотива, но и в манере стилизации изобразительного мотива. Орнамент перевоплощает реальные формы и допускает от предельно условного (цветок лотоса в искусстве древнего Египта, пальметта в древнегреческом искусстве, павлин в древнеиндийском искусстве) до натуралистического способа трактовки мотива (орнаментальный стиль Ф. Лассаля, раковина в эпоху Ренессанса). Рисунок обобщает изобразительную форму и выявляет ее художественную структуру. Например, растительный мотив пальметта - степень ее стилизации может варьироваться от строго «геометризированного» до живописного эффектов. Цветовое решение орнамента чаще всего связано с его композиционной структурой. Цвет в орнаменте способен либо подчеркнуть его плоскостную природу, либо наоборот создать имитацию объема или эффект пространства в композиции орнамента. Цветовое решение подчеркивает динамичную или статичную структуру композиции и способно обогатить орнамент эмоционально и эстетически. В целом цвет в значительной степени определяет художественный образ предмета, часто обуславливая его роль и место в окружающей его среде. Для выявления функций орнамента в художественном проектировании необходимо осознавать, что проектная культура представляет собой мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения. Поэтому важно рассмотреть понятие смысла для выявления функций орнамента. «Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, все более общих и абстрактных смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры - в религии, искусстве, науке, философии» - заключает исследователь А.С. Кармин [8]. Смысл - это структурное представление процессов понимания, он задает особую форму существования знаков. Наиболее интересной представляется точка зрения французского мыслителя Ж. Делеза: «...смысл - это вовсе не принцип и не первопричина, это продукт ... Он принадлежит не высоте или глубине, а скорее поверхностному эффекту; он неотделим от поверхности, которая и есть его собственное измерение» [9]. Таким образом, именно поверхность - есть измерение смысла. Орнамент - это всегда декоративное оформление предметной поверхности, в котором присутствует смысловое значение. Ж. Делез обращает особое внимание поверхности как измерению смысла. Его позиция чрезвычайно интересна, ибо орнамент - это поверхность предмета, определенным образом декорированная. В рамках художественного проектирования важно понимать, что «...поверхность - это местоположение смысла: знаки остаются бессмысленными до тех пор, пока они не входят в поверхностную организацию, обеспечивающую резонанс двух серий (двух образов - знаков, двух фотографий, двух следов и так далее)» [9]. В орнаменте именно повторяемость создает условия для резонанса изобразительных мотивов. Здесь стоит выявить смысловое значение орнамента, благодаря чему орнамент представляет собой не просто дизайн плоскости, а самостоятельный спроектированный текст. Конечно, орнаменты ориентированы на то, чтобы доставить эстетическое удовольствие. Но сверх и помимо эстетического содержания здесь присутствуют смыслы другого рода (семантический, познавательный, символический). На этом основании выделим две основные функции орнамента: эстетическая (чувственная) и семантическая (значащая). В современном культурном пространстве орнамент представляет собой своего рода «текст». «Текстовая» характеристика художественного явления трактуется как общая категория. Отчуждение человека в знаке рождает феномен «Текста» культуры. В искусствоведении понятие «Текст» было экстраполировано на невербальные конструкции благодаря академику Д. С. Лихачеву («Сад как текст»). Следующим этапом на пути к тотальному применению понятия - стал «Текст», предложенный Р. Бартом, трактуемый как поле «методологических операций». Текст должен быть каким-либо образом локализован. Поэтому в постмодернистической теории творчества «Текст» рассматривается как структурная конструкция, представляющая систему цитат и порождающая многочисленные ассоциации. В процессе осмыслении орнамента теория Р. Барта была трансформирована в трудах М. Шенкса, К. Тилли, И. Ходдера [10], [11], [12]. Орнамент, как и текст, представляет собой связную и полную последовательность знаков, в соответствии с которыми организуется знаковое многообразие проектной культуры. Так как орнамент - это художественная структура, он выступает в качестве культурного текста, который может по-разному толковаться. Орнамент по своей природе не только участвует в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства, но и выражает культурную информацию, которая заложена эпохой. Такой подход позволяет комплексно увидеть орнамент, в том числе как феномен проектной культуры. Кроме того, орнамент может быть трактован как игра. Игра как философское понятие в научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе Йохана Хейзинги «Homo Ludens». Он прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для Хейзинги вся культура - игровая, игра - больше, чем культура и несет в себе творческое позитивное начало. Кроме того, игра трактуется как форма существования человеческой свободы (Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как «превосходящая его деятельность» (Гадамер). Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная игра смыслами и значениями, как попытка выявить варианты дальнейшей эволюции. Орнамент как игру наглядно иллюстрируют произведения, называемые гротесками в Лоджиях Рафаэля (ГЭ) - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане, которые были исполнены по замыслу и эскизам Рафаэля его учениками. Расписанные по его эскизам орнаменты-гротески, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в «гротах» - руинах «Золотого дома» (дворца древнеримского императора Нерона, I в.) строятся по правилам архитектурной композиции, активно «играя» масштабами и ритмами мотивов. Эта игра и придает чисто декоративным мотивам фантастическую многозначность. Часто в причудливом гротеске наблюдается артистическая игра разными смыслами одного мотива. Орнамент как игра с пространством или интерпретация пространства на предметной плоскости - есть индикатор эстетического восприятия эпохи. Стиль модерн стремится передать трехмерный мир двухмерными формулами, сводя художественный образ к символическому выражению. В историческом своем значении орнамент отражает основные характеристики стиля и ценностные представления эпохи. С изменением исторических условий искусства меняются содержание, стилистика орнамента и методы его художественного проектирования. Следует подчеркнуть, что при всех допустимых изменениях сохраняются наиболее устойчивые элементы орнаментальной системы. Орнамент представляет собой не просто украшение предмета и способ проектирования поверхности, он дополняет образ произведения. В. Подорога в работе «Выражение и смысл», указывает на то, что «произведение - не материальный субстрат, его нельзя представить лишь как некую протяженность материальных знаков ...» [13]. Возможно, именно с таких позиций и надо рассматривать орнаментальное произведение, учитывая не только конструктивные характеристики орнамента, но и смысловые значения, которые рождают эти формальные характеристики. Ярким примером могут являться советские сюжетно-агитационные орнаментальные произведения двадцатых годов ХХ века, когда орнамент воплощал в себе пропагандно-идеологические задачи драматического переломного времени. Для возрождения страны в этот период важное значение придавалось техническому развитию. Поэтому в качестве орнаментальных мотивов выбирались различные машины, тракторы, пропеллеры, электрические лампочки, фабричные трубы. Эти индустриальные технические формы отвечали духу времени и становились символами прогресса. Меняются конкретно-исторические условия - и меняется содержание, стилистика орнамента, методы его художественного проектирования. Орнамент представляет собой не просто украшение предмета и способ моделирования поверхности, но дополняет образ произведения декоративно-прикладного искусства. Итак, смысловая нагрузка орнамента целостно прочитывается только в том случае, когда достигается его сопряжение с декорирующей функцией. Его содержание раскрывается в системе художественных приемов проектирования. Орнамент - это специфическая структура, которая обладает собственной эстетической целостностью и неразрывно связана с несущей предметной плоскостью. Подводя итог, отметим, что в художественном проектировании орнамент соединяет в себе различные планы: эстетический, архитектонический, семантический. Эстетический план характеризует одно из основных назначений орнамента - быть украшением предметной плоскости. При этом орнамент представляет собой строго выстроенную художественную систему, в которой раскрывается стремление к гармонии, упорядоченности, структурности элементов. Архитектонический план означает, что орнамент является самостоятельной художественной структурой, когда он находится на поверхности украшаемого предмета, или когда он фактически является самостоятельным произведением (решетка, кружево). Семантический план указывает на «включенность» орнамента в смысловой контекст проектной культуры. Таким образом, орнамент не только участвует в создании облика и образа произведений декоративно-прикладного искусства, но и концентрирует в себе информацию о художественном проектировании каждой эпохи. 1 Орнамент (лат. - ornamentum - украшение) - живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь; по своему стилю орнамент является той или иной системой закономерного (согласно законам симметрии, ритма и т.п.) сочетания геометрических или в различной степени стилизованных изобразительных элементов; характер орнамента зависит как от материала, формы и назначения украшаемой (орнаментируемой) вещи, так и от техники его выполнения; орнамент является существенным элементом художественного образа в архитектуре и особенно в прикладных искусствах. Наряду с орнаментом часто используется такой термин как орнаментика, включающий в себя «... характер орнамента и совокупность орнаментальных элементов в данном произведении искусства, в данном стиле и т.п.». Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехиной и Ф.Н.Петровой. - М., 1949. - С. 463 (Предлагаемое определение орнамента является, на наш взгляд, одним из наиболее полных и емких). Литература 1. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала ХХ в.). М.-Л., 1963. С. 33. 2. Фаворский В. Размышления об искусстве: Об орнаменте. // Декоративное искусство СССР, 1963. № 7. С. 25. 3. Шубников А.В., Копцих В.А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972. 4. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913. С. 26. 5. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы). // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 75-79. 6. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. Очерк Ш. Об орнаменте. М.., 1977. С. 238. 7. Вейль Г. Симметрия. М., 1968. С. 125-126. 8. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997. С. 28. 9. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 96. 10. Hodder J. Reading the past. Current approaches interpretation in ar- chaeology. Cambridge, 1991. 11. Shanks M., Tilley C. Re-constructing archaeology. London, NY., 1994. 12. Hodder J. Reading the past. Current approaches interpretation in ar- chaeology. Cambridge, 1991. 13. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995. С. 224. | |
Просмотров: 12037
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |