Воскресенье, 28.04.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Искусство информационной архитектуры

Когда говорят о красоте сайта, обычно представляют его графический образ, двумерный снимок с экрана, страницу. Страница - видимый элемент издания - наряду с другими, составляет умозрительную сеть взаимосвязан­ных информационных блоков. Страницы, как «архитектурные части и дета­ли... употребленные в качестве служебных средств, обусловленные и свя­занные между собой особым принципом организации, в качестве инте­гральных элементов нового целого иного порядка, приобретают новые функции, расцениваясь уже в валюте другой системы искусства» [1, С. 64]. Информационная архитектура формует не «поверхность», как это делает графическое решение страницы-кадра, а скорее «пространство» мультиме­дийного издания.

Архитектура сайта или информационная архитектура системати­зирует информацию - знания, данные, сведения - в электронной среде, с которой и в которой работает человек - пользователь.

К. Гото [2] говорит о взаимозаменяемости терминов архитектура сайта и информационная архитектура. Они - почти синонимы - описывают способ структурирования и организации контента - содержимого элек­тронного издания. Смежной областью проектирования электронного изда­ния выступает разработка систем навигации и интерфейса [3], в процессе которой информация упорядочивается в рамках страницы электронного издания.

Задача этих направлений проектирования общая: организовать ин­формацию и навигацию по ней удобным для пользователя способом. При­чем эта информация может быть представлена в любых формах: текстовые документы, программные приложения, графика, фотография, видео, ани­мация, звук - и разнообразных совокупностях этих форм.

Л. Розенфельд и П. Морвиль [4] определяют информационную архи­тектуру, как сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе.

Организация заключается в объединении компонентов информаци­онной среды в отдельные смысловые категории и темы. Предметизация состоит в именовании, определении названий этих категорий и ведущих к ним заголовков - ссылок. Последние обеспечивают пользователю доступ к содержимому сайта и передвижение по нему - навигацию.

Другое определение этих же авторов говорит о том, что информаци­онная архитектура - это структурное проектирование информационного пространства.

В структурирование (структурное проектирование) входит выбор степени детализации (уровня обобщения при разбиении информации на фрагменты) и установление отношений между этими фрагментами.

Таким образом, информационная архитектура занимается нахожде­нием взаиморасположения и взаимосвязи фрагментов - составляющих электронного издания. Она определяет принцип построения сайта. Когда речь заходит о построении, можно говорить об архитектонике сайта, по­нимая ее в широком смысле, как строение художественного произведения.

Можно говорить об информационной умозрительной композиции сайта, понимая ее, как составление различных частей в единое целое сообразно смыслу, содержанию, идее.

Информационная архитектура выступает, как искусство и наука структурирования сайтов с целью облегчения поиска и управления инфор­мацией, то есть с целью обеспечения удобства в работе с информацией. Направленность на удобство - по Н.В. Воронову, один из 10 признаков ди­зайна - является определяющим принципом информационного проектиро­вания.

В модели проектирования информационной архитектуры базовыми предпосылками являются три области изучения информации, и обознача­ются они понятиями содержимое, контекст, пользователи.

Содержимое - это формы, которые принимает информация: типы документов и данных, их объем, имеющаяся структура, - и смысл, кото­рый она несет.

Контекст - для чего создается сайт, в какой среде и при каких усло­виях - определяется культурой, политикой, финансированием, технологи­ей, ресурсами, ограничениями. 

Пользователи - для кого создается сайт: аудитория, ее задачи, по­требности, действия, культура восприятия.

Исходя из этих предпосылок, разрабатываются компоненты инфор­мационной архитектуры, которые условно можно разбить на 4 категории: системы организации (способы распределения информации), системы предметизации и именования (способы представления информации), системы навигации (способы просмотра и передвижения по информации) и системы поиска (способы поиска информации).

Системы именования и поиска - область исследований лингвистов.

В свете дизайн-проектирования представляется интересным рас­сматривать системы организации информации и навигации по ней.

Компоненты первой категории решают композиционные задачи сай­та целиком, как единого организма.

Они составляют две группы: схемы организации и структуры ор­ганизации.

Схема организации определяет общие характеристики элементов со­держимого и оказывает влияние на группировку элементов. Структура ор­ганизации определяет типы связей между элементами содержимого и группами.

Схема организации показывает принцип распределения информации. Организация может быть алфавитная, хронологическая, тематическая, ор­ганизация по географическим признакам, по задачам, по аудитории. Схема упорядочивает информацию.

Структура организации определяет главные маршруты, по которым может перемещаться пользователь.

Простейшая структура организации информации - линейная. Она характерна для небольших презентаций, в которых нужно провести поль­зователя по определенному пути. В линейной структуре не существует разделения контента на уровни. Страницы располагаются последователь­но, переход с одной на другую осуществляется в одном направлении. В сопроводительных презентациях к лекциям курса «Нанотехнологии» [5] выдерживается единая сюжетная линия представления материала как с точки зрения развертывания содержания, так и с точки зрения формально­го решения последовательности кадров.

Большинство сайтов имеет иерархическую структуру, в которой информация постепенно, от уровня к уровню, становится более детальной. Эту структуру также называют древовидной. Иерархия - это нисходящий подход в проектировании информационной системы. Этот подход приме­няется в различных областях знаний: например, иерархично деление живой природы на царства, классы и виды, иерархично строение книги. Как книга разделяется на главы, объединяющие разделы, разделы, объединяющие аб­зацы, абзацы, объединяющие предложения, предложения, объединяющие слова и так далее, так и сайт, а точнее его главная страница, включает стра­ницы первого уровня, каждая из которых включает страницы второго уров­ня и так далее. Иерархия развивается в глубину по вертикали и в ширину по горизонтальным уровням. Глубина означает количество уровней в иерар­хии, а ширина - количество вариантов на каждом уровне. В сайте Между­народной зимней школы по физике полупроводников [6] информация де­лится на два больших раздела: общая информация о конференции и частная информация по школам разных лет. Разделы содержат подразделы, кото­рые дробятся на узкоспециализированные сегменты. Формальное решение подразделов различно. В то же время решение страниц внутри одного под­раздела сходно. Такое графическое кодирование страниц показывает их взаимосвязь, как элементов единой структуры издания.

Восходящий подход применяется в модели проектирования, основан­ной на базе данных. Данные организуются специальным образом с целью упрощения и ускорения их поиска и извлечения. На классификации стра­ниц в зависимости от количества признаков или параметров основана таб­личная структура организации информации. Сайт представляется единой таблицей, ячейкой которой является страница. Презентация кафедры ком­муникативного дизайна СПГХПА [7] является моделью интерактивного каталога, в котором собрана информация по дисциплинам, изучаемым на кафедре. Каждая дисциплина представлена пятью позициями: преподава­тель, методика, работы, студенты, проект. Информация структурирована в виртуальную таблицу и представлена в особой организации интерфейса.

Выбор любой ячейки таблицы-меню приводит к соответствующей страни­це каталога. Графическое решение ячеек - элементов меню корреспонди­рует с графическим решением страниц - элементов издания.

Еще один способ организации информации - органическая струк­тура. В этой системе блоки информации связываются ссылками в свобод­ную сеть отношений, исходя не из определенных закономерностей, а из индивидуальных предпочтений автора. Мысленную модель такой органи­зации сайта представить невозможно, поэтому она нуждается в специально продуманной организации навигации и интерфейса издания.

В системе организации сайта могут быть использованы как способы структурирования в чистом виде, так и их сочетания. Применение сочета­ний характерно для упорядочивания большого массива разнонаправленной информации.

Система организации определяет систему навигации, в которую вхо­дит глобальная навигация по всей информационной структуре - она опи­сывает основные разделы структуры; локальная навигация по ее частям; контекстная навигация - связывает страницу с другими вне прямой струк­турной связи; вспомогательные системы навигации: карта сайта (отражает визуальное представление структуры сайта), указатель (список разделов), руководство пользования.

Пользователь не видит систему организации информации напрямую. Он работает с двумерным отображением информационной архитектуры, представленным множеством страниц, которые связаны системами пред-метизации, навигации, поиска. Как должна выглядеть отдельная страница с точки зрения архитектуры сайта, с точки зрения соорганизации четырех систем, показывает каркас или прототип страницы. Прототип определяет структуру страницы, показывая логику распределения информации в плос­кости экрана и находя наиболее удобное для пользователя расположение элементов интерфейса.

Информационная архитектура и прототипы страниц являются умо­зрительной архитектонической основой формообразования электронного издания.

Графическая композиция на поверхности страницы создает видимый двумерный образ издания. Так фотография передает внешний вид, внеш­нюю красоту здания, восхищающую зрителя, но не показывает всю красо­ту внутренних взаимосвязей архитектурных форм, которая может восхи­щать так же, как и красота стилистического решения.

Информационная архитектура определяет виртуальную пространст­венную систему. Информационная архитектура структурирует информа­цию в умозрительную форму. Информационная архитектура соорганизует в «пространстве» «поверхности» страниц и «массы» информации. Инфор­мационная архитектура создает многомерный образ мультимедийного электронного издания. Не определяет ли выразительность этого образа красоту сайта наряду с выразительностью графического решения?

 Литература

1. Казанский Б. Об основах кино // Поэтика кино. Перечитывая по-
этику кино / Под общей редакцией Р.Д. Копыловой. СПб.: РИИИ, 2001.
268 с.

2. Гото К., Котлер Э. Веб-редизайн. СПб.: Символ-Плюс, 2007. 376 с.

Гарретт Д. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия. СПб.: Символ-Плюс, 2008. 192 с.

Розенфельд Л., Морвиль П. Информационная архитектура в Ин­тернете, 2-е издание. СПб.: Символ-Плюс, 2005. 544 с.

Сайт курса лекций «Нанотехнологии». Умео Университет. Шве­ция. Дизайнер А.А. Зырянова, 2009-2010.  phys . umu . se  (15.04.2010).

Сайт Международной зимней школы по физике полупроводников, ФТИ им. Иоффе РАН. Дизайнер А.А. Зырянова, 2005-2010. ioffe . ru (15.04.2010).

7. Модулар-2005 / Каталог выставки. СПб., 2005. С. 227.

 

Работа выполнена под руководством проф. Т.М. Журавской

Категория: Всего статей | Добавил: art (30.07.2010)
Просмотров: 2850 | Теги: красота сайта, организация контента, видео, документы, архетектура сайта, фотография, графика, контент, страница, программные приложения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]