СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Личность Анри Ван де Вельде
(1863-1957 гг.) занимает особое место на европейской культурной сцене кон. XIX
- нач. XX вв. Дизайнер, архитектор, серьезный теоретик и педагог, он
прокладывал путь новому художественному стилю XX века, можно даже сказать -
творил современность. Ван де Вельде явился неким связующим звеном между
Уильямом Моррисом и Баухаузом. На протяжении значительного времени, начиная от
истоков модерна и заканчивая функционализмом, его творчество занимало в
художественном пространстве свою определенную нишу, а произведения отличались
при этом своим, характерным, ни с кем несравнимым художественным языком.
Дизайн книги занимал Ван де Вельде на протяжении почти пятидесяти лет
творческой деятельности и не был периодическим обращением, как у многих его
современников. Он принадлежал к числу тех художников, на чье творчество
серьезно повлияли литература и чтение. Книга постоянно сопровождала мастера, он
соприкасался с ней в роли внимательного читателя, автора, и, наконец, изнутри,
как дизайнер. В 1900-х годах в Бельгии начинает
постепенно стираться граница между высоким и прикладным искусством. К этому
времени Ван де Вельде уже обучался в Академии художеств в Антверпене (с 1880 по
Начиная с Примерно в это же время «Группа
двадцати» начинает приглашать к участию в салонах художников, которые первыми
обратились к прикладному искусству. Тогда на выставках этого объединения были
показаны плакаты Ж. Шере, детские книжные иллюстрации У. Крейна, в том числе
керамика П. Гогена и У. Финча. «Непосредственное соседство с картинами
подчеркивало значение непривычных объектов. Художник-прикладник вновь завоевал
место и ранг среди свободных художников. Не делалось больше различия между
выставками «свободного» и прикладного искусства»,- вспоминал Ван де Вельде
[1]. На салоне Ю. Мейер-Грефе в издании «Журнал
для друзей книг» («Zeitschrift fur Bucherfreunde») за 1898 год, называет Ван де
Вельде бельгийским У. Моррисом. Но немецкий искусствовед считал что, - «он
пошел намного дальше великого английского новатора, он постоянно современен,
тогда как Моррис никогда не был практически свободным от готики, которая царит
в его книгах...» [2]. Ван де Вельде в свою очередь восхищался личностью
знаменитого англичанина в своем сочинении «Любительские проповеди о прикладном
искусстве» и посвятил ему полный уважения некролог: «Подумайте только, человек,
один единственный человек, который был совершенным поэтом, совершенным
художником-прикладником, был опытен во всех ремеслах, во всех художественных
ремеслах, и кроме этого еще и ревностный, искренний, и действенный социалист»
[3]. Также Ван де Вельде упоминает имя Морриса в эссе «О новом стиле»: «Мы
знаем имена пропагандистов и апостолов стиля и стилистических нюансов,
предшествовавших нашей эпохе напрямую: Моррис, Земпер, Рескин» [3]. Основание Кельмскотт-пресс и
создание трех знаменитых шрифтов Морриса: «Золотого», «Троянского» и «Чосер»,
значительно повысили качество книжного искусства конца XIX в. Ван де Вельде
характеризует открытие англичан как «работу бенедиктинцев», как «терпеливое
просеивание всех видов фламандской, французской и итальянской типографики» [3].
В будущем он использовал английские разработки при создании своих книг. По словам самого Ван де Вельде,
идеи и теории Морриса и Рескина определенно повлияли на его художественное
становление, но не в самом начале его творческого определения. Он давно
планировал изучить какое-нибудь художественно-прикладное ремесло, и его терзали
сомнения о целесообразности выбранного им предназначения - пути свободного
художника. Постепенный отказ от живописи и первое обращение к проектному
творчеству произошло во время подготовительного этапа работы над картиной « Первой работой в книжной графике
Ван де Вельде стала ксилография на обороте сборника стихов
«Воскресное»(«Dominical») М. Эльскам-па (октябрь Линии в этом оформлении
художественно отражают не только, такие явления как солнце, море, волны,
песочный берег дюн, а получают так же дополнительное значение, выражающее
различные настроения. Еще одной особенностью такого
книжного дизайна стал отказ Ван де Вельде от прямого иллюстрирования текста.
Обложка не соответствует содержанию текста, который должна сопровождать
иллюстрация, как это было принято в конце XIX века. Художник выразил содержание
стихотворений Эльскампа через свое восприятие, обратившись к основному подтексту
цикла, не изменив его общего настроения. Только в одном из стихотворений
упоминается море, скорее цикл выражает спокойствие воскресного дня и
опустевший, безлюдный город. Нельзя не согласиться с высказыванием Джона
Дитера Бринкса, автора эссе к каталогу выставки, посвященной книжному
искусству Ван де Вельде, [2] о том, что: «Преимущество абстрактного эскиза
перед конкретным, иллюстративным означало перед 1900 годом революцию . Следующие инкунабулы современности
в книжной графике, созданные Ван де Вельде, это рисунок для обложки к
«Salutations, dont d'angeliques» Макса Эльскампа ( Настенный ковер « Обложки «Domenical», «Salutationen» и журнала «Van Nu en Straks» можно рассматривать как вообще первые абстрактные книжные проекты, которые по мнению исследователя Ф. Кильштейна «напоминают остатки предметности, встречающиеся у Кандинского с 1909 года, т. е. на пятнадцать лет позже. В отличие от Кандинского, который искал выражение абстракции в свободном пространстве картины, Ван де Вельде делает следующий шаг, к использованию абстракции в орнаменте» [2]. 1 Граф Гарри Кесслер (1868 -
1937). Коллекционер, меценат искусства. Избранные издания дневников богатый
источник по истории немецкого общества. В дневниках упоминается около 12 000
тысяч имен. Так же непосредственно друг и меценат Ван де Вельде. 2 Henry van de Velde (1863-1957).
Buchkunst. Vom Jugendstil zum Bauhaus. BrOhan-Museum. Берлин, 12 июня - 20
сентября Литература 1. Henry van de Velde. Geschichte
meines Lebens. (ed. Hans Curjel). R. Piper & Co Verlag, Munchen, 1962. 2. Dr. Volker Kielstein. Henry van de
Velde - Buchgestaltungen 18921942 // Bartkowiaks forum book art. (ed. Heinz
Stefan Bartkowiak). 23 edition, yearbook 2005/2006. 3. Becker.
I. Henry van de Velde - Buchkunst. Im Spannungsfeld von Ju- 4. Henry
van de Velde. Vom neuen Stil. Insel-Verlag. Leipzig, 1907. 5. Brinks
J.D. Die Buchkunst Henry van de Veldes. Vom Jugendstil zum Работа выполнена под руководством
проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 3449 | Комментарии: 7
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |