Воскресенье, 28.04.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Модные цвета «смирения» и «сопротивления» в костюме как психологическая реакция общества на экономический кризис

«А что, по-вашему, бывает с людьми, когда мир рушится? Умные и сильные вы­плывают, а участь всех прочих идти ко дну.»

М.Митчелл «Унесенные ветром»

Костюм зависит от социальных условий жизни и реагирует на любые изменения в обществе. Его можно рассматривать как вид коммуникации, он имеет «язык» и способен передавать информацию от его владельца к окружающим. Искусство костюма, как процесс отражения действительно­сти, располагает определенной системой знаков в виде форм, линий, цве­тов. В теории костюма символы особенно важны, т. к. благодаря им мы можем распознавать эпоху [1].

Целью данной работы является проследить взаимосвязь между эко­номическими кризисами и цветом костюма на примере моды ХХ века. Данным исследованием мы выдвигаем гипотезу, что существуют две пси­хологически обусловленные реакции на кризис, выраженные в костюме цветами «смирения» и «сопротивления» [2]. Первая - тенденция, основан­ная на принятии настроений, навязываемых кризисом, тяга к практичности и простоте. Цвета «смирения» спокойные, грязноватые, серые, черные. Другая реакция, напротив, связана с желанием противостоять непростым будням и депрессии, тяготит к сложности облика. Это «пир во время чу­мы», выбор бунтарей и сильных личностей. Цвета «сопротивления» жен­ственные, энергичные и активные (красный, желтый, розовый, оранжевый

и др).

Обозначим главные задачи нашего исследования: выявить основные экономические кризисы ХХ века; уделяя внимание цветовой палитре, рас­смотреть особенности и выявить закономерности модных тенденций этих периодов; опираясь на психосемантику цвета и психологию личности, соот­нести полученные данные с теорией цветов «смирения» и «сопротивления».

Вопрос влияния цвета на психо-функциональное состояние личности привлекал внимание человека с древних времен, но научная психология занялась изучением механизмов отношения человека к цвету сравнительно недавно, в конце XIX века. Природу взаимодействия цвета и состояния личности изучали И. Иттен «Искусство цвета», В. Кандинский «О духов­ном в искусстве», М. Люшер и др. Сейчас возрождается интерес к изуче­нию цвета и его психосемантического и символического значения. Извест­ными психологами этой области являются Н.В. Серов «Лечение цветом. Мода и гармония», «Цвет культуры. Психология, культурология, физиоло­гия», П.В. Яньшин «Психосемантика цвета», Г.Э. Бреслав «Цветопсихоло-гия и цветолечение для всех», Б.А. Базыма «Цвет и психика» и др. Про­блема цветовой семиотики народного костюма рассмотрена в работах Н.М. Калашниковой «Семиотика народного костюма», П. Богатырева. Также вопрос изучали Т.В. Козлова «Цвет в костюме», М. Килашенко «Психоло­гия моды», М.О. Сурина «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитекту­ре», Р. Кирсанова и др.

Как отмечалось выше, цвет - это одна из главных характеристик мо­ды. Он не только отражение действительности, но и способ изменить ее и себя. По мнению Н. В. Серова, «цветовая задача нашей души» состоит в устранении или в ослаблении неблагоприятных воздействий. «Сначала че­ловек совмещает цвета души и одежд в своем нравящемся единстве. Когда же от этого единообразия наступает цветовое утомление, то цвет меняется на контрастный» [3].

На схожей теории базируются основы цветотерапии. Возможность активного цветового воздействия специфическим светом на бессознание или подсознание необходимо учитывать и модельеру при пролонгирован­ном лечении, которое в быту называют ношением одежд модных и немод­ных цветов. Цвет в одежде медленно, но действует [3].

В настоящее время мировое сообщество переживает экономический кризис, в поисках рационального поведения и для эффективной борьбы с ним можно заглянуть в прошлое. История видела различные социальные потрясения: войны, революции, экономические кризисы. Модные цвета и социальные изменения в обществе взаимосвязаны. К примеру, военные годы отличаются, как правило, мужским силуэтом, простым кроем и тем­ными, грязноватыми цветами. После войн происходит всплеск женствен­ности и сексуальности. Существует ли какая-то закономерность выбора цвета во время экономических кризисов?

Экономический кризис 1918-1922 гг.

После больших потрясений, которые принесла Первая мировая вой­на, жизнь в корне изменилась. Были популярны черные, серые, бежевые, грязноватые темные цвета. Они - выражение послевоенного траура, прак­тичны, часто являлись следствием переделки военной формы на женские костюмы. Но у данной модной тенденции была и психологическая основа. Эти цвета - отражение депрессивного состояния общества.

Так, по мнению П. В. Яньшина, черный отражает необходимость в за­щите, помогает спрятаться как в коконе. Цвет депрессии, застоя и страха [4].

Серый - это классический нейтральный цвет, отличный цвет для фо­на. Предпочитают личности с психологическим, эмоциональным истоще­нием. Помогает укрыться и отгородиться от окружающего мира, остаться незамеченным, возможно даже заняться своими личными делами, отодви­нув на второй план общественность и обязательство перед происходящим вокруг.

Еще во время Первой мировой войны мадам Шанель начала предла­гать модели из бежевого трикотажного полотна. Впоследствии в моде 1920-1922 гг. бежевый цвет становится одним из популярнейших. Психо­логически этот цвет соответствовал духу времени. Бежевый обещает ста­бильность, надежность, умиротворенность, отдых - все то, в чем так нуж­даются люди в кризисное время.

Но после окончания войны наряду с широкой распространенностью «цветов смирения» появились и активные, жизнерадостные оттенки крас­ного, оранжевого, изумрудного, светло-вишневого, зеленовато-желтого, как показатель возрождения людей к жизни и противостояния послевоен­ным экономическим и психологическим трудностям.

Великая депрессия 1928-1933 гг.

24 октября 1929 г. («Черный четверг») разразился банковский кризис в США, ставший началом всемирного экономического кризиса («Великой депрессии»), который захватил всю первую половину 1930-х гг. Беззабот­ность и показная роскошь «золотых двадцатых» ушла в прошлое, мода 1930-х гг. в условиях кризиса стала более демократичной, практичной и сдержанной. Но модели одежды стали элегантнее, в моду пришел незамет­ный шик. Происходит возвращение женственности, романтики и тайны в образе, вместе с некой агрессивностью и независимостью. Наряду с туск­лыми цветами распространилась яркая, насыщенная цветовая гамма.

Психологическое напряжение и эмоциональная усталость общества нашли выражение в распространении тусклых, грязноватых цветов и серых тонов платьях с белыми воротничками, напоминавших «универсальные» платья времен «Великой войны». Н.В. Серов отмечает, что серый цвет на­зывают еще цветом смены времен. Он, как и красный, предшествует воз­никновению каждой новой культуры.

Тяжелые будни реальности «замещались» красивой жизнью и бле­ском гламура на экране. Непременно светлая мода на блондинок с киноэк­ранов вошла в жизнь: почти все знаменитые актрисы того времени были блондинками с губами ярко-красного цвета.

Ледяная красота кинодив подчеркивалась холодными цветами: си­ним, голубым, фиолетовым. Эти холодные оттенки успокаивают, расслаб­ляют и отвлекают внимание, в отличие от теплых красных и желтых цве­тов, мгновенно привлекающих всеобщие взгляды.

Голубой цвет вызывает обманчивое ощущение благополучия, умиро­творенности и свободы. Ассоциируется с постоянством и задумчивостью, надежностью и честью. Синий интровертен, символизирует духовное на­чало и мудрость. И. Иттен связывает его с выражением уединения и тихого смирения. В. Кандинский, И. В. Гете подчеркивают, что по сравнению с голубым, синий может порождать или отображать усталость, слабую угне­тенность и печаль. Несмотря на это успокаивающий темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным - недаром его так любят бизнесмены [4].

Фиолетовый (лиловый) издревле считался «цветом высшей мудро­сти». Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный -двоякая природа фиолетового создает атмосферу чувствительности и вну­шаемости, таинственности и желания очаровывать, отмечает М. Люшер. Темно-фиолетовый может свидетельствовать о депрессии и оказывать по­давляющее воздействие. В христианстве этот цвет символизирует страда­ние, покаяние и печаль. Н.В. Серов связывает фиолетовый с мужским под­сознанием в нормальных условиях, и с женским - в экстремальных.

Несмотря на окружающую нищету, как протест, в вечерней моде первой половины 1930-х гг. главенствовало Великое белое платье и стиль «неоклассицизм» (М. Вионне, мадам Гре, Ж. Дессе).

Белый цвет - это цвет начала, чистый лист, с которого пишется исто­рия. И действительно, конец - это начало чего-то нового, в данном случае это переход общества на другой этап развития. Отдавая ему предпочтение в одежде, человек вступает в новое для себя время. М. Люшер связывает белый с потребностью в освобождении от неприятных обстоятельств. Цвет согласия, справедливости, веры, чистоты и невинности [5].

Также одним из ярчайших примеров противостояния депрессии, взрывом действительности является творчество Э. Скиапарелли. Ее друж­ба с сюрреалистами и бунтарский взгляд вносили в одежду юмор и иро­нию, игровые моменты, часто намеренно эпатировали зрителя. Так рожда­лись фантазийные костюмы и смелые цвета: «шокинг пинк», бирюзовый, желто-зеленый и др. [6].

Яркий розовый - обладает той же вибрирующей динамикой, что и красные тона. На него невозможно не обратить внимание, он вызывающе-сексуален. Более агрессивен и настойчив, чем снижающие человеческую агрессию романтические и успокаивающие нежно-розовые оттенки. Сви­детельствует о желании начать что-то новое в жизни [4]. Бирюзовый -смелый цвет, означает желание быть в центре внимания. Он успокаивает, помогает бороться со стрессами и поддерживает работоспособность на вы­соком уровне.

В творчестве модельеров этого периода встречаются также активные оттенки красного, желтого, зеленого.

Послевоенный кризис 1940-1950 гг.

Не удивительно, что устав от ужасов Второй мировой войны, мир хотел стабильности, покоя и красоты. В 1947 г. К. Диор создает новую коллекцию и стиль «Нью лук» (New Look), который явился воплощением женственности, попыткой вернуться к счастливой мирной жизни и протес­том против послевоенных трудностей.

Его женственные, романтические формы и яркие, позитивные цвета были хорошим лекарством для психики людей во время поствоенного эко­номического и душевного кризиса. К. Диор предпочитал сочетания черно­го, коричневого, серого и белого как самые элегантные, но включал в кол­лекции и яркие цвета - розовый, «красный Диора», зеленый [7].

Главными же пристрастиями цветовой палитры кутюрье являлись серый и розовый.

«Смиренный» серый он считал символом элегантности. Диор распо­знавал множество оттенков серого и давал им собственные определения: цвет земли, камня, урана, жемчужного облака. Он считал, что серый являет­ся идеальным дополнением к белому, черному и его любимому розовому.

Романтический розовый цвет Диор называл цветом радости и женст­венности. Как и в сером, в розовом для Диора существовало множество от­тенков: цвет фарфора, розы и даже цвет инея. Ему казалось, что розовый позволяет поверить в безмятежно-прекрасное будущее и идеально соответ­ствует воплощению идее женщины-цветка.

Примерно в те же годы в СССР возникло бунтарское модное движе­ние стиляг. Жажда яркой жизни вызвала взрыв цвета. Так описывает образ стиляги Д.Г. Беляев: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумитель­но нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши... » [8].

Вернувшиеся из Европы победители привезли с собой трофейную одежду и модные журналы. Несоответствие убогой реальности с красочно­стью киномира, запечатлённого в «трофейных фильмах», вызывало у мо­лодых людей состояние дискомфорта. Эта субкультура стала психологиче­ской защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет, явилась своеобраз­ным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения и тоталитарного строя.

Экономический кризис 1987 г.

Биржевой крах 19 октября 1987 г. («Черный понедельник») стал кон­цом эпохи «изобилия и эгоизма». Война в Персидском заливе (1991г.) уси­лила энергетический кризис в мире. Спад потребления и безработица в за­падных странах изменили стиль жизни и приоритеты. В моде черный цвет.

Экономический кризис породил также в 1992 г. новую молодежную субкультуру и стиль гранж, как протест стилю яппи, стремящемуся к рос­коши и престижу. В 1993 г. «гранж» от модельера М. Джейкобса превра­тился   в супермодный стиль, рекламируемый модными журналами, как

«маргинальный шик». На подиумах появился образ бродяги в поношенной, застиранной, намеренно состаренной одежде. В моду вощли трикотажные изделия с распущенными петлями, многослойность, «сочетание не соче­таемого». Преобладающими явились мрачные, «грязноватые» расцветки. Российский кризис 1990-х гг.

Мода России 1990-х гг. ответила на социальный и политический кри­зис в обществе яркими цветами «сопротивления», преобладанием красных оттенков («малиновый пиджак») в сочетании с черным. Еще в 1992 г. на Неделе высокой моды в Париже итальянские дизайнеры показали коллек­цию с ярко-красными пиджаками, которые очень полюбились русским. Такие приоритеты в моде объясняются силой и агрессивной энергетикой красного цвета, желанием активно заявить о себе, что соответствовало ду­ху того времени. М. Люшер отмечает, что красный - стремление добиться влияния, завоевать успех, импульс к борьбе и предприимчивости. Это сим­вол крови, магический цвет [5].

В сочетании с черным усиливаются негативные стороны красного.

Мировой экономический кризис 2008 г.

Кризис 2008 г, вобрав в себя опыт прошлого, ярко отражает тенден­ции и моды «смирения», и моды «сопротивления». Наряду с господством черных и нейтральных оттенков (телесный, серый, коричневый), а также интересом к синему, у многих модельеров возникает тенденция к ярким, бунтарским 1980-м гг., особенно энергичному красному. Особо стоит от­метить внимание к периоду Великой депрессии, стилю неоклассицизм, а также к стилю гранж 1990-х гг.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что рассмот­ренные в статье цветовые реакции костюма на экономический кризис мо­гут быть иллюстрацией теории Н.В. Серова о соответствии «цвета души» и одежды, а также о возможности воздействия цветом на психо­эмоциональное состояние личности.

Экономические потрясения в обществе несут за собой бедность, мо­ральный упадок и депрессии. Но сильная личность борется с обстоятельст­вами и противостоит трудностям. Так рождаются два течения в моде: «смирение» жизненным обстоятельствам и «сопротивление» им. Исполь­зуя знания о цвете, человек может воздействовать на реальность не только на подсознательном, но и на осознанном уровне. Это своего рода лекарст­во, цветотерапия. Мы можем прибегнуть к спокойствию и умиротворенно­сти бежевого, укрыться с помощью черного, дать отдых эмоциям ней­тральным серым или же использовать активность и силу красного, жиз­ненную энергию зеленого, солнечного желтого, нежного и романтичного розового.

Литература

1. Килашенко М. Психология моды. СПб.: Речь, 2001. 192 с.

2. Горалик Л. Мода во время кризиса // Open Space [сайт]. М., 2008.  openspace . ru (28.03.10).

Серов Н.В. Лечение цветом. СПб.: Речь, 2005. 224 с.

Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 368 с.

Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. 236 с.

6. История  костюма   [сайт].   2008.   costumehistory . ru
(28.03.10).

7. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. Ростов
н/Д: Феникс, 2004. 480 с.

8. Беляев Д.Г. Стиляга // Крокодил, 1949. № 7.

 

Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой

Категория: Всего статей | Добавил: art (03.08.2010)
Просмотров: 4329 | Комментарии: 2 | Теги: условия жизни, одежда в кризис, мировой кризис, мода кризиса, мода, послевоенный кризис, костюм, цвета в кризис, мировой экономический, кризис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]