СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
«А что, по-вашему, бывает с людьми, когда мир рушится? Умные и сильные выплывают, а участь всех прочих идти ко дну.» М.Митчелл «Унесенные ветром» Костюм зависит от социальных условий жизни и реагирует на любые изменения в обществе. Его можно рассматривать как вид коммуникации, он имеет «язык» и способен передавать информацию от его владельца к окружающим. Искусство костюма, как процесс отражения действительности, располагает определенной системой знаков в виде форм, линий, цветов. В теории костюма символы особенно важны, т. к. благодаря им мы можем распознавать эпоху [1]. Целью данной работы является проследить взаимосвязь между экономическими кризисами и цветом костюма на примере моды ХХ века. Данным исследованием мы выдвигаем гипотезу, что существуют две психологически обусловленные реакции на кризис, выраженные в костюме цветами «смирения» и «сопротивления» [2]. Первая - тенденция, основанная на принятии настроений, навязываемых кризисом, тяга к практичности и простоте. Цвета «смирения» спокойные, грязноватые, серые, черные. Другая реакция, напротив, связана с желанием противостоять непростым будням и депрессии, тяготит к сложности облика. Это «пир во время чумы», выбор бунтарей и сильных личностей. Цвета «сопротивления» женственные, энергичные и активные (красный, желтый, розовый, оранжевый и др). Обозначим главные задачи нашего исследования: выявить основные экономические кризисы ХХ века; уделяя внимание цветовой палитре, рассмотреть особенности и выявить закономерности модных тенденций этих периодов; опираясь на психосемантику цвета и психологию личности, соотнести полученные данные с теорией цветов «смирения» и «сопротивления». Вопрос влияния цвета на психо-функциональное состояние личности привлекал внимание человека с древних времен, но научная психология занялась изучением механизмов отношения человека к цвету сравнительно недавно, в конце XIX века. Природу взаимодействия цвета и состояния личности изучали И. Иттен «Искусство цвета», В. Кандинский «О духовном в искусстве», М. Люшер и др. Сейчас возрождается интерес к изучению цвета и его психосемантического и символического значения. Известными психологами этой области являются Н.В. Серов «Лечение цветом. Мода и гармония», «Цвет культуры. Психология, культурология, физиология», П.В. Яньшин «Психосемантика цвета», Г.Э. Бреслав «Цветопсихоло-гия и цветолечение для всех», Б.А. Базыма «Цвет и психика» и др. Проблема цветовой семиотики народного костюма рассмотрена в работах Н.М. Калашниковой «Семиотика народного костюма», П. Богатырева. Также вопрос изучали Т.В. Козлова «Цвет в костюме», М. Килашенко «Психология моды», М.О. Сурина «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре», Р. Кирсанова и др. Как отмечалось выше, цвет - это одна из главных характеристик моды. Он не только отражение действительности, но и способ изменить ее и себя. По мнению Н. В. Серова, «цветовая задача нашей души» состоит в устранении или в ослаблении неблагоприятных воздействий. «Сначала человек совмещает цвета души и одежд в своем нравящемся единстве. Когда же от этого единообразия наступает цветовое утомление, то цвет меняется на контрастный» [3]. На схожей теории базируются основы цветотерапии. Возможность активного цветового воздействия специфическим светом на бессознание или подсознание необходимо учитывать и модельеру при пролонгированном лечении, которое в быту называют ношением одежд модных и немодных цветов. Цвет в одежде медленно, но действует [3]. В настоящее время мировое сообщество переживает экономический кризис, в поисках рационального поведения и для эффективной борьбы с ним можно заглянуть в прошлое. История видела различные социальные потрясения: войны, революции, экономические кризисы. Модные цвета и социальные изменения в обществе взаимосвязаны. К примеру, военные годы отличаются, как правило, мужским силуэтом, простым кроем и темными, грязноватыми цветами. После войн происходит всплеск женственности и сексуальности. Существует ли какая-то закономерность выбора цвета во время экономических кризисов? Экономический кризис 1918-1922 гг. После больших потрясений, которые принесла Первая мировая война, жизнь в корне изменилась. Были популярны черные, серые, бежевые, грязноватые темные цвета. Они - выражение послевоенного траура, практичны, часто являлись следствием переделки военной формы на женские костюмы. Но у данной модной тенденции была и психологическая основа. Эти цвета - отражение депрессивного состояния общества. Так, по мнению П. В. Яньшина, черный отражает необходимость в защите, помогает спрятаться как в коконе. Цвет депрессии, застоя и страха [4]. Серый - это классический нейтральный цвет, отличный цвет для фона. Предпочитают личности с психологическим, эмоциональным истощением. Помогает укрыться и отгородиться от окружающего мира, остаться незамеченным, возможно даже заняться своими личными делами, отодвинув на второй план общественность и обязательство перед происходящим вокруг. Еще во время Первой мировой войны мадам Шанель начала предлагать модели из бежевого трикотажного полотна. Впоследствии в моде 1920-1922 гг. бежевый цвет становится одним из популярнейших. Психологически этот цвет соответствовал духу времени. Бежевый обещает стабильность, надежность, умиротворенность, отдых - все то, в чем так нуждаются люди в кризисное время. Но после окончания войны наряду с широкой распространенностью «цветов смирения» появились и активные, жизнерадостные оттенки красного, оранжевого, изумрудного, светло-вишневого, зеленовато-желтого, как показатель возрождения людей к жизни и противостояния послевоенным экономическим и психологическим трудностям. Великая депрессия 1928-1933 гг. 24 октября Психологическое напряжение и эмоциональная усталость общества нашли выражение в распространении тусклых, грязноватых цветов и серых тонов платьях с белыми воротничками, напоминавших «универсальные» платья времен «Великой войны». Н.В. Серов отмечает, что серый цвет называют еще цветом смены времен. Он, как и красный, предшествует возникновению каждой новой культуры. Тяжелые будни реальности «замещались» красивой жизнью и блеском гламура на экране. Непременно светлая мода на блондинок с киноэкранов вошла в жизнь: почти все знаменитые актрисы того времени были блондинками с губами ярко-красного цвета. Ледяная красота кинодив подчеркивалась холодными цветами: синим, голубым, фиолетовым. Эти холодные оттенки успокаивают, расслабляют и отвлекают внимание, в отличие от теплых красных и желтых цветов, мгновенно привлекающих всеобщие взгляды. Голубой цвет вызывает обманчивое ощущение благополучия, умиротворенности и свободы. Ассоциируется с постоянством и задумчивостью, надежностью и честью. Синий интровертен, символизирует духовное начало и мудрость. И. Иттен связывает его с выражением уединения и тихого смирения. В. Кандинский, И. В. Гете подчеркивают, что по сравнению с голубым, синий может порождать или отображать усталость, слабую угнетенность и печаль. Несмотря на это успокаивающий темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным - недаром его так любят бизнесмены [4]. Фиолетовый (лиловый) издревле считался «цветом высшей мудрости». Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный -двоякая природа фиолетового создает атмосферу чувствительности и внушаемости, таинственности и желания очаровывать, отмечает М. Люшер. Темно-фиолетовый может свидетельствовать о депрессии и оказывать подавляющее воздействие. В христианстве этот цвет символизирует страдание, покаяние и печаль. Н.В. Серов связывает фиолетовый с мужским подсознанием в нормальных условиях, и с женским - в экстремальных. Несмотря на окружающую нищету, как протест, в вечерней моде первой половины 1930-х гг. главенствовало Великое белое платье и стиль «неоклассицизм» (М. Вионне, мадам Гре, Ж. Дессе). Белый цвет - это цвет начала, чистый лист, с которого пишется история. И действительно, конец - это начало чего-то нового, в данном случае это переход общества на другой этап развития. Отдавая ему предпочтение в одежде, человек вступает в новое для себя время. М. Люшер связывает белый с потребностью в освобождении от неприятных обстоятельств. Цвет согласия, справедливости, веры, чистоты и невинности [5]. Также одним из ярчайших примеров противостояния депрессии, взрывом действительности является творчество Э. Скиапарелли. Ее дружба с сюрреалистами и бунтарский взгляд вносили в одежду юмор и иронию, игровые моменты, часто намеренно эпатировали зрителя. Так рождались фантазийные костюмы и смелые цвета: «шокинг пинк», бирюзовый, желто-зеленый и др. [6]. Яркий розовый - обладает той же вибрирующей динамикой, что и красные тона. На него невозможно не обратить внимание, он вызывающе-сексуален. Более агрессивен и настойчив, чем снижающие человеческую агрессию романтические и успокаивающие нежно-розовые оттенки. Свидетельствует о желании начать что-то новое в жизни [4]. Бирюзовый -смелый цвет, означает желание быть в центре внимания. Он успокаивает, помогает бороться со стрессами и поддерживает работоспособность на высоком уровне. В творчестве модельеров этого периода встречаются также активные оттенки красного, желтого, зеленого. Послевоенный кризис 1940-1950 гг. Не удивительно, что устав от
ужасов Второй мировой войны, мир хотел стабильности, покоя и красоты. В Его женственные, романтические формы и яркие, позитивные цвета были хорошим лекарством для психики людей во время поствоенного экономического и душевного кризиса. К. Диор предпочитал сочетания черного, коричневого, серого и белого как самые элегантные, но включал в коллекции и яркие цвета - розовый, «красный Диора», зеленый [7]. Главными же пристрастиями цветовой палитры кутюрье являлись серый и розовый. «Смиренный» серый он считал символом элегантности. Диор распознавал множество оттенков серого и давал им собственные определения: цвет земли, камня, урана, жемчужного облака. Он считал, что серый является идеальным дополнением к белому, черному и его любимому розовому. Романтический розовый цвет Диор называл цветом радости и женственности. Как и в сером, в розовом для Диора существовало множество оттенков: цвет фарфора, розы и даже цвет инея. Ему казалось, что розовый позволяет поверить в безмятежно-прекрасное будущее и идеально соответствует воплощению идее женщины-цветка. Примерно в те же годы в СССР возникло бунтарское модное движение стиляг. Жажда яркой жизни вызвала взрыв цвета. Так описывает образ стиляги Д.Г. Беляев: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши... » [8]. Вернувшиеся из Европы победители привезли с собой трофейную одежду и модные журналы. Несоответствие убогой реальности с красочностью киномира, запечатлённого в «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Эта субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет, явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения и тоталитарного строя. Экономический кризис Биржевой крах 19 октября Экономический кризис породил также
в «маргинальный шик». На подиумах появился образ бродяги в поношенной, застиранной, намеренно состаренной одежде. В моду вощли трикотажные изделия с распущенными петлями, многослойность, «сочетание не сочетаемого». Преобладающими явились мрачные, «грязноватые» расцветки. Российский кризис 1990-х гг. Мода России 1990-х гг. ответила на
социальный и политический кризис в обществе яркими цветами «сопротивления»,
преобладанием красных оттенков («малиновый пиджак») в сочетании с черным. Еще в
В сочетании с черным усиливаются негативные стороны красного. Мировой экономический кризис Кризис Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что рассмотренные в статье цветовые реакции костюма на экономический кризис могут быть иллюстрацией теории Н.В. Серова о соответствии «цвета души» и одежды, а также о возможности воздействия цветом на психоэмоциональное состояние личности. Экономические потрясения в обществе несут за собой бедность, моральный упадок и депрессии. Но сильная личность борется с обстоятельствами и противостоит трудностям. Так рождаются два течения в моде: «смирение» жизненным обстоятельствам и «сопротивление» им. Используя знания о цвете, человек может воздействовать на реальность не только на подсознательном, но и на осознанном уровне. Это своего рода лекарство, цветотерапия. Мы можем прибегнуть к спокойствию и умиротворенности бежевого, укрыться с помощью черного, дать отдых эмоциям нейтральным серым или же использовать активность и силу красного, жизненную энергию зеленого, солнечного желтого, нежного и романтичного розового. Литература 1. Килашенко М. Психология моды. СПб.: Речь, 2001. 192 с. 2. Горалик Л. Мода во время кризиса // Open Space [сайт]. М., 2008. openspace . ru (28.03.10). Серов Н.В. Лечение цветом. СПб.: Речь, 2005. 224 с. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 368 с. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. 236 с. 6. История костюма
[сайт]. 2008. costumehistory
. ru 7. Сидоренко В.И. История стилей в
искусстве и костюме. Ростов 8. Беляев Д.Г. Стиляга // Крокодил, 1949. № 7. Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой | |
Просмотров: 4329 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |