СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
На рынке художественных изделий существует множество товаров, с использованием в дизайне вставок из цветных ювелирно-поделочных камней. Более того, мода диктует свои законы, и наиболее актуальными сегодня являются украшения а-ля бижутерия. В этом многообразии любой потребитель, желающий удовлетворить свои эстетические нужды, находит то, что ему необходимо, исходя из цены и привлекательности товара. Возрастающий спрос порождает предложение, и превращает материал доступный не многим в достояние любого. Еще в XIX в. М.А. Вернейль разработал способ получения синтетического рубина и, тем самым открыл путь к методам выращивания аналогов минералов. Уже сейчас на ювелирном рынке можно найти легко доступные имитации камней, хотя существует вероятность наткнуться на синтетический аналог, выдаваемый за натуральный. С такой проблемой столкнулся, прочно закрепившийся на ювелирном рынке янтарь, известный человечеству еще из древних письменных упоминаний X в. до н. э. В отличие от большинства имитируемых камней, обладающих преимущественно кристаллической структурой, янтарь представляет собой образование биогенного происхождения. Еще со времен, когда янтарь принимался за денежную единицу, а изделия из него считались предметами роскоши, появилось понятие облагораживания янтаря. На сегодняшний день науке подвластно не только изменение его внешнего вида, получение необходимой формы и размеров, но и процессы имитирования янтаря, которые можно сконцентрировать в несколько групп. 1. Изготовление янтаря на основе самого янтаря, с использованием крошки различных фракций, облагораживание. 2. Имитации янтаря на основе природных смол, образующих группы флорогенных материалов. 3. Имитации янтаря на основе искусственных смол (пластмасс). Изготовление янтаря на основе самого янтаря, с использованием крошки различных фракций, облагораживание Процесс облагораживания янтаря известен еще со времен Плиния Старшего (23-79 гг до н. э.), собравшего труды исследователей того времени в «Естественной истории», где приводит результаты своих работ. В своей монографии он писал о том, что в Древнем Риме умели красить янтарь, ценившийся на вес золота, в красный цвет с помощью корня Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала. Также древние римляне искусно просветляли замутненный янтарь путем кипячения его в жире молодого поросенка. В процессе кипячения пузырьки в янтаре заполнялись жиром и приобретали способность пропускать свет. Такой способ применялся и мастерами XIX в при изготовлении линз для очков, увеличительных и зажигательных стекол. На сегодняшний день существует также способ просветления замутненного янтаря с помощью сухого прокаливания в песке, который предварительно подвергается обесцвечиванию в автоклавах в течение 15 ч под давлением в азоте при Т = 250 °C. В зависимости от длительности нагрева окраска янтаря постепенно меняется от золотистой до темно-вишневой. Этот процесс сопровождается образованием зеркальных трещинок - эффект солнечных блесток и получается игристый или радужный янтарь. Иногда эти трещинки дополнительно окрашиваются. Процесс получения янтарных заготовок методом прессования янтаря впервые было применено в 1881 году двумя венскими фирмами, которые использовали метод Шпиллера и метод Требича. В настоящее время принципы технологии прессования остались в общих чертах прежними, хотя и имеют некоторые дополнения. Из современных патентных исследований видно, что преобразование методов модификации янтаря (создания амброида) происходит по направлению к усовершенствованию структуры и формы получаемой заготовки. А именно: - получение конечной формы, не имеющей в процессе дальнейшей обработки большого количества отходов производства - повышение физико-технологических свойств амброида, для которого главным критерием является сохранение цветовых характеристик на протяжении длительного времени эксплуатации и предотвращение раннего разрушения материала - получение амброида необходимой формы и размера, применимого как в ювелирных, так и декоративно-отделочных проектах. Имитации янтаря на основе природных смол, образующих группы флорогенных материалов Все существующие природные смолы, используемые в различных сферах, как без добавления примесей, так и проходящие сложный процесс очистки и преобразования в полезную субстанцию, являются органогенными образованиями группы флорогенных материалов, подразделяющиеся на современные и ископаемые смолы. Современные мягкие смолы, в отличие от ископаемых, претерпели лишь начальную стадию окаменения. Внешне они похожи на янтарь и используются для его имитации, или применяются в качестве сырья для изготовления лаков для придания преимущественно деревянным покрытиям декоративного облика, а также для защиты от воздействия внешних факторов. Например, каури - твердая смола, выделяемая гигантскими деревьями на островах Новой Зеландии, а также в Австралии и на островах Фиджи и Новые Гибриды в Тихом океане, вывозилась в Англию и Америку, где использовалась в качестве сырья для производства лаков. Из крупных кусков смолы изготавливались сувениры в виде голов мужчин племени маори, раскрашивающиеся затем масляной краской. В наши дни каури используется в качестве материала для производства шлифованных ювелирных украшений, предлагаемых туристам, а также, благодаря своей окраске, в качестве имитации янтаря. Еще одна разновидность смол - копал, имеющая похожее с каури применение, и, добывающаяся как Австралии, странах Африки, Америке и даже в Азербайджане, является достаточно распространенной и встречается как выделение современных и ископаемых деревьев. Залегая в толщах торфяных болот, быстро отвердевает и становится пригодным для обработки. Изделиями из него выступают бусы и другие изделия, покрываемые лаком, а для имитации янтаря копал используют в своих работах китайские мастера. Однако копал привлекал внимание не только мастеров сувенирного дела, но и исследователей, чей интерес имел особую коммерческую основу. Таким представителем явился вышеупомянутый Франц Шпиллер, владелец фирмы «Братья Шпиллер» в Вене, который в своем патенте от 30 апреля 1907 г., предложил метод преобразования копала в материал, по свойствам, напоминающим янтарь. Шеллак или природный лак представляет собой продукт переработки смолистого материала, образующегося на деревьях, произрастающих в Индии и Юго-Восточной Азии и, по сути, является выделением насекомых лаковых червецов (Laccifer lacca). После сбора природного лака в определенное время года, массу подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей массы. Позже лак, помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3 % сульфида мышьяка, расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, после чего еще раз плавят, и отливают в прямоугольные формы, получая листы готового шеллака. При необходимости шеллак, применяющийся в качестве материала для изготовления недорогих украшений и янтарных имитаций, дополнительно окрашивается порошком аурипигмента 1. Отличительной особенностью шеллака от натурального янтаря является его растворимость в щелочах и в низших алифатических спиртах, имеет слабую реакцию на бензол и низкую температуру плавления (115-120 °С). Хрупкие смолы, такие как представители семейства ретинита, копа-лита и др., испытавшие длительный процесс окаменения, похожи на янтарь и почти не растворимы в обычных растворителях. Они встречаются в разных частях света и имеют желтовато-бурую окраску. В ювелирном деле практически не используются, так как из-за хрупкости не поддаются механической обработке и находят применение только в виде лаков. Тем не менее, на их основе иногда изготавливают имитации янтаря. В сущности изделия, выполненные из таких разновидностей смол, имеют сувенирное назначение и изготавливаются не на рыночном уровне, а предназначены для потребителя, посещающего места, где они являются предметом местного промысла. Имитации янтаря на основе искусственных смол (пластмасс) Благодаря технологиям производства пластмасс, многие проблемы, связанные с недоступностью янтарных изделий, были решены. Своей технологичностью дешевые заменители некоторых цветных камней и органогенных ювелирных материалов, перевернули мир. В состав пластмасс входят наполнители, пластификаторы и различные красители, которые благодаря своим свойствам имеют определенные торговые названия. Например, бакелит - разновидность пластмасс, полученная на основе фенолформальдегидной смолы, запатентованный в 1909 г. американским ученым бельгийского происхождения Л. Бакеландом, благодаря легкости формования, устойчивости к температурным воздействиям, влажности и кислотам, сразу же завоевал популярность у промышленников, так в 1916 г. из него впервые была получена имитация янтаря. Прозрачные изделия из такой пластмассы получали литьевым способом. В таком многообразии методов изготовления янтаря, как на основе природных, так и синтетических смол, является сложным проследить художественно-историческую ценность, выполненных из него изделий. Безусловно, научно-исследовательский прогресс в области преобразования материалов в продукты, удовлетворяющие запросу потребителя - важное явление, способствующее развитию технологических навыков. Однако, что немаловажно, происходящие преобразования имеют и коммерческую основу, это порой является причиной не сохранения подлинности янтаря. 1 сульфит мышьяка вулканического происхождения, использующийся в качестве примеси для окрашивания в желтый цвет. Работа выполнена под руководством проф. Л. Т. Жуковой | |
Просмотров: 5233 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |