СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
С момента возникновения в начале XX века, на протяжении всего столетия и до наших дней индустрия спортивной одежды активно развивается, а спрос на одежду для спорта и активного отдыха неуклонно растет. В настоящее время это во многом связано с повышением интереса к спорту. Сегодня спортивная индустрия тесно связана со сферой развлечений: звезды большого спорта приходят в мир шоу-бизнеса и моды. Все чаще спортсмены выступают в качестве трансляторов модных тенденций, снимаясь в рекламе спортивных марок и участвуя в fashion-показах, а также выпускают собственные коллекции (как правило, в сотрудничестве с дизайнерами), становясь новыми «иконами стиля». Острая актуальность спортивного стиля в повседневной городской одежде вызвана ускорившимся ритмом жизни, диктующим свои правила и требующим соответствующей «экипировки». Современному человеку необходимо быть активным, мобильным и с учетом этого факта трудно переоценить важность удобства его костюма. Все это, несомненно, обеспечивает увеличение спроса на модную одежду для занятий спортом, а так же интереса к спортивному стилю в повседневной одежде. Таким образом, в начале XXI века спортивная одежда достигает нового уровня, занимая особое место в мире большой моды. В связи с этим важным видится изучение истории возникновения и развития спортивного стиля в модной индустрии, т.к. подобный материал может послужить источником вдохновения для современных дизайнеров, работающих в этом направлении. В данном контексте, особое значение приобретает анализ деятельности знаменитого французского кутюрье Жана Пату, которого по праву можно считать одним из родоначальников индустрии спортивной одежды. Цель статьи - изучение творчества модельера в сфере одежды для спорта и активного отдыха, а также модной одежды в спортивном стиле. Для этого необходимо будет проанализировать спортивные ансамбли от Ж. Пату в контексте развития индустрии спортивной моды начала XX века; проследить трансформацию спортивного стиля Ж. Пату в течение 1910 - 20-х гг. Творчеству модельера посвящен ряд книг и статей, в основном зарубежных авторов. Среди них такие работы как: «Patou» (M. Etherington-Smith) [1], «History of Twentieth Century Fashion» (E. Ewing) [2], «История домов моды» (Д.Ю. Ермилова) [3], «Иконы стиля. История моды XX века» (Б.Д. Шмид) [4], «Мода. Век модельеров» (Ш. Зеллинг) [5] и др. Все авторы подчеркивают ведущую роль кутюрье в формировании индустрии спортивной одежды в ее современном понимании. Жан Пату (1880-1936), уроженец Нормандии, начал свою деятельность в мире моды в 1907 году в рамках семейного предприятия. В 1912 году открыл собственный небольшой салон по пошиву готовой одежды «Maison Parry», ориентированной, главным образом на американскую клиентуру. Карьера Пату была прервана Первой мировой войной, которую он провел служа капитаном в зуавских войсках. В 1919 году модельер вновь открывает салон, но уже под своим именем. В первой его коллекции были представлены платья в пасторальном стиле с завышенной талией и широкими юбками-колоколами, однако позже он предлагал платья прямого силуэта. Творения кутюрье, отличающиеся яркими узорами в стиле модерн и обильными фольклорными вышивками, имели успех с самого начала. Он создавал костюмы для звезд кинематографа, таких как Констанс Беннетт (Constance Bennett) и Луиза Брукс (Louise Brooks). А также разрабатывал ансамбли для американской женщины - авиатора Рут Элдер (Ruth Elder). Но самые значимые и выдающиеся достижения Ж. Пату, безусловно, относятся к области спортивной одежды, которой всегда отводилось особое место в его коллекциях. Чтобы по достоинству оценить вклад Ж. Пату в формирование спортивной моды, стоит обратиться к истории спортивного женского костюма рубежа XIX-XX вв. В начале прошлого столетия, когда женщины уже принимали участие в спортивных соревнованиях специальной одежды для подобных случаев, обеспечивающей удобство и свободу движения, еще не существовало. Проектированием одежды подобного рода никто не занимался, так как в этом не видели особой необходимости. Например, для игры в гольф женщины надевали блузы и юбки, практически не отличающиеся от тех, что они носили в других случаях. Похожая ситуация существовала и в других видах спорта, доступных женщинам на тот момент. Только к 1910-му году на твидовых жакетах, в которых обычно играли в гольф, по бокам появляются складки, расширяющие конструкцию и дающие некоторую свободу движения. По словам Б. Д. Шмид, автора нескольких книг о моде, «когда в 1912 году женское плавание, единственный «узаконенный» в те годы женский вид спорта, допускается в круг олимпийских дисциплин, неудобная длинная юбка, в которой женщинам приходилось плавать, уступает место более легкому и удобному цельнокройному купальному костюму длиной до колена. Однако обычным купальщицам по-прежнему предписывалось надевать поверх купального костюма короткую юбку. Кроме того, чтобы не испортить макияж во время водных процедур, они вынуждены были надевать на шею специальное кольцо, удерживающее голову на поверхности воды» [6]. Другим видам спорта, таким как крокет или теннис, повезло значительно меньше: женщинам здесь приходилось носить юбку до лодыжек. Брюки в то время еще не являлись общепринятой спортивной одеждой. Длинную юбку надевали и для катания на коньках как в 1900-е, так и в 1910-е годы. После зимних Олимпийских игр 1924 года, вызвавших особый интерес к конькобежному виду спорта, для этого занятия стали надевать так называемый «норвежский костюм» - вязаный пуловер с брюками по колено, а поверх них - длинную юбку. Как подчеркивает Б.Д. Шмид, «подобная экипировка превращала катание на коньках в нелегкое испытание даже для самых сильных и выносливых» [6]. Верховой ездой в самом начале века женщины занимались в амазонках, рединготах и длинных юбках. Лишь к 20-м годам в данном виде спорта стали допустимы брюки, но только в сочетании с длинным жакетом или длинной юбкой. Костюмы, в которых играли в теннис, представляли не менее громоздкую конструкцию: прилегающий жакет с узкими рукавами, длинная тяжелая юбка, шляпа. И не стоит забывать о корсете, обязательное ношение которого требовалось даже в таких неформальных ситуациях. Все это, безусловно, ограничивало и сковывало движения, никак не способствуя удобству. Подобным образом обстояли дела вплоть до начала 1920-х годов. Вероятно, интерес модельера к спортивному стилю в одежде спровоцировали его американские клиенты, которые активно занимались спортом (с начала 1910-х гг. США являлись одной из самых спортивных стран). Пату, остро чувствовавший дух времени, всегда угадывал вкусы и стремления современников. Уже тогда он понимал, что современную женщину, ведущую активный образ жизни, нужно одеть соответствующим образом: просто и функционально, но при этом элегантно подчеркнув ее очарование и женственность. В начале 1920-х гг. работа Ж. Пату в этом направлении во многом изменила моду, формировавшуюся тогда под влиянием растущего увлечения спортом. Однако Ж. Пату не сразу нашел свой путь. Обрести собственный стиль ему помогли два направления: декоративное искусство и кубизм, у которых он заимствовал светлые тона, геометрические формы и строгие линии. Его произведения стали узнаваемыми благодаря открытию бежевого цвета как основного тона его коллекции. Лишь позднее появились насыщенные узоры, разноцветные вышивки и элегантная монограмма. По мнению Дж. О'Хара Каллан, автора книги «Энциклопедия моды», «как и Шанель, Пату создавал одежду для современных активных женщин и для тех, которые хотели выглядеть активными» [7]. Не все клиенты модельера занимались спортом, но большинство из них хотели подражать этому новому образу. Поэтому Ж. Пату признавал необходимость создания одежды как для людей, непосредственно занимающихся спортом, так и для тех, кто хотел казаться спортивным. В основе его дизайнерской философии лежало стремление привнести элегантную простоту спортивной одежды в повседневные и вечерние ансамбли. Являясь сторонником красивой и функциональной одежды, отражающей индивидуальность владельца, в своих моделях Пату пропагандировал естественную линию талии и лаконичный неперегруженный силуэт. Посредством своих творений он помогал женщинам «идти в ногу со временем». Как пишет Ш. Зеллинг, «все это принесло ему славу первого дизайнера спортивной одежды, сочетавшей освобожденный от излишней вычурности силуэт с удобным покроем» [5]. Спорт был одним из основных модных увлечений «сумасшедших двадцатых». Человек, стремящийся быть модным, должен был ездить верхом, водить автомобиль, играть в теннис и гольф, плавать и управлять яхтой. Все это требовало совершенствования спортивной одежды, которая стала более функциональной и красивой. По мнению Б.Д. Шмид, «сегодня женская спортивная экипировка двадцатых годов кажется нам неудобной и неженственной, однако модели, придуманные тогда, стали прообразом современной одежды для спорта и отдыха» [6]. Настоящую революцию в женском спортивном костюме Жан Пату совершил, создав костюм для знаменитой спортсменки Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen), в котором она выступила на турнире в Уимблдоне в 1921 году. Ленглен потрясла мир, надев относительно короткую (до колена) белую шелковую плиссированную юбку и белую трикотажную тунику без рукавов. Вместо привычной шляпы, голову теннисистки украшала эластичная лента, которая позволяла ей видеть все происходящее вокруг. Так серьезно к функциональности и в то же время эстетической составляющей женской спортивной экипировки ранее не подходил никто. Спортивная одежда, созданная Пату для Ленглен, безусловно, стала классикой в своем роде. Это относится даже к ленте для волос, без которой уже трудно представить мир большого тенниса. Ж. Пату, одного из создателей моды 1920-х гг., по праву можно считать пионером в области спортивной одежды в современном ее понимании. Именно он первым из кутюрье обратился к моделированию одежды для спорта и активного отдыха. В коллекции спортивной одежды 1924 года Пату впервые нанес на одежду монограмму в виде инициалов «JP», применив этот первый видимый дизайнерский лейбл как элемент дизайна. Этот пример также уже можно считать классикой спортивного жанра, т.к. сейчас трудно найти продукцию какой-либо крупной марки спортивной одежды, не отмеченной подобным знаком. Как отмечает Ш. Зеллинг, «помимо этого, к каждому сезону Пату вводил новый актуальный цвет, например Patou bleau или Dark Dahlia» [5]. Кутюрье сотрудничал с французскими текстильными компаниями Bianchini-Ferier и Rodier, в постоянном поиске новых эксклюзивных тканей и оригинальных узоров, которые лучше всего подходили бы для его спортивных костюмов и купальников. Создание последних также принесло известность Пату, его купальные костюмы из трикотажа, а также пляжные ансамбли с брюками были чрезвычайно популярны. Именно Ж.Пату приписывается слава первого создателя трикотажного полотна для купальных костюмов, устойчивого к растяжению и выцветанию. В 1920-е гг. купальные костюмы значительно упрощаются и становятся более открытыми, представляя собой комбинезон без рукавов их шерстяного трикотажа, резиновую шапочку и тапочки. Как утверждает Д.Ю. Ермилова, «в моду вошел загар, полученный на модных курортах, - новый знак высокого социального статуса. В 1924 г. Ж.Пату предложил первое масло для загара. К. Шанель, ставшая инициатором моды на загар еще во время войны, выпустила подобное средство в 1928 г» [3]. Знаменитая конкуренция между Пату и Шанель была достаточно интенсивной и возможно подпитывала их творчество, приводя обоих к успеху. Их видение современной женщины, представление о ее желаниях и потребностях во многом совпадали. И хотя история приписывает Шанель основные заслуги в создании моды 1920-х гг., многие действительно революционные изменения в этой области по праву можно отнести к деятельности Ж.Пату. Именно он в 1929 году поднял линию талии женского костюма, вернув ее на естественное место, и Мадемуазель Шанель не замедлила сделать то же самое. В 1925 году кутюрье открыл бутик «Le Coin des Sports», в котором одежде для разных видов спорта отводились отдельные комнаты. Здесь можно было приобрести костюмы и аксессуары для занятий верховой ездой, рыбалкой, теннисом, гольфом, авиацией, парусным спортом и т.д. Позже подобные салоны, предлагающие купальные костюмы, свитера и аксессуары были открыты на популярных курортах в Довиле (Deauville) и Биаррице (Biarritz). Таким образом, Ж. Пату, стоявшего у истоков индустрии спортивной одежды, по праву можно считать первооткрывателем в данной области. Именно ему удалось сделать повседневную модную одежду более естественной и удобной, а спортивную - модной. Благодаря Ж. Пату, одежда для спорта «выкристаллизовалась» в отдельное направление, особую область дизайна костюма. Совершенствуясь с развитием технологий, на протяжении всего столетия, спортивная одежда, как бы стояла особняком, держась на определенной дистанции от мира большой моды. Изменяясь со временем, спортивная мода медленно, но верно адаптировалась к потребностям женщины, ведущей активный образ жизни. И хотя функциональность стала прочно ассоциироваться со спортивной одеждой значительно позже, в 1950-е годы, а серьезные шаги в разработке профессиональной и высокотехнологичной одежды для различных видов спорта были сделаны лишь в конце 60-х - 70-х годах, первые попытки отделить спортивную одежду от просто удобной в особый вид были предприняты именно в 1920-е гг. Тогда одежда для спорта обретает тот вид, то назначение и степень функциональности, которые мы связываем с ней и сейчас. В тот период начинает формироваться новая традиция создания спортивной одежды, новая культура ее ношения. Из просто функциональной одежды для конкретного случая, из удобной экипировки, она переходит в разряд действительно модной и красивой, не уступающей в этом любому другому наряду. Одежда спортивного стиля входит в женский гардероб всерьез и надолго. И вот в начале XXI века, одежда для спорта и отдыха, а также повседневная одежда в спортивном стиле, врывается в модный мир, завоевывая принципиально новую активную позицию. Она занимает нишу, пока сложно идентифицируемую, так как ее нельзя отнести ни к сфере pret-a-porter, ни к haute couture. Выходя на новый виток развития, спортивная одежда укрепляет свои позиции в современной fashion-индустрии, и этот процесс заслуживает отдельного глубокого изучения и осмысления. Литература 1. Etherington-Smith, Meredith. Patou. - St. Martin's/Marek, 1983. 143 р. 2. Ewing E., Mackrell A. History of twentieth century fashion. Costume & Fashion Press, 2001. -320 р. 3. Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с. 4. Иконы стиля: История моды XX века / под ред. Г. Буксбаум; [пер. с англ. Ю.Гурко]. СПб.: ТИД Амфора, 2009. 192 с. 5. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров. Кельн, 2000. 655 с. 6. Беата Доротея Шмид (Иконы стиля. История моды XX века. Под ред. Г. Буксбаум. СПб., 2009. С.35 7. Georgina O'Hara Callan. The Thames & Hudson Dictionary of Fashion and Fashion Disigners/ New edition updated by Cat Glover. Thames & Hudson Ltd. London Text, 2008. С.193 Работа выполнена под руководством Ванькович С.М. | |
Просмотров: 4543 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||