Воскресенье, 28.04.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Французский кутюрье Жан Пату. У истоков индустрии спортивной одежды

С момента возникновения в начале XX века, на протяжении всего столетия и до наших дней индустрия спортивной одежды активно развива­ется, а спрос на одежду для спорта и активного отдыха неуклонно растет. В настоящее время это во многом связано с повышением интереса к спор­ту. Сегодня спортивная индустрия тесно связана со сферой развлечений: звезды большого спорта приходят в мир шоу-бизнеса и моды. Все чаще спортсмены выступают в качестве трансляторов модных тенденций, сни­маясь в рекламе спортивных марок и участвуя в fashion-показах, а также выпускают собственные коллекции (как правило, в сотрудничестве с ди­зайнерами), становясь новыми «иконами стиля».

Острая актуальность спортивного стиля в повседневной городской одежде вызвана ускорившимся ритмом жизни, диктующим свои правила и требующим соответствующей «экипировки». Современному человеку не­обходимо быть активным, мобильным и с учетом этого факта трудно пере­оценить важность удобства его костюма. Все это, несомненно, обеспечива­ет увеличение спроса на модную одежду для занятий спортом, а так же ин­тереса к спортивному стилю в повседневной одежде. Таким образом, в на­чале XXI века спортивная одежда достигает нового уровня, занимая особое место в мире большой моды. В связи с этим важным видится изучение ис­тории возникновения и развития спортивного стиля в модной индустрии, т.к. подобный материал может послужить источником вдохновения для современных дизайнеров, работающих в этом направлении.

В данном контексте, особое значение приобретает анализ деятельно­сти знаменитого французского кутюрье Жана Пату, которого по праву можно считать одним из родоначальников индустрии спортивной одежды. Цель статьи - изучение творчества модельера в сфере одежды для спорта и активного отдыха, а также модной одежды в спортивном стиле. Для этого необходимо будет проанализировать спортивные ансамбли от Ж. Пату в контексте развития индустрии спортивной моды начала XX века; просле­дить трансформацию спортивного стиля Ж. Пату в течение 1910 - 20-х гг.

Творчеству модельера посвящен ряд книг и статей, в основном зару­бежных авторов. Среди них такие работы как: «Patou» (M. Etherington-Smith) [1], «History of Twentieth Century Fashion» (E. Ewing) [2], «История домов моды» (Д.Ю. Ермилова) [3], «Иконы стиля. История моды XX века» (Б.Д. Шмид) [4], «Мода. Век модельеров» (Ш. Зеллинг) [5] и др. Все авто­ры подчеркивают ведущую роль кутюрье в формировании индустрии спортивной одежды в ее современном понимании.

Жан Пату (1880-1936), уроженец Нормандии, начал свою деятель­ность в мире моды в 1907 году в рамках семейного предприятия. В 1912 году открыл собственный небольшой салон по пошиву готовой одежды «Maison Parry», ориентированной, главным образом на американскую кли­ентуру. Карьера Пату была прервана Первой мировой войной, которую он провел служа капитаном в зуавских войсках. В 1919 году модельер вновь открывает салон, но уже под своим именем. В первой его коллекции были представлены платья в пасторальном стиле с завышенной талией и широ­кими юбками-колоколами, однако позже он предлагал платья прямого си­луэта. Творения кутюрье, отличающиеся яркими узорами в стиле модерн и обильными фольклорными вышивками, имели успех с самого начала. Он создавал костюмы для звезд кинематографа, таких как Констанс Беннетт (Constance Bennett) и Луиза Брукс (Louise Brooks). А также разрабатывал ансамбли для американской женщины - авиатора Рут Элдер (Ruth Elder).

Но самые значимые и выдающиеся достижения Ж. Пату, безусловно, относятся к области спортивной одежды, которой всегда отводилось осо­бое место в его коллекциях.

Чтобы по достоинству оценить вклад Ж. Пату в формирование спор­тивной моды, стоит обратиться к истории спортивного женского костюма рубежа XIX-XX вв.

В начале прошлого столетия, когда женщины уже принимали уча­стие в спортивных соревнованиях специальной одежды для подобных слу­чаев, обеспечивающей удобство и свободу движения, еще не существова­ло. Проектированием одежды подобного рода никто не занимался, так как в этом не видели особой необходимости. Например, для игры в гольф женщины надевали блузы и юбки, практически не отличающиеся от тех, что они носили в других случаях. Похожая ситуация существовала и в дру­гих видах спорта, доступных женщинам на тот момент. Только к 1910-му году на твидовых жакетах, в которых обычно играли в гольф, по бокам по­являются складки, расширяющие конструкцию и дающие некоторую сво­боду движения. По словам Б. Д. Шмид, автора нескольких книг о моде, «когда в 1912 году женское плавание, единственный «узаконенный» в те годы женский вид спорта, допускается в круг олимпийских дисциплин, не­удобная длинная юбка, в которой женщинам приходилось плавать, уступа­ет место более легкому и удобному цельнокройному купальному костюму длиной до колена. Однако обычным купальщицам по-прежнему предписы­валось надевать поверх купального костюма короткую юбку. Кроме того, чтобы не испортить макияж во время водных процедур, они вынуждены были надевать на шею специальное кольцо, удерживающее голову на по­верхности воды» [6]. Другим видам спорта, таким как крокет или теннис, повезло значительно меньше: женщинам здесь приходилось носить юбку до лодыжек. Брюки в то время еще не являлись общепринятой спортивной одеждой. Длинную юбку надевали и для катания на коньках как в 1900-е, так и в 1910-е годы. После зимних Олимпийских игр 1924 года, вызвавших особый интерес к конькобежному виду спорта, для этого занятия стали на­девать так называемый «норвежский костюм» - вязаный пуловер с брюка­ми по колено, а поверх них - длинную юбку. Как подчеркивает Б.Д. Шмид, «подобная экипировка превращала катание на коньках в нелегкое испыта­ние даже для самых сильных и выносливых» [6]. Верховой ездой в самом начале века женщины занимались в амазонках, рединготах и длинных юб­ках. Лишь к 20-м годам в данном виде спорта стали допустимы брюки, но только в сочетании с длинным жакетом или длинной юбкой. Костюмы, в которых играли в теннис, представляли не менее громоздкую конструк­цию: прилегающий жакет с узкими рукавами, длинная тяжелая юбка, шля­па. И не стоит забывать о корсете, обязательное ношение которого требо­валось даже в таких неформальных ситуациях. Все это, безусловно, огра­ничивало и сковывало движения, никак не способствуя удобству. Подоб­ным образом обстояли дела вплоть до начала 1920-х годов.

Вероятно, интерес модельера к спортивному стилю в одежде спрово­цировали его американские клиенты, которые активно занимались спортом (с начала 1910-х гг. США являлись одной из самых спортивных стран). Пату, остро чувствовавший дух времени, всегда угадывал вкусы и стрем­ления современников. Уже тогда он понимал, что современную женщину, ведущую активный образ жизни, нужно одеть соответствующим образом: просто и функционально, но при этом элегантно подчеркнув ее очарование и женственность. В начале 1920-х гг. работа Ж. Пату в этом направлении во многом изменила моду, формировавшуюся тогда под влиянием расту­щего увлечения спортом. Однако Ж. Пату не сразу нашел свой путь. Об­рести собственный стиль ему помогли два направления: декоративное ис­кусство и кубизм, у которых он заимствовал светлые тона, геометрические формы и строгие линии. Его произведения стали узнаваемыми благодаря открытию бежевого цвета как основного тона его коллекции. Лишь позд­нее появились насыщенные узоры, разноцветные вышивки и элегантная монограмма.

По мнению Дж. О'Хара Каллан, автора книги «Энциклопедия мо­ды», «как и Шанель, Пату создавал одежду для современных активных женщин и для тех, которые хотели выглядеть активными» [7]. Не все кли­енты модельера занимались спортом, но большинство из них хотели под­ражать этому новому образу. Поэтому Ж. Пату признавал необходимость создания одежды как для людей, непосредственно занимающихся спортом, так и для тех, кто хотел казаться спортивным. В основе его дизайнерской философии лежало стремление привнести элегантную простоту спортив­ной одежды в повседневные и вечерние ансамбли. Являясь сторонником красивой и функциональной одежды, отражающей индивидуальность вла­дельца, в своих моделях Пату пропагандировал естественную линию талии и лаконичный неперегруженный силуэт. Посредством своих творений он помогал женщинам «идти в ногу со временем». Как пишет Ш. Зеллинг, «все это принесло ему славу первого дизайнера спортивной одежды, сочетавшей освобожденный от излишней вычурности силуэт с удобным покроем» [5].

Спорт был одним из основных модных увлечений «сумасшедших двадцатых». Человек, стремящийся быть модным, должен был ездить вер­хом, водить автомобиль, играть в теннис и гольф, плавать и управлять ях­той. Все это требовало совершенствования спортивной одежды, которая стала более функциональной и красивой. По мнению Б.Д. Шмид, «сегодня женская спортивная экипировка двадцатых годов кажется нам неудобной и неженственной, однако модели, придуманные тогда, стали прообразом со­временной одежды для спорта и отдыха» [6].

Настоящую революцию в женском спортивном костюме Жан Пату совершил, создав костюм для знаменитой спортсменки Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen), в котором она выступила на турнире в Уимблдоне в 1921 году. Ленглен потрясла мир, надев относительно короткую (до коле­на) белую шелковую плиссированную юбку и белую трикотажную тунику без рукавов. Вместо привычной шляпы, голову теннисистки украшала эла­стичная лента, которая позволяла ей видеть все происходящее вокруг. Так серьезно к функциональности и в то же время эстетической составляющей женской спортивной экипировки ранее не подходил никто. Спортивная одежда, созданная Пату для Ленглен, безусловно, стала классикой в своем роде. Это относится даже к ленте для волос, без которой уже трудно пред­ставить мир большого тенниса. Ж. Пату, одного из создателей моды 1920-х гг., по праву можно считать пионером в области спортивной одежды в со­временном ее понимании. Именно он первым из кутюрье обратился к мо­делированию одежды для спорта и активного отдыха.

В коллекции спортивной одежды 1924 года Пату впервые нанес на одежду монограмму в виде инициалов «JP», применив этот первый види­мый дизайнерский лейбл как элемент дизайна. Этот пример также уже можно считать классикой спортивного жанра, т.к. сейчас трудно найти продукцию какой-либо крупной марки спортивной одежды, не отмеченной подобным знаком. Как отмечает Ш. Зеллинг, «помимо этого, к каждому сезону Пату вводил новый актуальный цвет, например Patou bleau или Dark Dahlia» [5]. Кутюрье сотрудничал с французскими текстильными компаниями Bianchini-Ferier и Rodier, в постоянном поиске новых эксклю­зивных тканей и оригинальных узоров, которые лучше всего подходили бы для его спортивных костюмов и купальников. Создание последних также принесло известность Пату, его купальные костюмы из трикотажа, а также пляжные ансамбли с брюками были чрезвычайно популярны. Именно Ж.Пату приписывается слава первого создателя трикотажного полотна для купальных костюмов, устойчивого к растяжению и выцветанию. В 1920-е гг. купальные костюмы значительно упрощаются и становятся более от­крытыми, представляя собой комбинезон без рукавов их шерстяного три­котажа, резиновую шапочку и тапочки. Как утверждает Д.Ю. Ермилова, «в моду вошел загар, полученный на модных курортах, - новый знак высоко­го социального статуса. В 1924 г. Ж.Пату предложил первое масло для за­гара. К. Шанель, ставшая инициатором моды на загар еще во время войны, выпустила подобное средство в 1928 г» [3]. Знаменитая конкуренция меж­ду Пату и Шанель была достаточно интенсивной и возможно подпитывала их творчество, приводя обоих к успеху. Их видение современной женщи­ны, представление о ее желаниях и потребностях во многом совпадали. И хотя история приписывает Шанель основные заслуги в создании моды 1920-х гг., многие действительно революционные изменения в этой облас­ти по праву можно отнести к деятельности Ж.Пату. Именно он в 1929 году поднял линию талии женского костюма, вернув ее на естественное место, и Мадемуазель Шанель не замедлила сделать то же самое.

В 1925 году кутюрье открыл бутик «Le Coin des Sports», в котором одежде для разных видов спорта отводились отдельные комнаты. Здесь можно было приобрести костюмы и аксессуары для занятий верховой ез­дой, рыбалкой, теннисом, гольфом, авиацией, парусным спортом и т.д. Позже подобные салоны, предлагающие купальные костюмы, свитера и аксессуары были открыты на популярных курортах в Довиле (Deauville) и Биаррице (Biarritz).

Таким образом, Ж. Пату, стоявшего у истоков индустрии спортивной одежды, по праву можно считать первооткрывателем в данной области. Именно ему удалось сделать повседневную модную одежду более естест­венной и удобной, а спортивную - модной. Благодаря Ж. Пату, одежда для спорта «выкристаллизовалась» в отдельное направление, особую область дизайна костюма.

Совершенствуясь с развитием технологий, на протяжении всего сто­летия, спортивная одежда, как бы стояла особняком, держась на опреде­ленной дистанции от мира большой моды. Изменяясь со временем, спор­тивная мода медленно, но верно адаптировалась к потребностям женщины, ведущей активный образ жизни. И хотя функциональность стала прочно ассоциироваться со спортивной одеждой значительно позже, в 1950-е го­ды, а серьезные шаги в разработке профессиональной и высокотехноло­гичной одежды для различных видов спорта были сделаны лишь в конце 60-х - 70-х годах, первые попытки отделить спортивную одежду от просто удобной в особый вид были предприняты именно в 1920-е гг. Тогда одеж­да для спорта обретает тот вид, то назначение и степень функционально­сти, которые мы связываем с ней и сейчас. В тот период начинает форми­роваться новая традиция создания спортивной одежды, новая культура ее ношения. Из просто функциональной одежды для конкретного случая, из удобной экипировки, она переходит в разряд действительно модной и кра­сивой, не уступающей в этом любому другому наряду. Одежда спортивно­го стиля входит в женский гардероб всерьез и надолго.

И вот в начале XXI века, одежда для спорта и отдыха, а также повсе­дневная одежда в спортивном стиле, врывается в модный мир, завоевывая принципиально новую активную позицию. Она занимает нишу, пока сложно идентифицируемую, так как ее нельзя отнести ни к сфере pret-a-porter, ни к haute couture. Выходя на новый виток развития, спортивная одежда укрепляет свои позиции в современной fashion-индустрии, и этот процесс заслуживает отдельного глубокого изучения и осмысления.

Литература

1.  Etherington-Smith, Meredith. Patou. - St. Martin's/Marek, 1983. 143 р.

2.    Ewing E., Mackrell A. History of twentieth century fashion. Costume & Fashion Press, 2001. -320 р.

3.    Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

4.    Иконы стиля: История моды XX века / под ред. Г. Буксбаум; [пер. с англ. Ю.Гурко]. СПб.: ТИД Амфора, 2009. 192 с.  

5.    Зелинг Ш. Мода: Век модельеров. Кельн, 2000. 655 с.

6.    Беата Доротея Шмид (Иконы стиля. История моды XX века. Под ред. Г. Буксбаум. СПб., 2009. С.35

7.  Georgina O'Hara Callan. The Thames & Hudson Dictionary of Fashion and Fashion Disigners/ New edition updated by Cat Glover. Thames & Hudson Ltd. London Text, 2008. С.193  

Работа выполнена под руководством Ванькович С.М.

Категория: Всего статей | Добавил: art (22.07.2010)
Просмотров: 4543 | Комментарии: 1 | Теги: спортивная мода, Maison Parry, модной одежды, женский костюм, модельер, кутюрье Жана Пату, спортивная одежда, брюки, юбка, женский вид спорта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 heascaroUnara  
Сдам 6 комнатную квартaиру в жилом помплексе http://odessarealt.com/tags/%CA%EE%F0%EE%ED%E0+%ED%EE%E2%EE%E9+%E0%F0%EA%E0%E4%E8%E8/ - корона новой аркадии
Одесса. неподалёку : клуб джаз базы , песчаный пляж , паркинг для автомобилей и супер маркет. Жилье с офигенным авторским дизайном , красной дермантиновой мебелью ( Китай ) и Одесский бытовыми приборами.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]