СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Специфика ассоциативно-образного метода проектирования костюма
Костюм, даже в самом условном виде, всегда содержит информацию: о возрастной, половой, этнической, принадлежности личности, ее социальном статусе и профессиональной принадлежности. По костюму можно определить временной период его создания, географическое место проживания владельца. Костюм представляет собой своеобразный социокод, способный передавать информацию. В визуальном образе одетого человека заключена целая иерархия знаковых систем. Знаковость одежды всегда играла важную роль, поскольку костюм выполняет коммуникативную функцию, давая возможность человеку сигнализировать о своей индивидуальности окружающим. В контексте дизайна костюма существуют понятия семиотики, семантики цвета, знаков, знаковых систем, кодов, однако суть этих понятий, как и многих других созвучных понятий искусства, культуры и дизайна, трансформирована и имеет свое узкоспециализированное значение.
Понятие «семиотика костюма», в терминологии дизайнеров костюма существует давно, и включает в себя понятия знаковых систем, кодов, принципов кодирования информации в костюме, однако необходимо раскрытие сути этого понятия. Это необходимо, во-первых, поскольку научная этика требует предварительного пояснения смысла используемых узкоспециализированных терминов, во-вторых, поскольку эти понятия являются основополагающими в ассоциативно-образный методике проектирования костюма. Знак в костюме является базовым понятием, поэтому анализ сути и структуры этого понятия требует более детального рассмотрения. Понятие знака широко используется в практике дизайна костюма, и имеет два значения: понятия знака-изображения, воспроизводящего основные принципы подобия, сходства с отображаемым предметом и понятие знака - иероглифа, как конечного продукта стилизации в процессе графического изображения, когда отброшено все лишнее и оставлена лишь суть. В контексте ассоциативно-образного проектирования подробного рассмотрения заслуживают оба этих понятия. Во-первых вопросы знаков-изображений, и их основных категорий: формы, силуэта, пропорций, ритма, членений, цвета, графической фактуры в костюме. Во-вторых, понятие знака-иероглифа, как конечного продукта стилизации, процесса сопутствующего поискам образно-концептуального решения костюма. Анализ и раскрытие сути обоих значений понятия знака имеет основополагающее значение в контексте ассоциативно-образного метода проектирования, поскольку напрямую связан с принципами манипулирования в процессе поиска образа ассоциативным путем, а так же с системой базовых образов в костюме.
В костюме давно сложилась своя система базовых образов, которые являются обобщающими понятиями конкретного визуального образа, несут в себе его суть. На эти образы ссылаются, как на емкие, целостные конструкции с определенным устоявшимся набором основных характеристик используемых в костюме: силуэт, пропорции, членения, ритм, цвет. Набор этих характеристик узнаваем, и перечисление хотя бы части из них вызывает в воображении конкретный базовый образ. В процессе художественного проектирования костюма базовые образы используют в «чистом виде», как универсальные целостные системы, или «смешивают» несколько образов в необходимом процентном соотношении, диктуемом концепцией в процессе творческих поисков образно-концептуального решения костюма. Система базовых образов требует структурирования, поскольку базовые образы подразделяются: на женские, мужские, статусные, стилистически- исторические, личностно-эмоциональные, ассортиментные. Проблема систематизирования и принципов оперирования типовыми базовыми образами практически не затрагивается в традиционных методиках проектирования костюма. В контексте ассоциативно-образного метода проектирования данная проблема занимает одно из центральных мест.
В процессе личной дизайнерской и педагогической практики автором был выявлен ряд закономерностей. В силу своих личностных качеств каждому художнику ближе определенный подход к процессу творческих поисков. Некоторые дизайнеры предпочитают путь интуитивного поиска, некоторые путь логических размышлений, в меньшей степени используется самый продуктивный, смешанный или комбинированный подход, и лишь единицы используют этот подход осознанно. Дальнейший анализ вопроса и проверки гипотезы на практике дали возможность получить результаты, которые легли в основу ассоциативно-образной методики проектирования костюма, в рамках системного подхода и учета предпочтений ведения творческих поисков. Проведенный анализ сути понятий интуитивного, аналитического и смешанного уровня проектной деятельности в контексте дизайна костюма и разработанная технология осознанного перехода с уровня на уровень, в процессе работы на образно-концептуальном этапе проектирования в зависимости от поставленной задачи дали результаты, позволяющие говорит о эффективности методик. Владение этими методиками позволяет расширить и максимально использовать творческий потенциал и повысить уровень самоконтроля. Структурировав процесс художественного проектирования костюма, на этапе образно-концептуальных поисков и адаптировав их в зависимости от личностно-индивидуальных качеств дизайнера, удается оптимизировать процесс творческих поисков и создавать условия для раскрытия творческого потенциала дизайнера в полной мере. Дальнейшие разработки позволили сделать предлагаемый метод проектирования универсальным и доступным для широкого круга специалистов.
Также следует отметить дополнительные возможности образно-ассоциативной методики, а именно возможность коррекционной поддержки. Существует ряд типовых ошибок и затруднений, возникающих в процессе художественного проектирования костюма. Систематизация этих проблем и разработка системы коррекционных методик и методик самоконтроля, позволяет успешно справиться с такими сложными проблемами как проявление вкусовой доминанты, комплекс проблем поиска образного решения, проблемы целостности образного решения, затруднения на стадии разработки концептуально-образной базы костюма. Выявление проблем на самом раннем этапе концептуально-образных поисков позволяет раскрыть и устранить причины возникновения вкусовой дисгармонии, образной «безрезультативности» на этапе творческих поисков, проанализировать и устранить причины возникновения, «косности» образных решений и отсутствия новизны. В дизайне костюма художественный образ рассматривается как емкое понятие включающие в себя гармоничное сочетание образа костюма, образа человека или носителя данного костюма и образа автора, создателя данного костюма, в контексте выбранной концепции. Троичная целостность этой системы разрушается при несоответствии хотя бы одного звена. Проблемы образной целостности тоже нашли свое решение в контексте ассоциативно-образной методики проектирования.
Итак, разработки художественных проектов по принципам ассоциативно-образной методики проектирования раскрывает перед дизайнером огромные перспективы для творческих поисков при условии соблюдения определенных принципов.
Во-первых необходимым условием продуктивной работы по принципам ассоциативно-образного метода проектирования костюма является объединение в одной системной модели понятий структурирования и психологии творческого процесса, основ истории, теории и практики проектирования костюма, композиционной грамотности, теории формообразования посредствам ассоциативно-образного мышления и принципов семиотики костюма.
Во-вторых, основой эффективности системы художественного проектирования костюма является соблюдение принципов системно-личностного подхода к дизайну костюма, а именно, применения системного подхода к творческому процессу на концептуально-образном этапе проектирования и правильного выбора стратегии творчества, в зависимости от индивидуально - личностных качеств дизайнера.
В-третьих, ассоциативно-образный метод проектирования является универсальным, открывает широкие возможности для применения специалистами в различных сферах: дизайна костюма, критики моды, обучения специалистов принципам художественного проектирования. Используя основные проектные принципы метода, дизайнеры костюма имеют возможность, работая индивидуально или в команде, разрабатывать дизайн-проекты различной адресации, назначения, и способа производства.
В-четвертых ассоциативно-образная методика имеет дополнительные функции: возможность коррекционной и самоконтроля творческого процесса на каждом этапе процесса проектирования костюма.
Таким образом, системный подход в рамках ассоциативно-образного метода проектировании отражает структурированный подход к процессам проектирования и творческому процессу поисков образно-концептуального решения костюма, отвечая основным требованиям развития дизайна костюма в современном мире. Практической реализацией системного подхода в рамках ассоциативно-образного метода проектирования костюма является возможность максимально продуктивно раскрыть и реализовать творческий потенциал дизайнера в соответствии с его индивидуально-личностными качествам.
Работа выполнена под руководством проф. М.Ю. Германа
| |
Просмотров: 4705
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |