СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Символы окружают нас на протяжении
всей жизни, передавая какую-то информацию, представляя собой межкультурное
связующее звено или служа своеобразным графическим фоном. Функции, исполняемые
символом сложны и многогранны. В организации работы графических средств
ориентирования в пространстве символы играют очень важную роль. Зачастую они
становятся некоей основой визуальных систем навигации. Практическое применение
символов в области ориентирования постоянно расширяется в связи с появлением
новых пространств - персональный компьютер, Интернет. Постановка новых задач
приводит к увеличению графической базы символов. В свою очередь, специалисты в
области теории разрабатывают новые классификации графического знака, помогая
дизайнеру-практику создать грамотно работающую систему, способную быть
прочитанной пользователем. Символ (от греч. Symbolon - знак,
опознаваемая примета) в искусстве, - это "универсальная эстетическая
категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями
художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой"
[1]. В своих теоретических трудах ученые дают множество близких друг другу
трактовок термина «художественный символ», при этом определяющим свойством
символа является, то, что он запечатлелся в коллективной памяти. Эта
особенность и позволяет передавать важнейшую информацию на межкультурном
уровне, зашифровывать в графический знак не только слова, но и целые предложения,
а также решать основные проблемы, связанные с организацией графической системы
навигации на любом уровне ее функционирования. Первые символы, появившиеся
приблизительно в VI-IV вв. до н. э., -являлись прообразом письменности.
Графические знаки указанного периода уже тогда несли в себе возможность
передавать огромное количество информации. В дальнейшем, с появлением
письменных языков, символы начинают играть роль связующего звена, позволяющего
преодолеть лингвистический барьер, а так же используются неграмотной частью
населения. Область применения графического символа постепенно охватывает
практически все сферы человеческой деятельности. При этом начинает
прослеживаться некое функциональное разделение символов по сфере их применения.
Использование символа как элемента навигации можно встретить уже на
географических картах Древней Греции и Рима. Появление собственности, развитие
ремесел и торговых отношений поставило человека перед необходимостью наделить
себя, либо свою продукцию индивидуальной символикой. Косвенным образом эта
особенность начинает работать и на уровне навигации. Человек получает
возможность мысленно привязать художественный образ, несущий в себе какие либо
сведения о человеке или его продукте с определенным местом в пространстве на
уровне поселения, города, страны и даже на международном уровне, в зависимости
от значимости объекта. Эта особенность графического символа в настоящее время
широко используется в навигационных системах ориентирования, ей посвящены
теоретические труды российских и зарубежных специалистов. Эта позиция
разработана в трудах Н. Шемякина, К. Линча, Ж. Жана С. Соколова, И. Добрицыной. Дальнейшее развитие графического
символа как элемента навигационной системы начинается в эпоху
Научно-технической революции на рубеже XIX-XX веков. К середине XIX века
художественная символика вводится в поддержку обеспечения навигации
железнодорожного транспорта в Европе, - простая двоичная система, состоящая из
запрещающих и разрешающих знаков. Появление первых автомобилей повлекло за
собой осмысление необходимости ввода специальных правил и предписаний, передаваемых
графическим путем. Зарегистрированные в 1893 году первые дорожно-транспортные
происшествия ускорили этот процесс - в 1893 году во Франции, а затем, в 1897
году, в России появляются системы автодорожных знаков [2]. К середине XX века графический
символ становится уже неотъемлемой частью навигационной системы. Усложнение
процессов жизнедеятельности, появление новых транспортных систем -
метрополитены, аэропорты, а так же структурный рост городов, - все это
поставило перед человеком определенные трудности - необходимость прокладывать
себе маршрут в сложной многоуровневой среде городского пространства. Глобализация
способствовала развитию навигационных систем ориентирования. В этот период
появляется большое количество графических символов и других навигационных
элементов, направленных в помощь человеку. При этом возникает проблема
унификации знака. В специализированных учреждениях начинается разработка
стандартных символов, способных не только передать информацию внутри одной
определенной области в структуре городского пространства, но также быть
прочитанными человеком, не знакомым с конкретной средой, представителем иной
языковой культуры. В 1974 году Департаментом транспортного управления США (DOT)
был разработан образец символов, введенных в стандарт [3]. За последующие годы
данная система была интегрирована во множество транспортных проектов, от
железнодорожных и автобусных станций до скоростных автомагистралей и
аэропортов. Стандарт, рассчитанный на определенный срок, содержит описание
состава символа, привязанного к графическому изображению. В связи с
региональными особенностями допускается художественная интерпретация
изображения. В пространстве современного
города, графические символы являются одним из основных элементов навигации,
вне зависимости от конкретной области использования. Исследователь И.А. Добрицына
пишет: «...знаки такого типа призваны повысить ориентационные качества среды.
Первоначально на различных уровнях ассоциациях социокультурного плана строится
система понятий, близких нареченным системам объектов, затем создаются
рисованные знаки, зачастую поддерживаемые топонимами». В качестве характерного
примера приводится комплект пиктограмм для жилых районов Буэйнос-Айреса,
разработанных Г. Руисом [4]. Автор прослеживает так же
необходимость проверять меру актуальности и устойчивости контактов человека и
города, учитывая динамику современной жизни и отмечая два пути развития
системы, используемые в настоящее время: 1 - дизайнеры не следуют строго
определенным стандартам, а лишь модифицируют их, дополняя новыми графическими
знаками. Здесь характерно стремление к предельному лаконизму, сокращение числа
элементов структуры. Данные системы знаков удобны для использования сразу в
нескольких каналах визуальной коммуникации (уличные указатели, путеводители и
др.). 2 - Путь создания оригинальных по способу и стилю изображения символов.
Специалисты используют этот метод при разработке символов для обозначения
уникальных объектов или объектов нового типа. Замечательным примером данного
подхода является система навигации для национального зоопарка в столице США -
Вашингтоне [5]. Дизайнеры Л. Вайман и У. Кеннан разработали данный графический
проект, используя игровой подход, выраженный в характере графики и носителей
информации. Проект включал в себя разработку фирменного стиля, системы
навигации и предметов наполнения окружающей среды. В основе логотипа - знаменитый
американский орел со своим птенцом. Выраженные в знаке «забота» и «продолжение
жизни» представляют собой общую функцию зоопарка. Графический прием,
использованный при создании логотипа, лежит в основе всей навигационной
системы. Центральный символ навигации - след животного. Каждому виду присвоена
своя пиктограмма, индивидуальный цвет и маршрут. Рассматривая возможные способы
связи знака с предметом соотнесения, исследователи выделяют несколько
семантических категорий: обозначение - четкое отображение в знаке образа
реального объекта, означение - ассоциативное сопоставление знака и особенных
свойств отображаемого объекта; назначение - указание к действию или
регламентация поведения [4]. Как правило, работая над созданием графических
символов для навигационных систем, специалисты используют все три способа сопоставления
знака и объекта. В своей работе «Путеводные знаки»
исследователь К. М. Бергер называет три школы дизайна и воплощения символов в
проекты: символы как язык. Символы - это тоже язык, требующий изучения и
постоянного использования. Проводимые исследования позволили выработать
стандартизированный набор символов, который необходимо заучить. В основе метода
- узнаваемость графического символа, основанная на традициях. Знакам этой
категории присущи жестко регламентированные варианты применения, форм и
цветов. Обычно в такой структуре символ не несет в себе основополагающей
функции, будучи использованным наравне с текстом, стрелками и цветовой
информацией. Данная графическая система характерна для больших транспортных
инфраструктур - метрополитенов, аэропортов и систем автострад. Символы как
язык дизайна. Дизайнеры, относящиеся к этой группе, не отрицают возможности
существования универсального символа, но уверены, что использование пиктограмм
зависит от особенностей каждого конкретного случая. "...Символы
рассматриваются как лейтмотив дизайна, а не как дополнительный коммуникационный
элемент к тексту или иной информации" [3]. Здесь возможно использование
пиктограмм как декоративных элементов, эксперимент с формой и цветом,
налаживание интерактивного общения между человеком и системой. И, наконец, смешанная
философия, иерархия символа. Автор говорит о существовании некой иерархии
символов, основанной на разрядности направлений в конкретной системе. Ключевым
направлениям присваиваются броские уникальные символы, контрастирующие с менее
акцентированными второстепенными путями. При данном подходе основными инструментами
дизайнера являются численно-буквенные композиции и цвета для выделения особенно
значимой информации. В основе данной философии лежит теория о том, что
большинство символов уже закрепили за собой определенную семантическую
характеристику, понятную человеку, и могут уже достаточно формально
использоваться с текстом. При этом часть символов еще нуждается в
дополнительных текстовых примечаниях и дальнейшем графическом формообразовании.
Иерархия символа подразумевает так же способ варьирования размеров
графического знака в зависимости от важности передаваемой информации.
Указанный метод легко просматривается на примере аэропорта, где информация о
прибытии и отправлении часто отображается в гораздо большем масштабе, нежели
символы, отображающие торговые точки и туалеты. Графические свойства символа
зависят от среды, в которой данный символ используется в качестве элемента
навигационного кода. Как уже было сказано, транспортные системы, и средства
навигации в городской среде требуют наибольшей функциональной четкости при
достижении специфической выразительности образа. В данных проектах все строго
подчинено логике транспортного объекта, - система визуальной коммуникации и
среда стилистически однородны, исключается возможность средо-вого конфликта.
Системы графической навигации для парков, зоопарков, выставочных центров так же
локальны по структуре. При этом дизайнеры обладают гораздо большей свободой при
создании символов. Графический знак исполняет весомую роль в организации
зрительных коммуникаций, а сама система навигации зачастую позволяет человеку
сыграть в интересную и познавательную игру. И, наконец, наиболее развитый
средовой вариант представляют собой графические системы навигации для мероприятий
мирового масштаба - международных выставок, олимпиад. Имеющие ограниченный срок
использования, такие системы наиболее сложны структурно - происходит наложение
временно действующих коммуникационных структур на функционирующую в
собственном ритме городскую среду. Ориентация в пространстве здесь являет собой
хорошо управляемый процесс - временные системы решаются на основе контраста к
основному городскому пространству, а понимание проблемы, связанной с предоставлением
информации многоязыковой аудитории и высокая социальная значимость проекта на
выходе дает обществу графические навигационные комплексы высокого художественного
уровня. К числу первоочередных проблем
графического дизайна, связанного с обеспечением навигации в среде современного
мегаполиса, относится проблема идентификации объектов. В ряде случаев решение
этой проблемы возможно лишь графическому символу. Дизайнеры продолжают вести
теоретические и практические исследования, направленные на поиск оптимальных
путей развития систем графических знаков, способных стать основой зрительных
коммуникаций в динамично развивающейся среде. Литература 1. Большая Советская Энциклопедия.
М., 1976. С. 385. 2. Жан Ж. Знаки и символы М.:
Астрель, 2003. С.88-90. 4. Добрицына И.А. Средовые аспекты
формирования систем визуальной коммуникации для города // Техническая
эстетика, 1988. С. 79. 5. Капман
Д.Р. Национальный зоопарк, Вашингтон, США // КАК, 2007. № 4. С. 12-13. Работа выполнена под руководством
проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 6511 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |