Среда, 23.10.2019, 23:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Специфика ассоциативно-образного метода проектирования костюма
Костюм, даже в самом условном виде, всегда содержит информацию: о возрастной, половой, этнической, принадлежности личности, ее социаль­ном статусе и профессиональной принадлежности. По костюму можно оп­ределить временной период его создания, географическое место прожива­ния владельца. Костюм представляет собой своеобразный социокод, спо­собный передавать информацию. В визуальном образе одетого человека заключена целая иерархия знаковых систем. Знаковость одежды всегда иг­рала важную роль, поскольку костюм выполняет коммуникативную функ­цию, давая возможность человеку сигнализировать о своей индивидуаль­ности окружающим. В контексте дизайна костюма существуют понятия семиотики, семантики цвета, знаков, знаковых систем, кодов, однако суть этих понятий, как и многих других созвучных понятий искусства, культу­ры и дизайна, трансформирована и имеет свое узкоспециализированное значение.
Понятие «семиотика костюма», в терминологии дизайнеров костюма существует давно, и включает в себя понятия знаковых систем, кодов, принципов кодирования информации в костюме, однако необходимо рас­крытие сути этого понятия. Это необходимо, во-первых, поскольку науч­ная этика требует предварительного пояснения смысла используемых уз­коспециализированных терминов, во-вторых, поскольку эти понятия яв­ляются основополагающими в ассоциативно-образный методике проекти­рования костюма. Знак в костюме является базовым понятием, поэтому анализ сути и структуры этого понятия требует более детального рассмот­рения. Понятие знака широко используется в практике дизайна костюма, и имеет два значения: понятия знака-изображения, воспроизводящего основ­ные принципы подобия, сходства с отображаемым предметом и понятие знака - иероглифа, как конечного продукта стилизации в процессе графи­ческого изображения, когда отброшено все лишнее и оставлена лишь суть. В контексте ассоциативно-образного проектирования подробного рассмот­рения заслуживают оба этих понятия. Во-первых вопросы знаков-изображений, и их основных категорий: формы, силуэта, пропорций, рит­ма, членений, цвета, графической фактуры в костюме. Во-вторых, понятие знака-иероглифа, как конечного продукта стилизации, процесса сопутст­вующего поискам образно-концептуального решения костюма. Анализ и раскрытие сути обоих значений понятия знака имеет основополагающее значение в контексте ассоциативно-образного метода проектирования, по­скольку напрямую связан с принципами манипулирования в процессе по­иска образа ассоциативным путем, а так же с системой базовых образов в костюме.
 В костюме давно сложилась своя система базовых образов, которые являются обобщающими понятиями конкретного визуального образа, не­сут в себе его суть. На эти образы ссылаются, как на емкие, целостные конструкции с определенным устоявшимся набором основных характери­стик используемых в костюме: силуэт, пропорции, членения, ритм, цвет. Набор этих характеристик узнаваем, и перечисление хотя бы части из них вызывает в воображении конкретный базовый образ. В процессе художе­ственного проектирования костюма базовые образы используют в «чистом виде», как универсальные целостные системы, или «смешивают» несколь­ко образов в необходимом процентном соотношении, диктуемом концеп­цией в процессе творческих поисков образно-концептуального решения костюма. Система базовых образов требует структурирования, поскольку базовые образы подразделяются: на женские, мужские, статусные, стили­стически- исторические, личностно-эмоциональные, ассортиментные. Проблема систематизирования и принципов оперирования типовыми базо­выми образами практически не затрагивается в традиционных методиках проектирования костюма. В контексте ассоциативно-образного метода проектирования данная проблема занимает одно из центральных мест.
В процессе личной дизайнерской и педагогической практики автором был выявлен ряд закономерностей. В силу своих личностных качеств каж­дому художнику ближе определенный подход к процессу творческих по­исков. Некоторые дизайнеры предпочитают путь интуитивного поиска, не­которые путь логических размышлений, в меньшей степени используется самый продуктивный, смешанный или комбинированный подход, и лишь единицы используют этот подход осознанно. Дальнейший анализ вопроса и проверки гипотезы на практике дали возможность получить результаты, которые легли в основу ассоциативно-образной методики проектирования костюма, в рамках системного подхода и учета предпочтений ведения творческих поисков. Проведенный анализ сути понятий интуитивного, аналитического и смешанного уровня проектной деятельности в контексте дизайна костюма и разработанная технология осознанного перехода с уровня на уровень, в процессе работы на образно-концептуальном этапе проектирования в зависимости от поставленной задачи дали результаты, позволяющие говорит о эффективности методик. Владение этими методи­ками позволяет расширить и максимально использовать творческий потен­циал и повысить уровень самоконтроля. Структурировав процесс художе­ственного проектирования костюма, на этапе образно-концептуальных по­исков и адаптировав их в зависимости от личностно-индивидуальных ка­честв дизайнера, удается оптимизировать процесс творческих поисков и создавать условия для раскрытия творческого потенциала дизайнера в полной мере. Дальнейшие разработки позволили сделать предлагаемый метод проектирования универсальным и доступным для широкого круга специалистов.
Также следует отметить дополнительные возможности образно-ассоциативной методики, а именно возможность коррекционной поддерж­ки. Существует ряд типовых ошибок и затруднений, возникающих в про­цессе художественного проектирования костюма. Систематизация этих проблем и разработка системы коррекционных методик и методик само­контроля, позволяет успешно справиться с такими сложными проблемами как проявление вкусовой доминанты, комплекс проблем поиска образного решения, проблемы целостности образного решения, затруднения на ста­дии разработки концептуально-образной базы костюма. Выявление про­блем на самом раннем этапе концептуально-образных поисков позволяет раскрыть и устранить причины возникновения вкусовой дисгармонии, об­разной «безрезультативности» на этапе творческих поисков, проанализи­ровать и устранить причины возникновения, «косности» образных реше­ний и отсутствия новизны. В дизайне костюма художественный образ рас­сматривается как емкое понятие включающие в себя гармоничное сочета­ние образа костюма, образа человека или носителя данного костюма и об­раза автора, создателя данного костюма, в контексте выбранной концеп­ции. Троичная целостность этой системы разрушается при несоответствии хотя бы одного звена. Проблемы образной целостности тоже нашли свое решение в контексте ассоциативно-образной методики проектирования.
Итак, разработки художественных проектов по принципам ассоциа­тивно-образной методики проектирования раскрывает перед дизайнером огромные перспективы для творческих поисков при условии соблюдения определенных принципов.
Во-первых необходимым условием продуктив­ной работы по принципам ассоциативно-образного метода проектирования костюма является объединение в одной системной модели понятий струк­турирования и психологии творческого процесса, основ истории, теории и практики проектирования костюма, композиционной грамотности, теории формообразования посредствам ассоциативно-образного мышления и принципов семиотики костюма.
Во-вторых, основой эффективности системы художественного про­ектирования костюма является соблюдение принципов системно-личностного подхода к дизайну костюма, а именно, применения системно­го подхода к творческому процессу на концептуально-образном этапе про­ектирования и правильного выбора стратегии творчества, в зависимости от индивидуально - личностных качеств дизайнера.
В-третьих, ассоциативно-образный метод проектирования является универсальным, открывает широкие возможности для применения специа­листами в различных сферах: дизайна костюма, критики моды, обучения специалистов принципам художественного проектирования. Используя основные проектные принципы метода, дизайнеры костюма имеют воз­можность, работая индивидуально или в команде, разрабатывать дизайн-проекты различной адресации, назначения, и способа производства.
 В-четвертых ассоциативно-образная методика имеет дополнитель­ные функции: возможность коррекционной и самоконтроля творческого процесса на каждом этапе процесса проектирования костюма.
Таким образом, системный подход в рамках ассоциативно-образного метода проектировании отражает структурированный подход к процессам проектирования и творческому процессу поисков образно-концептуального решения костюма, отвечая основным требованиям разви­тия дизайна костюма в современном мире. Практической реализацией сис­темного подхода в рамках ассоциативно-образного метода проектирования костюма является возможность максимально продуктивно раскрыть и реа­лизовать творческий потенциал дизайнера в соответствии с его индивиду­ально-личностными качествам.
 
Работа выполнена под руководством проф. М.Ю. Германа
Категория: Всего статей | Добавил: art (26.07.2010)
Просмотров: 4204 | Теги: в костюме, дизайне костюма, творчество, дизайну костюма, дизайнер, семиотика костюма, проектирование костюма, костюм, образа костюма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]