Пятница, 26.04.2024, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Процесс диверсификации российских оборонных предприятий: проблемы и перспективы

На современном этапе развития экономики России возникла острая необходимость использования стратегии диверсификации производства в российских фирмах в целях избегания (страхования) риска потери бизнеса, а для отечественных оборонных предприятий диверсификация означает и новые возможности для роста. Преимущество диверсификации в сущест­венной общности новой сферы бизнеса и основных видов деятельности, которая предполагает совместное использование: покупателей, реализуя потенциал для предложения системных решений; торгового персонала или каналов распределения; торговой марки и имиджа; производственных и складских помещений; исследований и разработок.

В ходе рыночных преобразований российских предприятий намети­лась тенденция к диверсификации производства. Производители считают, что, расширяя комплекс предлагаемых товаров и услуг, можно повысить конкурентоспособность, ослабить возможные риски. Однако практика свидетельствует, что между диверсификацией и специализацией бизнеса всегда должен быть баланс, который и определяет ее перспективность.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства определяет направления реструктуризации экономики. Так, в "Программе социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу (2008-20 гг.) уделяется большое внимание диверсификации как эффективному инстру­менту в развитии оборонно-промышленного комплекса и при проведении государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического разви­тия. Стратегические цели формируют качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия, что означает рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, струк­турной диверсификации экономики.

Как известно, одной из приоритетных задач, стоящих на сегодняш­ний день перед российскими органами власти и бизнес-сообществом, вы­ступает полноценное вовлечение оборонных предприятий в экономиче­скую жизнь страны с целью коренного изменения сложившегося положе­ния дел в оборонно-промышленном комплексе. При этом, безусловно, од­ним из основных инструментов адаптации предприятий отечественной оборонной промышленности к современным условиям хозяйствования яв­ляется диверсификация их хозяйственной деятельности.

Для большинства производителей в оборонном комплексе оправдана диверсификация, основанная на специализации или ключевой компетен­ции, что связано с преобладающей формой внутреннего развития, а не приобретением (слиянием, поглощением) существующих предприятий.

Ключевая компетенция - это взаимосвязанный набор навыков, спо­собностей, технологий, который придает уникальность бизнесу. Именно она позволяет добиться устойчивого конкурентного преимущества на рын­ке и стать основой диверсификации. Так, ключевой компетенцией Барна­ульского станкостроительного завода является ряд бизнес-процессов или базовых технологий, которые используются в производстве основной во­енной продукции, а также промышленных цепей, подъемно-транспортного оборудования и изделий станкостроения. Такая диверсификация историче­ски сложилась в период плановой экономики. В рамках конверсии на предприятии было организовано изготовление стиральных машин, однако в середине 90-х гг. было прекращено из-за неконкурентоспособности, по­скольку предприятие не обладало ключевой компетенцией для данного производства.

Ключевой компетенцией другого оборонного предприятия - произ­водственной фирмы ООО «Норд-Пульс» - является технология изготовле­ния несколько видов продукции из пенополиуретана. Например, трехслой­ная панель из декоративного бумажно-слоистого пластика, которая пред­назначена для изготовления судовой мебели кораблей, судов и плавсредств по заказу МО РФ, а также по санитарно-химическим показателям может применяться в жилых и служебных помещениях. Таким образом, техноло­гическая диверсификация (через конверсию и использование технологий двойного назначения) может стать основой стабилизации деятельности предприятий в оборонном комплексе страны.

Анализ результатов научных исследований, посвященных проблеме диверсификации фирм, показывает, что основы теории данного процесса (в частности, актуальные вопросы взаимосвязи направлений дивер­сификации компании и уровня рентабельности производства) были разра­ботаны зарубежными специалистами такими как Ф. Котлер, Б. Карлоф, Р. Леман, Р.М. Кунц, Т. Коно, И. Ансофф, Г.Я. Киперман, Д. Аакер, Р. Акофф, М.Альберт, Б. Альстрэнда, К. Боумэн, Р. Грант, П. Дойль, Э. Кох, Дж. Лэмпел, М. Мескон, Г. Минцберг, М. Портер, Р. Румелт, К. Лоренц, Е. Есинара, А. Томпсон, П. Друкер, Н. Фридмен и др. В их трудах исследованы причины, цели и виды диверсификации фирм. От­дельные аспекты диверсификации рассматриваются в работах Г. Армст­ронга, Г. Асеэля, В.Вонга, Ф. Котлера, посвященных вопросам управления товарной политикой компании. Кроме того, созданием прикладных эконо­мических инструментов диверсификации хозяйствующих субъектов зани­мались группы исследователей из Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group), компаний McKinsey и General Electric.

Первые подходы к пониманию диверсификации как приоритетного направления стратегии развития фирмы были заложены в 1950-х гг. аме­риканским экономистом И. Ансоффом. Его последователь Ф. Котлер гово­рит о диверсификации как средстве или пути осуществления роста фирмы за счет проникновения в новые отрасли и сферы хозяйства. Г. Я. Киперман предлагает рассматривать диверсификацию как расширение деятельности фирмы за рамки основного бизнеса, под которым он понимает производство товаров, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых фирмой, и делает эффективность ее функционирования в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания фирмы, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты фирмы имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это - потенциально диверсифицированная компания.

Б. Карлоф выделяет следующие причины диверсификации: умень­шение степени  риска и стабилизация финансового положения; предполо­жение, что это наилучший способ вложения капитала; расширение дел за счет синергизма с нынешним бизнесом; желание рисковать. Причины ди­версификации могут быть самыми разнообразными, но все они вызваны одним - повысить эффективность деятельности фирмы не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.

Р. Леман и Р.М. Кунц исследовали проблему взаимосвязи диверси­фикации и степени рентабельности хозяйственной деятельности фирмы, причины перехода к стратегии диверсификации, выявили принципиальные позиции банков по отношению к диверсифицированному бизнесу, проана­лизировали факторы его успеха. Цели диверсификации производства, по мнению Р. Кунца, напрямую зависят от финансового состояния и возмож­ностей предприятия. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от «просто выжить» до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы. Причины широкого распространения диверсифика­ции и последовавших за этим изменениями, как отмечает Р. Кунц, можно разделить в три группы.

Первая группа причин определяется внешними условиями хозяйст­венной деятельности предприятия. При благоприятной ситуации или под­ходящих правовых нормах диверсификация может принести определенные выгоды. Например, государство, заинтересованное в развитии определен­ных отраслей хозяйства, представляет льготы по налогообложению пред­приятиям этих отраслей. Под воздействием этой группы причин диверси­фикация может быть рекомендована в качестве средства улучшения даль­нейших перспектив деятельности предприятия, которые на данный момент могут оцениваться как неблагоприятные.

Вторую группу составляют причины, от которых зависит повышение прибыли и снижение хозяйственных рисков. Пока между доходами двух предприятий (доходами от двух или нескольких различных направлений деятельности одного предприятия) нет тесной взаимосвязи, их совокупный риск будет оставаться ниже взвешенной суммы рисков, присущих каждому из них по отдельности. Возможность значительных экономических потерь, имея различные виды деятельности, уменьшается пропорционально их ко­личеству и весомости.

Третья группа связана непосредственно с политикой менеджмента фирмы, зачастую стимулирующего переход к диверсификационной страте­гии в собственных интересах, т. к. при расширении сфер деятельности предприятия менеджеры получают возможность усилить свою власть и одновременно увеличить собственные доходы. Это происходит в силу то­го, что диверсификация позволяет обеспечить стабильную занятость бла­годаря уменьшению рыночных рисков, при том, что не всегда поведение менеджеров может быть проконтролировано и подчинено интересам биз­неса. Таким образом, теоретически для осуществления диверсификации должны быть благоприятные внешние условия, возможность увеличения доходов, экономическая устойчивость бизнеса, непротиворечивость инте­ресов руководства фирмы.

Между тем, на практике развитию процесса диверсификации рос­сийских оборонных предприятий препятствует комплекс проблем, как об­щеэкономических, так и обусловленных спецификой функционирования и современного состояния оборонной промышленности и особенностями осуществления данного процесса на конкретных предприятиях.

В оборонно-промышленном комплексе диверсификация обусловлена рядом факторов. С начала 1990-х годов резко сократился государственный оборонный заказ на производство оборонной продукции, его объем до на­стоящего времени и в обозримой перспективе не сможет обеспечить за­грузку и рентабельную работу предприятий ОПК. Увеличение соответст­вующих расходов началось лишь с 2000г. Большинство предприятий обо­ронно-промышленного комплекса обладают высокими технологиями для производства гражданской продукции, конкурентоспособной на внутрен­нем и внешнем рынках, а без проведения диверсификации теряет экономи­ческий смысл конверсия оборонных предприятий. Необходимо также на­учно осмыслить роль и место диверсификации оборонных предприятий в реформировании отечественного оборонно-промышленного комплекса и процессе социально-экономического развития российского государства в современных условиях.

Диверсификация оказывает положительное влия­ние на систему ценообразования на продукцию военного назначения и фи­нансирования НИОКР. Нуждается в совершенствовании и механизм управления и финансирования диверсификацией, существует объективная потребность в анализе современного состояния и тенденций развития ди­версификации предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ. Диверсификация оказывает решающее влияние на организационно-экономическую реструктуризацию ОПК, на создание технологически ин­тегрированных корпоративных структур, существенно возросла актуаль­ность проведения комплексного исследования основных проблем дивер­сификации предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, а также поиска путей их решения в современных условиях. Следовательно, высока и практическая значимость исследований, связан­ных с разработкой и обоснованием перспективных путей совершенствова­ния процесса диверсификации предприятий оборонной промышленности России.  

Работа выполнена под руководством Ю.А. Киселевой

Категория: Всего статей | Добавил: art (19.07.2010)
Просмотров: 4561 | Теги: Преимущество диверсификации, реструктуризация экономики, производства, конкурентоспособность, стратегии диверсификации, развития экономики | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]