Вторник, 17.09.2019, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Проблемы распространения научной литературы на современном этапе

Современная ситуация на книжном рынке проявилась трансформа­цией «рынка продавца» (спрос превышает предложение) в «рынок покупа­теля» (предложение превышает спрос). В сфере книгоиздания последние два года определили тенденцию к прямопропорциональной зависимости таких важных показателей, как количество названий и тираж издаваемой книжной продукции. Так, за первое полугодие 2009 года показатели коли­чества названий увеличились на 6 406 наименований по России и на 211 наименований по Санкт-Петербургу по сравнению с итогами пер­вого полугодия 2008 года.

Среди факторов, воздействующих на снижение тиражей, в первую очередь, следует отметить мировой финансовый кризис, который привел к снижению степени риска и возможных убытков, в том числе и в книжном деле - за счёт сокращения объёмов выпуска продукции.

Еще одним фактором специалисты видят демографическую ситуа­цию в стране: по-прежнему, несмотря на политику стимулирования рож­даемости, ежегодно снижается численность населения, особенно по группе учащихся и студентов. Потери в народонаселении частично компенсиру­ются за счёт притока иммигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья, однако эта категория населения, как правило, не влияет на книжный спрос и предложение.

Следующий фактор, влияющий на показатель тиража, - снижение интереса к чтению. Однако здесь намечаются ощутимые перемены: в ряде регионов разработаны и успешно внедряются в практику многолетние про­граммы поддержки книги и чтения.

Тенденция к уменьшению тиражей связана не только с постоянно углубляющейся диверсификацией знаний и читательских вкусов, но и с развитием технологий. Сегодня издатели всё чаще предлагают потребите­лям не только печатную, но и электронную версию своей продукции. Кос­венно на тиражи влияет улучшение библиотечного комплектования и уве­личение количества посетителей библиотек, а это значит, что одним эк­земпляром книги пользуется не один её покупатель, а как минимум не­сколько читателей.

Доля научной литературы в современном книгоиздательском оборо­те на первое полугодие 2009 года составила 13 066 экземпляров, что на 2 162 экземпляра больше показателе первого полугодия 2008 года. Тен­денция к увеличению наименований в издании научной литературы связа­на с тем, что многие издательства пересмотрели или вовсе изменили свою издательскую политику. Образуются новые издательства и издающие ор­ганизации, которые пытаются вести конкурентоспособную борьбу. Многие издатели, делая ставку на качество, теперь стремятся выпускать более «объёмную», а потому малотиражную, но разнообразную по названиям, долговечную (переплет, а не обложка) продукцию, рассчитанную на дли­тельное использование.

Но основной для издателей научной литературы остается проблема распространения изданий. Подобная литература обычно не в состоянии свободно конкурировать с массовым, развлекательным «чтивом» и всегда требует внимания и финансовой поддержки со стороны государства и об­щества. К сожалению, отсутствие налаженной системы дистрибуции при­водит к тому, что издательства вынуждены продавать научную литературу самостоятельно.

Любой канал распространения требует грамотно продуманной нави­гации, которая в основе своей есть вовремя приобретенная информация. Перед издателями возникают вопросы: что хочет «их читатель», где «их читателю» удобно пользоваться предоставленной информацией, когда и как «их читатель» хочет/может получать информацию о товаре/приобрести товар, на какую минимальную цену «их читатель» рассчитывает. Инфор­мацией подобного рода могут обеспечить специальные организации - ди­стрибуторы, чья работа заключается в посредничестве между издателем и читателем.

Еще один способ подачи актуальной информации - ее своевремен­ный учет. Российская книжная палата (РКП), как национальный статисти­ческий центр, обеспечивала и обеспечивает оперативный государственный учёт выпускаемой издательской продукции. Учёт ведётся на основе обяза­тельного экземпляра изданий, причём каждая книга, каждая брошюра об­рабатывается по принципу «de visu». Следовательно, Книжная палата мо­жет оперировать лишь конкретными цифрами.

Особенно эффективным механизмом достижения указанных целей выступает новый совместный проект РКП и Российского книжного союза (РКС) по созданию Единого отраслевого товарного реестра книжной про­дукции (2008 г.). Смысл проекта в том, чтобы обеспечить использование стандартных библиографических записей, созданных в Палате, всеми ос­новными субъектами книжного рынка. Технология этого проекта имеет жёсткий регламент выполнения работ: издатели должны передавать книги в РКП в течение двух дней по выходе книги из типографии, а специалисты РКП должны на их основе создать библиографические записи в коммуни­кативном формате и передать их на сайт РКС в течение 24 ч. Таким обра­зом, издатели и книготорговцы освобождаются от необходимости состав­лять библиографическое описание книг; использование стандартного биб­лиографического описания в коммуникативном формате позволяет легко и быстро формировать ассортиментные базы; при информационном поиске издания находятся однозначно и оперативно; можно осуществлять прода­жу книг с электронной библиографической записью (особенно удобно это для оптовых покупателей).

РКП не раз выражала готовность разработать соответствующий стандарт для ведения статистики книготорговли, но успех этой разработки в решающей степени зависит не от Палаты, а от самих субъектов книжного рынка, которые сегодня «не готовы» делиться своими «коммерческими секретами», и никто не может принудить книготорговцев к этому; следова­тельно, РКП не может систематизировать соответствующую статистику.

Книжный рынок, с учётом всех издержек в ценообразовании и в ка­налах сбыта, всё же с каждым годом становится более насыщенным, более разнообразным, причём за счёт не импортной, а отечественной продукции. Министерства, ведомства и фонды финансово поддерживают издание на­учной литературы, но полностью решить проблему ее выпуска и распро­странения без привлечения альтернативных источников финансирования, видимо, в ближайшие годы будет невозможно.  

Категория: Всего статей | Добавил: art (22.07.2010)
Просмотров: 1862 | Теги: БИБЛИОТЕКА, Книги, научной литературы, тираж, ЧТЕНИЯ, научная литература, книгоиздание, издатели, интерес к чтению, книжный рынок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]