Вторник, 17.09.2019, 14:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Принципы атрибуции бархатной пелерины
Порой бывает очень сложно отличить подлинный предмет от под­делки. При этом возникает масса вопросов. С чего начать? Как и с чем со­поставить предложенный предмет? Как же его атрибутировать? Какие ка­чества материала и критерии оценки совокупности факторов могут повли­ять на изменения мнения о предмете?

Эти непростые вопросы стали поводом для написания данной статьи. Некоторые аспекты принципов атрибуции мы попытались изложить на примере исследования конкретного предмета - черной бархатной пелери­ны, предположительно 19 века.

Для начала попытаемся внимательно рассмотреть и описать увиден­ный нами предмет.

Итак, бархатная пелерина предположительно 19 века. Черного цвета, декорированная вышивкой, выполненной из бисера. Длина пелерины дос­тигает локтя. Горловина выполнена в форме воротничка - стойки из плот­ной хлопчатобумажной ткани так же черного цвета и декорирована плот­ной лентой, собранной в многослойные рюши, что говорит о влиянии сти­ля рококо. Подкладка пелерины выполнена из шелка. Цвет её ярко контра­стирует с лицевой стороной накидки - охристый, тяготеющий к оранжево­му оттенку. С внутренней стороны пелерины по нижнему краю заметны стяжки, выполненные ярко красными нитками, совершенно не соответст­вующими цвету подкладки. Это может говорить о том, что данный пред­мет одежды подвергался изменениям, либо перенёс восстановительные (реставрационные) работы. Часть подкладки, примыкающая к горловине, так же повреждена - у верхнего края заметны красные нити, а в некоторых местах подкладка и вовсе не пристрочена. По типу стяжка, можно с уве­ренностью предположить, что они выполнены вручную. Не исключается тот факт, что подкладка была заменена в более позднее время.

Скрепляется пелерина тремя маленькими металлическими крючка­ми, скрытыми от глаз.

Вышивка выполнена бисером черного цвета с перламутровым отли­вом. В работе использовалось несколько сортов бисера одного оттенка, различающегося по размеру и форме. Вышивка выполнена в технике "ши­тье в прикреп" - бусины нанизывались на нитку или проволочку и приши­вались другой ниткой через промежутки, состоящие из нескольких буси­нок. Основой вышивок служил льняной холст, который в большинстве случаев покрывался шелковой тканью, что бы усилить цветовую игру бус. Перед началом работы весь рисунок наносился на ткань. Здесь мы находим много общего с традиционной русской работой - золотым шитьем.

Наиболее подходящим элементом для дальнейшего исследования материала и техники исполнения послужит тщательное изучение вышито­го бисером узора.

Орнаментальная композиция имеет вытянутую форму, напоминаю­щую стилизованное изображение венка или гирлянды, символа дружбы, любви и вечности. Венок мог быть как брачным, так и погребальным, сле­довательно, эта пелерина могла являться подарком или предметом риту­ального костюма дамы первой трети 19 века.

Вышивки попарно симметричны и располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждая пара представляет собой оригинал и зер­кальное отражение. Всего пелерину украшают девять стилизованных вен­ков конусообразной формы, сужающихся к низу. Вышивки не имеют за­метных повреждений или утрат.

Установить подлинность представленной пелерины довольно не лег­ко. В ней присутствуют как плюсы, указывающие на подлинность, так и минусы, говорящие о том, что эта вещь является подделкой.

Поэтому следующим этапом станет сопоставление данного предме­та с аналогичными по фасону и крою пелеринами, связанное с необходи­мостью изучения истории бытования подобных изделий. В качестве анало­гов могут послужить графические источники, на которых запечатлены по­хожие пелерины.

В середине 17 века во Франции пелерины носились как вид верхней одежды, часто отороченный мехом. Об этом свидетельствует гравюра 1649 года, изображающая жену французского мещанина, в модном костюме то­го времени. Изображенный на ней плащ с пелериной, отороченный мехо­вой опушкой, несомненно, является прообразом пелерин, получивших особое распространение на протяжении всего 19 столетия.

В самом начале 19 века (1800-10 гг.) пелерина как элемент светского платья начинает трансформироваться в вид женской верхней одежды, яв­ляясь теперь не только декоративным украшением, но и частью туалета для прогулок. Её декору продолжает уделяться повышенное внимание. В течении всего 19 века длинна пелерин неоднократно меняется, о чем сви­детельствуют многочисленные европейские журналы мод того времени. Пелерины длинной до локтя начинают появляться уже в 20-30-х годах 19 столетия, но наиболее короткими они становятся только к концу века, претерпев значительные изменения в крое.

Мода на ношение накидок и пелерин в первой трети 19 века находит свое отражение в покроях светских платьев. Лифы декорируются закры­тыми воротниками, схожими по форме и длине с пелеринами. Шею укра­шают кружевными бархотками, что говорит о влиянии стиля рококо.

Ближе к середине 19 века пелерина начинает трансформироваться как в более легкие накидки, так и в удлиненный вид верхней одежды - гавелок (англ.) - элегантный длинный "английский" плащ с пелериной, без рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока (1795-1857).

Одной из разновидностей пелерины можно считать все более удли­няющуюся к 1840-м годам бидермейеровскую накидку без рукавов, назы­ваемую мантеле (mantelet). Подобные короткие пелерины являлись при­надлежностью выходного туалета. Они отделывались мехом и сочетались со шляпой, украшенной перьями. К 50-м годам 19 столетия этот вид на­кидки претерпевает значительные изменения в крое: накидка становится более короткой, а передние её края становятся довольно длинными (до ко­лена) и узкими.

В середине и третей четверти 19 века пелерины становятся значи­тельно длиннее, но к концу столетия опять поднимаются по линии локтя и выше.

В 1892 году модный журнал "Журнал де демуазель" (Journaldes demoiselles) опубликовывает гравюрный лист с изображением мод того времени, на котором одна из дам изображена в очень похожей на рассмат­риваемую по длине и крою пелерине, верхняя часть которой так же деко­рирована рюшами. 90-е года 19 века дают массу живописных и графиче­ских примеров существования пелерин, аналогичных по длине, цвету и не­которым декоративным элементам убранства с рассматриваемой. Этот факт может указывать на то, что изучаемая накидка, вероятно, датируется концом 19 столетия.

Что касается вышивок бисером, ни в 30-х, ни в 90-х годах аналогич­ных примеров, наглядно подтверждающих их существование, обнаружить не удалось. Но, исходя из истории происхождения и производства бисера, можно сказать, что сорта, использованные в украшении интересующей меня накидки, скорее можно отнести ко второй-третьей четвертям 19 века, т. е. к более позднему периоду. Это аргументируется тем, что в конце 18 начале 19 веков бисер, производимый как в России, так и за рубежом был преимуще­ственно матовых оттенков. Цвета были глубокие, не прозрачные, тогда как в рассматриваемой пелерине частично использован полупрозрачный бисер, распространенный только ко второй половине 19 века. Это указывает на бо­лее поздний период создания изделия. Также, в ходе изучения вышивок, стало известно, что они были фрагментально восстановлены в более позд­нее время. На это указывает несоответствие сортов бисера.

К сожалению, в процессе исследования рассмотреть и изучить пеле­рину вживую не представляется возможным, поскольку в нашем распоря­жении оказались только фотографии, предоставленные владельцем. Это затрудняет исследование и оценку материала, из которого она сделана. Бархат, как и многие другие шелковые ткани, не долговечен. Он подвер­жен как быстрому изнашиванию в процессе частого использования, так и разрушению волокон под влиянием большого количества времени с мо­мента создания. Так как фотоматериал не позволяет оценить истинную со­хранность ткани, нельзя с уверенностью сказать подлинный это материал, или заменённый в более позднее время. На первый взгляд бархат кажется совсем не поврежденным, что наводит на сомнения по поводу его подлин­ности. Но, не видя ткань, нельзя точно сказать, был ли бархат заменён, частично восстановлен или не подвергался замене вовсе, сохранив перво­начальный вид.

Сравнивая исследуемую накидку с экземпляром русской работы 1880-х годов из черного шелкового репса с вышивкой черным бисером в виде заостренных листьев и отделкой механическим кружевом типа "шан-тийи", хранящимся в Павловске, мы пришли к выводу, что, возможно, рас­сматриваемая пелерина так же принадлежит к работе русских мастеров. При детальном сравнении заметно существенное сходство декоративных бисерных вышивок. На первый взгляд можно предположить, что оба изде­лия выполнены в одной мастерской. Главным отличием вышивок является сорт бисера, о котором мы уже упоминала. В пелерине русской работы ис­пользован традиционный матовый бисер черного цвета, предположитель­но, русского производства, тогда как изучаемая пелерина украшена бисе­ром европейского, возможно французского, производства более позднего времени. Эти несоответствия, несомненно, наталкивают на мысль о не подлинности данной пелерины. Подобная копия свободно могла бы быть выполнена в 20 веке по эскизам модных журналов 19 столетия, в которых подробно прорисованы все детали и особенности кроя подобного вида на­кидок.

Подборка старых журналов "Новая Мода" и "Пражская мода" 1847-1921 годов несут в себе ещё целый ряд фактов, доказывающих при­надлежность интересующей меня пелерины к концу 19 столетия. Одним из важнейших доказательств является эскиз модных на то время орнаментов, представленный на странице журнала - это конусообразные сужающиеся к низу стилизованные изображения растений, динамично повторяющиеся из завитка в завиток, что, несомненно, могло являться прообразом к созданию орнамента на интересующей нас пелерине. Так же, на страницах одного из журналов, представлено изображение дамы в светском туалете с пелери­ной, схожей с исследуемой по длине и элементам декоративного убранства в области горловины. При подробном рассмотрении видно, что орнамент, представленный в журнале, может служить прообразом к созданию рас­сматриваемой мной модели пелерины. Ко всему прочему, форма исполне­ния самой горловины, изображенной в журнале, так же соответствует - это воротник стойка, декорированный рюшами.

Тщательное исследование графических источников и фотографий позволило сделать вывод о подлинности данной бархатной пелерины.

Примерные рамки создания колеблются от 1870-х до 1890-х годов -вторая половина 19 столетия. Так же есть уверенное предположение, что данное изделие подвергалось реставрационным работам, в процессе кото­рых была восстановлена или заменена подкладка. На это указывают харак­терные швы по нижнему краю внутренней стороны пелерины. А так же имеются следы восстановительных работ бисерных вышивок. О этом гово­рит наличие поздних сортов бисера, явно указывающих на повторное вме­шательство, изменение или дополнение декоративной вышивки. 

 Работа выполнена под руководством доц. Тархановой А.В.
Категория: Всего статей | Добавил: art (29.07.2010)
Просмотров: 2921 | Теги: накидка, БАРХАТ, костюм, пелерина, бисер, шитье бисером, орнамент, нить, бархатная пелерина, шитье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]