СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Графический дизайн Японии второй половины 20 века представляет очень интересный материал, который мало изучен. Японские дизайнеры создали свой особенный мир, который отличается от европейской школы дизайна. В этом мире есть несколько имен, отличающихся своим неповторимым стилем. Выдающийся японский дизайнер-график Икко Танака -один из них. Икко Танака участвовал во многих важных вехах эволюции японского дизайна и является значительной фигурой в истории японского дизайна. Танака работал в разных областях графического дизайна: театральный и выставочный плакат, оформление книг, дизайн упаковки, фирменный стиль для многих японских и интернациональных фирм и дизайн интерьера. Он родился в г. Нара в Произведения Икко Танака экспонировались в Музее Искусства г. Сейбу, в Японо-американском культурном и общественном центре в Лос-Анжелесе, в музее искусств г. Нара, в музее рекламы в Париже. Также его произведения выставлялись в Центре искусств в Мехико и в Милане, в музее искусств в Сан-Паоло в Бразилии, в Национальном музее современного искусства в Токио и в Музее Архива Баухауза в Берлине. С 1961 года он занимался театральными афишами. Для театра Каньчже Но в Осаке он создавал ежегодные плакаты на протяжении более чем 30 лет. В 1973 году Танака стал работать для театра Сейбу в Токио. Он создавал афиши к произведениям самого разного рода - начиная от чеховского «Вишневого сада» и заканчивая современной японской пьесой «Equus». А с 1996 года Новый Национальный Театр в Токио также стал заказывать дизайнеру афиши и за семь лет Танака создал для этого театра 38 работ. Помимо театральных афиш Танака делал выставочные плакаты, иллюстрировал книги. Мастерство дизайнера известно уникальным слиянием традиционной японской культуры с современной международной эстетикой. В его работах есть и исторические художественные ссылки на ксилогравюры эпохи Эдо, и классическая каллиграфия, но в то же время они полностью соответствуют принятым мировым стандартам графического дизайна. Его работы отсылают к традиционным японским ритуалам, которые он включает в свой дизайн. Театр Но и чайная церемония - две любимых темы Икко Танака. Через эти ритуалы он приобрел глубокое понимание своей культуры, которая проявилась в формах, фактуре и цвете его дизайн-проектов. В конце своей карьеры он экспериментировал с современным интерьером и промышленным дизайном, связанным с традиционной японской чайной церемонией, в которой он был признанным мастером. Художественные особенности его графических работ - изысканный колорит, владение искусством типографики, целостность композиционных решений, эмоциональность, декоративность, чувство юмора. Танака - мастер типографики. В его произведениях шрифт играет особую роль, осуществляет несколько задач. Помимо передачи информации, иероглифы становятся главными образами работ. Он много экспериментировал с формами каллиграфии и создал свой собственный шрифт «cocho». Использование разного написания иероглифов придает его работам образность и эмоциональность. Ведь в Японии прочитываемость текста меняется в зависимости от способа его написания. От способа изображения иероглифа японец получит больше информации, чем от значения слова. Любое японское слово допускает несколько вариантов написания. Эти варианты неравнозначны, каждому из них обычай придает свое значение и ценность. Существует три стиля написания иероглифов. Первый - «кайсе» - используется редко для знаков азбуки «катакана», характерны четко и уверенно прописанные линии, квадратность и угловатость. Второй - «гесе» характерны более быстрое написание, плавность линий, сходство с азбукой «хирагана». Третий - «сосе» - самое быстрое написание, без отрыва пера от бумаги. Знаки используются с таким количеством вариаций, как ни в одной другой стране мира. Поэтому, первый уровень коммуникации самих слов лежит в другой плоскости, чем просто понимание языка. Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил распространение культ каллиграфии. Иероглифика имеет линейную основу, а Линия в культуре Дальнего Востока обладает той же силой, что и Слово в христианстве. Она - начало Мира. Творец провёл линию и разделил Хаос на Небо и Землю. "Посредством единой черты человек может передать внешний вид и внутреннюю сущность, в малом - большое, не утратив при этом ничего" (Ши Тао, художник). Иероглиф основан на сочетании двух начал: мужском (целая яркая линия) и женском (прерывистая, неяркая линия). Иероглифы представляют собой идеограммы, т. е. обозначают целые понятия - «ветер», «цветок», «рождаться», «идти» и др. Такая форма письма оказала большое влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия. "Каллиграфия - музыка для глаз". И действительно, каллиграфия строится на основе ритмической гармонии штрихов и точек, которая в сочетании с полем фона создаёт некие силовые вибрации, передающие бесконечную гамму человеческих мыслей, чувств, настроений. Танака строит некоторые свои произведения исключительно на сочетании разных иероглифов. Например, ряд его плакатов для выставок. Композиция плаката «Выставка плакатов 10 мировых дизайнеров», созданного в 1982 году, включает в себя только иероглифы, помещенные в пространстве яркого фона. Знаки и их элементы по форме упрощены до простых геометрических фигур, что в сочетании с насыщенными цветами делает плакат современным, соединяющим особенности европейского дизайна и японские традиции. Также выразительны его черно-белые плакаты, где воздействует на зрителя контраст размеров шрифтовых элементов. Главными действующими лицами в работах дизайнера, несомненно, являются знаки, иероглифы, слова. В его плакатах иероглифы превращаются в эмоционально насыщенные образы - геометрические фигуры, брызги краски, живых существ и т. д. Начиная с 1953 года, Танака каждый год делает для газеты новостей Санкей Шимбун афиши с анонсом представлений Школы театра Но в Осаке. Например, рассмотрим афишу,
созданную Танака для газеты Санкей Шимбун в В Японской компании «Морисава» 84 года. Ее основатель Нобуа Мо-рисава когда-то изобрел японскую версию фототипической печатной машины. Сейчас в компании работает 240 человек, занимается шрифтами, типографским оборудованием. Годовой оборот 100 млн. долларов. Страницы календаря выполнены в разных стилях типографики. Икко Танака пишет о своей работе над календарем «Человек и Письмо». «Мое продолжающееся исследование древних писем мира начиналось в 1984, когда я создавал Календарный проект Морисава. Я люблю посещать музеи и старые руины, потому что я чувствую, что, через контакт с культурами, которые существовали тысячи лет назад, я могу найти свое место в мире. Однако, это не означает, что я нахожу каждый экспонат, который хранился и оценен, безоговорочно прекрасным. Многие из них были повреждены в течение долгого времени. С точки зрения дизайнера, который является по природе своей профессии опережающим время, эти объекты принадлежат миру археологии, поскольку они несут заплесневелый аромат времен. Они не предлагают того яркого, обнадеживающего умения ориентировать, которое требуется от календаря, который все-таки означает «новый год». Работая над этим проектом, я всегда чувствовал в себе противоречие, двигаясь вперед-назад, как маятник, между древними временами и современностью. Большой интерес для меня здесь снова сосредотачивается на типо-графике как на жизнеспособной теме проекта». Помимо удивительной способности Икко Танака использовать возможности типографики, его цветовые поиски тоже заслуживают особенного внимания. И здесь ощущается влияние цветовых традиций, заложенных японской гравюрой [3]. Цветовые традиции японского искусства, заложенные гравюрой укие-э, неизменно присутствуют в графическом искусстве и дизайне Японии 20 века. Японская гравюра укие-э одно из самых ярких явлений мирового искусства. Слово «укие-э» обозначает «картинки изменчивого мира». Жанровая ксилогравюра - «картины быстротекущей жизни» - вошла в моду в 17 веке, достигла пика своего развития в 18-19 веках. Этот вид гравюры на дереве оказал огромное влияние на французскую живопись 19 века и через нее на живопись всех стран. Тематика гравюры, а также цветовые и композиционные особенности естетственно оказали влияние на японский графический дизайн второй половины 20 века. Традиционные темы гравюры укие-э - сцены театральной жизни, образы женщин, эротические сцены, военная тематика, ландшафты, цветы и птицы. Художественные особенности - изысканность и разнообразие цветовых сочетаний, композиционная целостность. Изображения условны и декоративны, представлены в единой плоскости. Элементы юмора и игры сопутствуют всем темам гравюры укие-э. Те же черты - декоративность, условность, изысканный колорит присутствуют в работах японских дизайнеров 20 века. Графические работы Икко Танака отличает разнообразие композиционных и цветовых решений. Танака безукоризненно владеет мастерством композиции. Равновесие элементов и свободного пространства точно, как в японских садах, где при кажущейся скудости ландшафта нет пустот. В его работах четко уравновешены все элементы - иероглифы и цветовые пятна. Художественный прием дизайнера - использование контраста масштабов и стилей японских шрифтов в плакатных работах и книжной графике, что делает работы выразительными. Колорит его работ тщательно выверен, представляет достаточно сложное, но всегда гармоничное сочетание цветов. Плакаты Танака также очень декоративны (возможно, это влияние его текстильного образования). Например, плакат для выставки художников-импрессионистов в г. Сейбу отличает изысканное цветовое решение. Фон, выполненный в цветовой палитре Клода Моне, Танака сочетает со шрифтовыми элементами, почти сливающимися с фоном, что создает иллюзию воздуха и света, отличающего работы импрессионистов. Танака - один из двенадцати
японских дизайнеров, был выбран для создания афиши для турне в Америку японской
труппы в Японский дизайнер Икко Танака в своем творчестве использует современные европейские графические приемы - простота и абстрактность форм, яркие цвета, коллаж, геометрическая структура композиции. При этом тематика его творчества и впечатление от работ остаются традиционно японскими. Таким образом, в искусстве Танака соединяются национальные традиции и современные приемы графики. Литература 1. Японская наружная реклама в 50-е - 80-е гг. // Дизайн и история дизайна designhistory.ru (15.03.2010). 2. Design
japonais, 19500-1995: Catalogue de l'Exposition, 3. Мировое искусство. Мастера японской гравюры / Сост. И.Г. Мо- син. СПб: ООО «СЗКЭО», 2008. 4. Wichmann
H. Japanische Plakate: Sechriger Jahre bis heute : Anlabich Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 6590
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |