Вторник, 17.09.2019, 14:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Особенности творчества японского дизайнера Икко Танака (1930-2002 гг)

Графический дизайн Японии второй половины 20 века представляет очень интересный материал, который мало изучен. Японские дизайнеры создали свой особенный мир, который отличается от европейской школы дизайна. В этом мире есть несколько имен, отличающихся своим неповто­римым стилем. Выдающийся японский дизайнер-график Икко Танака -один из них.

Икко Танака участвовал во многих важных вехах эволюции японско­го дизайна и является значительной фигурой в истории японского дизайна. Танака работал в разных областях графического дизайна: театральный и выставочный плакат, оформление книг, дизайн упаковки, фирменный стиль для многих японских и интернациональных фирм и дизайн интерье­ра.

Он родился в г. Нара в 1930 г., учился в Колледже Изящных искусств в Киото в 1950 г [1]. Начинал работать как дизайнер по текстилю. После работы в Санкей Шимбун Ко., Лтд. в Осаке и в Японском Дизайн-центре он основал Дизайн-студию Икко Танака в 1963 году. Танака создал боль­шое количество разнообразных работ, которые представлены в постоян­ных коллекциях многих музеев мира, включая - Штеделик Музей в Ни­дерландах, музей Современного искусства в Нью-Йорке, Институт техно­логии в Киото. Икко Танака проектировал плакаты к Олимпийским играм в Токио в 1964 году, плакаты для Сейбу театра в 1973 и стал арт-директором Сейбу Групп в 1975 году. Его награды включают приз Журна­ла Эстетики и Критики искусства, Серебряный приз на Интернациональ­ной выставке плаката в Варшаве. Также он получил Золотую медаль от Клуба арт-директоров Нью-Йорка, Высшую награду от Клуба арт-директоров Токио.

Произведения Икко Танака экспонировались в Музее Искусства г. Сейбу, в Японо-американском культурном и общественном центре в Лос-Анжелесе, в музее искусств г. Нара, в музее рекламы в Париже. Также его произведения выставлялись в Центре искусств в Мехико и в Милане, в му­зее искусств в Сан-Паоло в Бразилии, в Национальном музее современного искусства в Токио и в Музее Архива Баухауза в Берлине. С 1961 года он занимался театральными афишами. Для театра Каньчже Но в Осаке он соз­давал ежегодные плакаты на протяжении более чем 30 лет. В 1973 году

Танака стал работать для театра Сейбу в Токио. Он создавал афиши к про­изведениям самого разного рода - начиная от чеховского «Вишневого са­да» и заканчивая современной японской пьесой «Equus». А с 1996 года Но­вый Национальный Театр в Токио также стал заказывать дизайнеру афиши и за семь лет Танака создал для этого театра 38 работ. Помимо театраль­ных афиш Танака делал выставочные плакаты, иллюстрировал книги.

Мастерство дизайнера известно уникальным слиянием традиционной японской культуры с современной международной эстетикой. В его рабо­тах есть и исторические художественные ссылки на ксилогравюры эпохи Эдо, и классическая каллиграфия, но в то же время они полностью соот­ветствуют принятым мировым стандартам графического дизайна. Его ра­боты отсылают к традиционным японским ритуалам, которые он включает в свой дизайн. Театр Но и чайная церемония - две любимых темы Икко Танака. Через эти ритуалы он приобрел глубокое понимание своей культу­ры, которая проявилась в формах, фактуре и цвете его дизайн-проектов. В конце своей карьеры он экспериментировал с современным интерьером и промышленным дизайном, связанным с традиционной японской чайной церемонией, в которой он был признанным мастером. Художественные особенности его графических работ - изысканный колорит, владение ис­кусством типографики, целостность композиционных решений, эмоцио­нальность, декоративность, чувство юмора.

Танака - мастер типографики. В его произведениях шрифт играет особую роль, осуществляет несколько задач. Помимо передачи информа­ции, иероглифы становятся главными образами работ. Он много экспери­ментировал с формами каллиграфии и создал свой собственный шрифт «cocho». Использование разного написания иероглифов придает его рабо­там образность и эмоциональность. Ведь в Японии прочитываемость тек­ста меняется в зависимости от способа его написания. От способа изобра­жения иероглифа японец получит больше информации, чем от значения слова. Любое японское слово допускает несколько вариантов написания. Эти варианты неравнозначны, каждому из них обычай придает свое значе­ние и ценность. Существует три стиля написания иероглифов. Первый - «кайсе» - используется редко для знаков азбуки «катакана», ха­рактерны четко и уверенно прописанные линии, квадратность и углова­тость. Второй - «гесе» характерны более быстрое написание, плавность линий, сходство с азбукой «хирагана». Третий - «сосе» - самое быстрое написание, без отрыва пера от бумаги.

Знаки используются с таким количеством вариаций, как ни в одной другой стране мира. Поэтому, первый уровень коммуникации самих слов лежит в другой плоскости, чем просто понимание языка.

Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетиче­ское наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил распространение культ кал­лиграфии.

Иероглифика имеет линейную основу, а Линия в культуре Дальнего Востока обладает той же силой, что и Слово в христианстве. Она - начало Мира. Творец провёл линию и разделил Хаос на Небо и Землю. "Посредст­вом единой черты человек может передать внешний вид и внутреннюю сущность, в малом - большое, не утратив при этом ничего" (Ши Тао, ху­дожник). Иероглиф основан на сочетании двух начал: мужском (целая яркая линия) и женском (прерывистая, неяркая линия). Иероглифы представляют собой идеограммы, т. е. обозначают целые понятия - «ветер», «цветок», «рождаться», «идти» и др. Такая форма письма оказала большое влияние на характер мышления людей, способствовала формированию структурно-образного восприятия. "Каллиграфия - музыка для глаз". И действительно, каллиграфия строится на основе ритмической гармонии штрихов и точек, которая в сочетании с полем фона создаёт некие силовые вибрации, пере­дающие бесконечную гамму человеческих мыслей, чувств, настроений.

Танака строит некоторые свои произведения исключительно на соче­тании разных иероглифов. Например, ряд его плакатов для выставок. Ком­позиция плаката «Выставка плакатов 10 мировых дизайнеров», созданного в 1982 году, включает в себя только иероглифы, помещенные в простран­стве яркого фона. Знаки и их элементы по форме упрощены до простых геометрических фигур, что в сочетании с насыщенными цветами делает плакат современным, соединяющим особенности европейского дизайна и японские традиции.

Также выразительны его черно-белые плакаты, где воздействует на зрителя контраст размеров шрифтовых элементов. Главными действующими лицами в работах дизайнера, несомненно, являются знаки, иероглифы, слова. В его плакатах иероглифы превращаются в эмоционально насыщенные обра­зы - геометрические фигуры, брызги краски, живых существ и т. д.

Начиная с 1953 года, Танака каждый год делает для газеты новостей Санкей Шимбун афиши с анонсом представлений Школы театра Но в Осаке.

Например, рассмотрим афишу, созданную Танака для газеты Санкей Шимбун в 1961 г., получившую приз - серебряную медаль Клуба арт-директоров Токио. Эта афиша, 7-я в серии, одна из самых знаменитых. Ис­пользуя цвет и типографику, Танака передает образ театра. Через выбор исключительно китайских иероглифов, более древних, чем три системы письма, используемые в Японии, Танака вызвал из памяти древний и риту­альный характер этого представления. Буквы интенсивных и звучащих цветов напечатаны на темном фоне, таким образом, напоминая костюмы факельщиков театра Noh. При этом композиция афиши предельно проста и современна [2]. Здесь тайна мастера - сохранение традиционного (япон­ского) прочтения при абсолютно современной (европейской) подаче худо­жественного материала.

В 1995 г. Танака работал над проектом календаря для печатной ком­пании «Морисава».

Японской компании «Морисава» 84 года. Ее основатель Нобуа Мо-рисава когда-то изобрел японскую версию фототипической печатной ма­шины. Сейчас в компании работает 240 человек, занимается шрифтами, типографским оборудованием. Годовой оборот 100 млн. долларов. Стра­ницы календаря выполнены в разных стилях типографики. Икко Танака пишет о своей работе над календарем «Человек и Письмо». «Мое продол­жающееся исследование древних писем мира начиналось в 1984, когда я создавал Календарный проект Морисава. Я люблю посещать музеи и ста­рые руины, потому что я чувствую, что, через контакт с культурами, кото­рые существовали тысячи лет назад, я могу найти свое место в мире. Од­нако, это не означает, что я нахожу каждый экспонат, который хранился и оценен, безоговорочно прекрасным. Многие из них были повреждены в те­чение долгого времени. С точки зрения дизайнера, который является по природе своей профессии опережающим время, эти объекты принадлежат миру археологии, поскольку они несут заплесневелый аромат времен. Они не предлагают того яркого, обнадеживающего умения ориентировать, ко­торое требуется от календаря, который все-таки означает «новый год». Ра­ботая над этим проектом, я всегда чувствовал в себе противоречие, двига­ясь вперед-назад, как маятник, между древними временами и современно­стью. Большой интерес для меня здесь снова сосредотачивается на типо-графике как на жизнеспособной теме проекта».

Помимо удивительной способности Икко Танака использовать воз­можности типографики, его цветовые поиски тоже заслуживают особенно­го внимания. И здесь ощущается влияние цветовых традиций, заложенных японской гравюрой [3].

Цветовые традиции японского искусства, заложенные гравюрой укие-э, неизменно присутствуют в графическом искусстве и дизайне Япо­нии 20 века. Японская гравюра укие-э одно из самых ярких явлений миро­вого искусства. Слово «укие-э» обозначает «картинки изменчивого мира». Жанровая ксилогравюра - «картины быстротекущей жизни» - вошла в мо­ду в 17 веке, достигла пика своего развития в 18-19 веках. Этот вид гравю­ры на дереве оказал огромное влияние на французскую живопись 19 века и через нее на живопись всех стран. Тематика гравюры, а также цветовые и композиционные особенности естетственно оказали влияние на японский графический дизайн второй половины 20 века. Традиционные темы гравю­ры укие-э - сцены театральной жизни, образы женщин, эротические сцены, военная тематика, ландшафты, цветы и птицы. Художественные особенно­сти - изысканность и разнообразие цветовых сочетаний, композиционная целостность. Изображения условны и декоративны, представлены в единой плоскости. Элементы юмора и игры сопутствуют всем темам гравюры укие-э. Те же черты - декоративность, условность, изысканный колорит присутствуют в работах японских дизайнеров 20 века.

Графические работы Икко Танака отличает разнообразие компози­ционных и цветовых решений. Танака безукоризненно владеет мастерст­вом композиции. Равновесие элементов и свободного пространства точно, как в японских садах, где при кажущейся скудости ландшафта нет пустот.

В его работах четко уравновешены все элементы - иероглифы и цве­товые пятна. Художественный прием дизайнера - использование контраста масштабов и стилей японских шрифтов в плакатных работах и книжной графике, что делает работы выразительными. Колорит его работ тщательно выверен, представляет достаточно сложное, но всегда гармоничное соче­тание цветов. Плакаты Танака также очень декоративны (возможно, это влияние его текстильного образования).

Например, плакат для выставки художников-импрессионистов в г. Сейбу отличает изысканное цветовое решение. Фон, выполненный в цветовой палитре Клода Моне, Танака сочетает со шрифтовыми элемента­ми, почти сливающимися с фоном, что создает иллюзию воздуха и света, отличающего работы импрессионистов.

Танака - один из двенадцати японских дизайнеров, был выбран для создания афиши для турне в Америку японской труппы в 1981 г. Афиша представляет классический танец. Танака выбрал образ японской женщи­ны через композицию геометрических форм. Три черных квадрата и два серых треугольника создают традиционную прическу японки, а красный квадрат и два треугольника насыщенных цветов изображают кимоно. Эта афиша - одно из лучших творений по мнению самого автора. Она переда­ет графически то, что Танака называет «японская сентиментальность» [4]. Этот плакат - визитная карточка Японии 20 века, Японии современной, но не потерявшей свое традиционное лицо.

Японский дизайнер Икко Танака в своем творчестве использует со­временные европейские графические приемы - простота и абстрактность форм, яркие цвета, коллаж, геометрическая структура композиции. При этом тематика его творчества и впечатление от работ остаются традицион­но японскими. Таким образом, в искусстве Танака соединяются нацио­нальные традиции и современные приемы графики.

 

Литература

1. Японская наружная реклама в 50-е - 80-е гг. // Дизайн и история дизайна designhistory.ru (15.03.2010).

2.  Design japonais, 19500-1995: Catalogue de l'Exposition, Paris, Forum
du Centre Georges Pompidou, 14 fevr.-29 aug. 1996.

3.  Мировое искусство. Мастера японской гравюры / Сост. И.Г. Мо-

син. СПб: ООО «СЗКЭО», 2008.

4.  Wichmann H. Japanische Plakate: Sechriger Jahre bis heute : Anlabich
der Ausst. 7 der Reihe Beispiele, - Munchen: die Neue Sammlung, Staatl. Mu-
seum fur angew. Kunst, 1988.

 

Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник

Категория: Всего статей | Добавил: art (06.08.2010)
Просмотров: 5238 | Теги: дизайнер-график, школа дизайна, Дизайн интерьера, неповторимый стиль, японские дизайнеры, дизайнер, графический дизайн, искуство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]