СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Изразцовое искусство - один из важнейших для русской традиции видов декоративно-прикладного творчества. Изразец - слово исконно русское, произошло оно от древнего «образец». Именно так называли до конца XVII века керамические украшения наружных стен храмов, облицовки печей в парадных покоях. «Образить» - означало обработать, придать красивый вид, украсить. Позднее слово «образец» приобрело новый смысл: «модель», «лекало», т.е. вещь, по размеру и подобию которой, следует создавать все остальные. Впервые изразцы появились в конце XVI-XV вв. на юге Европы и уже оттуда через немецкие княжества, через Польшу и Прибалтику перешли в допетровскую Россию. Изразцовое искусство русских мастеров развивалось особым путем в русле тех национальных и культурных традиций, которые формировали общественную и духовную жизнь. С течением времени, когда постепенно возникали и крепли связи Московского государства с Европой, в декоре русских изразцов стали появляться и европейские традиции. Появляется и новый тип декора изразцов - светский мотив, созданный на европейский манер и адаптированный для русских ценителей. Лучше всего это видно на примере трактовки предметов костюма. Следует отметить, что в искусствоведческой литературе, посвященной исследованию истории русских изразцов - трудах С.А. Маслиха, Ю.М. Овсянникова, А.Б. Салтыкова, Н.В. Воронова и др.- отражены и проанализированы основные этапы развития изразцового искусства на Руси, а затем и в Российской Империи, определенно было место и значение этого вида искусства в русской культуре. При этом изразец рассматривался и как предмет архитектурного декора, и как самоценное явление, т. е. произведение декоративно-прикладного искусства. Однако остается малоизученной проблема трактовки образов персонажей расписных и рельефных изразцов. В данной работе мы попытаемся выявить на наглядных примерах принципы создания образа персонажа в декоре изразцов, определить особенности изображения его костюма и аксессуаров, указать пути возможного заимствования русскими мастерами тех или иных декоративных элементов и проанализировать возможность существования прототипов типовых сюжетов. Сама манера воплощения композиции в материале, декоре русских изразцов могла испытывать влияние разнообразных первоисточников. Это мотивы из русских и иноземных азбук, лубков с надписями, печатные орнаменты тканей, народные узоры русских пряников. Обращение к широкому спектру прототипов привело к закономерному появлению типовых орнаментальных и сюжетных мотивов в декоре расписных и рельефных изразцов. Это геометрические и цветочные узоры, изображения героев былин и народных сказок, легендарных личностей, сцен городской и сельской жизни, появление светских портретов. В некоторых случаях сюжетную роспись согласовывали не только с поверхностью и формой изразца, но и с архитектурой печи. Так в течение всего XVIII века изразцы преимущественно для украшения печей. В русском интерьере той эпохи печь имела большое значение, она была необходимой принадлежностью каждого жилого покоя, занимала в нем большое пространство, входила одновременно в архитектуру помещения и наравне со шкафами и буфетами в его обстановку. При декоративном оформлении помещения, печь, конечно, должна была играть роль одного из главных декоративных компонентов. Это значение печи в художественном убранстве жилых помещений с полной отчетливостью выступало уже в XVII в. В XVIII в. оно не только сохранилось, но и возросло. Изменился сам характер облицовывавших печь изразцов. Это изменение было подготовлено всей историей русского изразцового искусства предыдущего периода. К началу XVIII века в России сложились свои прочные традиции, и определилась своя линия развития этой отрасли декоративно-прикладного искусства, заключавшаяся в постепенном переходе в изразцах от барельефа к росписи. В некоторых случаях сюжетную роспись связывали не только с поверхностью и формой изразца, но и с архитектурой печи. Архитектурные формы здесь теснейшим образом связанны с росписью, дополняют и заканчивают ее, создавая композиционный центр того сложного сооружения, каким зачастую должна была быть печь в интерьере XVIII века. Пейзажные росписи появляются и распространяются, как самостоятельные сюжеты бытовых сценок и отдельных фигур. Обычно пейзаж в изразцах дается очень условно. Архитектурный пейзаж, как правило, очень декоративен и зачастую соотносим с приемами подачи архитектуры в иконописи [1, с. 520]. Изображение костюма персонажей во всех перечисленных случаях зависит от выбранной технологии декора и осуществляется с помощью приемов рельефа, росписи или же рельефа выделенного, акцентированного росписью, покрытого глазурью. При этом костюм всегда воспроизводится со значительной долей стилизации и эклектики, обусловленной как приемами, используемыми мастерами, так и адаптацией европейских влияний к национальным традициям и обычаям. В изображении костюма неизбежно присутствовала стилизация, эклектика и переплетение различных течений и тенденций. Фольклорные и фантазийные мотивы переплетались с национальными и иноземными влияниями. Героями становились, как фольклорные и откровенно сказочные, мифологические, персонажи, так и реально существовавшие исторические личности. Одним из таких примеров может послужить уже упоминавшееся изображение Александра Македонского на рельефном изразце, покрытом эмалью четырех цветов. Первой половины XVIII в. (ГИМ) [2, с. 138]. По технике исполнения, его можно отнести скорее, к национальной традиции. Однако, в том, что касается нюансов изображения персонажа и костюма, здесь ощутимо сплетение и причудливое преломление различных традиций и направлений. Александр Македонский изображен верхом с мечом в поднятой руке. Его облачение представляет собой затейливое соединение элементов русского костюма и представлений русских мастеров о европейском. Так, несомненной отсылкой к конструкции доспехов русских стрельцов, является изображение пластинок на одежде Александра Македонского. Однако, расположенная поверх перевязь, безусловно, является атрибутом именно европейского военного костюма XVII века. [3, c. 174]. Прослеживается также попытка мастера изобразить шоссы, на ногах Македонского, которые, однако, были характерны для мод куда более ранней эпохи европейского Возрождения. Впервые образ Александра Македонского является на более раннем муравленом изразце из декора Троицкой церкви в Костроме (1645-50 гг.) (Филиал ГИМ «Покровский Собор») [2, c. 69], и во многих своих чертах, трактовке формы и деталей костюма соответствует вышеприведенному изображению. Эта преемственность в подаче образа Македонского дает возможность говорить о сформировавшемся представлении русских мастеров об образе этой личности, и сложившейся традиции прочтения этого образа в декоративно прикладном искусстве. Особого внимания заслуживает корона на голове всадника, явно отстоящая далеко от греческих традиций. В ней интереснейшим образом переплелись традиции русского фольклора и европейской готики. Корона Александра Македонского напоминает одновременно капитель готической колонны, характерной для европейских храмовых построек и отсылает к сказочным, фантазийным образам, также характерным для декора русских изразцов XVII-XVIII вв. Примером последнего может послужить рельефный изразец первой половины XVIII века, покрытый изумрудно - зеленой и охристой эмалью с изображением мифического существа, напоминающего образ птицы Феникс. Корона на ее голове вполне укладывается в фольклорно - сказочную традицию и, одновременно, своей трактовкой и очертаниями отсылает нас к образу Александра Македонского с его сказочно - готическим головным убором. Вероятно, небезосновательным будет предположить сближение этого сюжета с иконописной традицией, в частности, с образом Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых на Руси святых, с именем, которого было связанно немало преданий и легенд. Своеобразной является трактовка костюма в изображении фольклорных и сказочных персонажей. В качестве примера одного из таких изображений, можно привести образ Соловья-Разбойника на одном из полихромных рельефных печных изразцов конца XVII-начала XVIII вв. балахнинского производства из музея - заповедника «Коломенское» [2, c. 135]. Образ сказочного разбойника - злодея сливался, очевидно, в сознании русских мастеров с образами реальных разбойников - татар, разорявших Русь во времена татаро-монгольского ига. И указывает на этот факт именно своеобразная трактовка костюма. Соловей - разбойник изображен в длиннополом кафтане с выпушкой и бранденбургами. Наличие последних указывает на то, какие ассоциации вызывал у русских изразечников фольклорный персонаж. Бранденбурги представляли собой декоративную застежку из шнура или позумента с кисточкой, с одной, и петелькой и пуговицей, с другой стороны, известные в Европе с XVII века и встречавшиеся в венгерском костюме, были заимствованы у турок. Азиатское происхождение разбойника подчеркивают и тонкие «монгольские» усы. Очевидно, что фигура этого персонажа сливалась в декоре изразцов с образами татаро-монгольских завоевателей, обрушивших в XII-XIII вв. на Русь свои орды. Как и в предыдущем случае, среди муравленых изразцов более раннего периода у этого сюжета имеется аналог из декора уже упоминавшейся Троицкой церкви в Костроме (ГМА) [2, с. 66] с попыткой передачи все тех же утрированных и стилизованных элементов костюма. Таким образом, можно говорить о постепенном формировании устойчивой традиции трактовки различных образов как исторических, так мифологических и фольклорных в декоративно - прикладном искусстве в ходе развития изразцового производства. Что же касается трактовки костюма в целом, она весьма схематична и обобщена. Для подтверждения этого вывода достаточно обратиться к европейским рельефным изразцам более раннего периода - второй половины XVII века, с портретными изображениями исторических лиц. В качестве примера такого изразца, можно привести немецкий глазурованный рельефный изразец с портретным изображением курфюрста саксонского Иоганна Георга II [4, с. 44]. Курфюрст изображен верхом на лошади в европейском светском костюме XVII века, испытывавшем сильное влияние французских мод. Здесь и типично французский воротник раба, и французская прическа из длинных волос. Первое, что сразу же бросается в глаза - внимание к передаче деталей костюма, точность их воспроизведения в декоре изразца. Вполне обоснованно предположить,
что и черты лица курфюрста переданы портретно и индивидуально. Декор этого
изразца отличает мастерство в проработке мелких деталей, будь то плащ, латы,
ботфорты Георга II, сбруя его лошади или фрагменты величественного
архитектурного сооружения, служащего фоном. Хорошо виден и высокий уровень
мастерства немецкого мастера и доскональное знакомство со светской жизнью и
модой своего времени. Таков и изразец из Нюрнберга ( В декоре этого изразца мы видим высокое мастерство в передаче тонкого и затейливого орнамента арки и тончайшую проработку деталей костюма эпохи Возрождения, вплоть до воспроизведения декоративных разрезов на рукавах шикетад и столь узнаваемой мужской обуви, известной как «коровья морда» или «медвежья лапа». В этом отношении некоторой новизной отличалась для русского изразцового производства тенденция изображения светских портретов современников. Но и такие опыты мастеров - изразечников уже появляются в первой трети XVIII столетия. В пример можно привести два печных рельефных полихромных изразца с мужским и женским погрудным изображениями первой трети XVIII века из Ростово-Ярославского музея - заповедника [2, c. 132-133]. От большинства других сюжетных, по преимуществу, изразцов эти два изображения отличаются тем, что представляют собой совершенно отдельный вид декора - портрет в изразце. Трудно сказать, были ли у этих профильных изображений реальные прототипы или, же это были собирательные образы. Однако, в данном случае мы видим попытку воспроизвести на изразцах образы своих современников, а значит и светского костюма XVIII столетия, который к этому моменту в России приобрел европейский характер. На первом изразце мы видим профильное изображение мужчины на зеленом фоне обрамленное рамкой орнамента. Изображение достаточно условно, однако, уже здесь присутствует попытка передать светский костюм. Образ мужчины соответствует внешнему виду вельможи времен Петра, Екатерины, Анны Иоанновны. Видно стремление воспроизвести высокий парик, детали костюма - очевидно, доспеха, перевязь, фрагменты плаща. «Женский портрет» на втором аналогичном изразце, с использованием той же цветовой гаммы представляет образ, по всей видимости, придворной дамы с ожерельем на шее, одетой в светский наряд. Лента перекинутая через ее плечо - возможно, попытка воспроизвести ленту женского ордена, учрежденного для придворных дам. Впервые такой орден для награждения им женщин, служивших при дворе в свите императрицы, был учрежден Петром Великим в 1714 году - это был орден Св. Великомученицы Екатерины -единственный женский орден Российской Империи [5, c. 117, 131]. Дополнительным подтверждением того, что перед нами попытка воспроизвести именно ленту этого ордена, может служить тот факт, что в первые годы после учреждения, она была белой с золотой каймой1. В росписи изразца видно стремление мастера передать с помощью доступной палитры (белая и охристая глазурь) цветовое сочетание характерное для ленты ордена Св. Екатерины. За стремлением мастера передать регалии персонажа, может угадываться наличие реального прототипа. Однако, этот вопрос пока следует оставить открытым. Столь значительные различия в трактовке деталей, в том числе костюма, и технических приемах применяемых русскими и европейскими из-разечниками. Это объясняется, отсутствием в России к XVIII веку сложившейся традиции изображений светских персонажей. Однако, с другой стороны, нельзя исключать в некоторых случаях намеренной стилизации мастером образа героев рельефных или расписных изразцов и особенностей местной технологии их производства. Русские мастера - изразечники не слепо копировали различные детали, а творчески переосмысляли их, делая понятными и более близкими для своих современников, приближая образ персонажа к фольклорному, пусть даже и собирательному, но более близкому пониманию образу. Из всех вышеприведенных примеров видны особенности и характерные отличия творческих и технических приемов русских мастеров - из-разечников. Русское изразцовое искусство, развивавшееся до начала XVIII века главным образом в русле национальных и местных традиций, получило с началом новой эпохи мощный стимул к развитию путем переосмысления и адаптации традиций европейского декоративно прикладного искусства. Однако, сохранило самобытность и оригинальность, так, как, попадая на почву сложившихся в русском декоративно - прикладном искусстве традиций, сюжетные находки и технические приемы западных мастеров получали все новые и новые неожиданные трактовки и прочтения. 1. Салтыков А.Б. Изразцы //
Русское декоративно-прикладное искусство. Т 2. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. М.: Изобразительное искусство, 1976. 3. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т 2. СПб.: ЧАРТ ПИЛОТ, 2001. 4. Немецкая керамика. Каталог выставки. Л., 1984. 5. Мельцин М.О. Геральдика,
нумизматика, сфрагистика, униформо- Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой, А.В. Тархановой | |
Просмотров: 2969
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |