Вторник, 17.09.2019, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Образовательно-воспитательный потенциал церковного шитья в процессе подготовки студентов художественных специальностей
Церковное шитьё - одно из дpeвнeйшиx рукодельных искусств, оно имеет глубокие  TOpmecroie корни. Произведения шитья были неотъем­лемой частью убранства православного храма: плащаницы, покровцы на литургические сосуды, «воздухи», без которых не могла совершаться ли­тургия, ткани для покрытия престола и аналоя, тканые и вышитые украше­ния икон, части облачений священников и архиереев - всё это создавало и создает сложный, красочный, символически насыщенный ансамбль, кор­респондирующий с другими элементами церковного убранства. В составе имущества русских храмов и монастырей до нас дошло большое количест­во замечательных произведений шитья, хотя несравненно большее их чис­ло упоминается в древних монастырских и храмовых описях. Собрания России по богатству этого художественного наследия едва ли не превосхо­дят коллекции в других странах православного мира, включая Грецию, южнославянские государства и славящуюся своим шитьём Румынию.

Актуальность одного из самых своеобразных видов искусства, беру­щего свое начало с истоков христианства в нашей стране очевидна. Его воспитательно-образовательные возможности имеют огромный потенциал в плане приобщения людей к православной культуре, формирования инте­реса к ней. На сегодняшний день методические материалы имеются в про­даже в ограниченном количестве и по большому счету лишь в некоторых церковных лавках. Таким образом, недостаточность информации, отсутст­вие учебно-методических материалов по церковному шитью в аспекте ис-торико-культурологическом и технологическом не позволяет студентам, обучающимся на художественных специальностях, художникам, мастерам, а также широким массам рукодельниц, занимающихся вышивкой в качест­ве хобби и др. ознакомиться с этим интереснейшим видом деятельности. Все вышесказанное вызывает противоречие между необходимостью изу­чения церковного шитья и недостатком методических, исторических, тех­нологических материалов в образовательных учреждениях.

В свете обозначенной проблемы представляется необходимым изу­чение истории древнерусского шитья, анализа старинных и современных способов изготовления предметов для церковного богослужения и декора­тивного убранства церкви. Важным представляется изучение данных во­просов в свете аспектов преемственности традиций.

На Русь церковное шитье пришло вместе с христианством из Визан­тии, поэтому основой для формирования русского шитья послужили ви­зантийские культура и искусство. К XVI это искусство достигает расцвета, как храмовое искусство. Расцветают старые техники и возникают новые -вышивка шёлковыми нитями. Лицевое шитьё по своей художественной выразительности приближается к иконе. Ведущее положение среди выши­вальных мастерских в этот исторический период занимали московские ве­ликокняжеские светлицы (царицыны светличные палаты). В них были со­средоточены лучшие, специально обученные мастерицы, художники- зна­менщики. Царицы и великие княгини сами контролировали работу свет­лиц. Работы выполнялись коллективно и впоследствии дарились монасты­рям и церквям. В этот период изготавливались покровцы, воздухи, поход­ные иконостасы, надгробные покрова, одеяния священников. Работы вы­полнялись золотыми нитями с цветными прикрепами, личное вышивалось шелками, применялось большое количество жемчуга и самоцветов.

Обмирщение церковной жизни к концу XVII века, связанное с ре­формами Петра I . На церковное искусство в этот период оказали влияние сменяющие друг друга западноевропейские художественные стили, ярко представленные в строящихся в это время храмах, соборах, монастырях. В первой половине XVIfe. яркое декоративное начало барочных интерьеров церквей предопределило характер декора облачений священнослужителей и богослужебной утвари [1, с. 56]. Это время преобладания орнаменталь­ной золотой вышивки, лицевое шитьё стало заменяться аппликацией, что привело к его упадку и расцвету орнаментального (декоративного). В этот период часто встречается шитьё золотом в прикреп по счёту, высокое зо­лотое шитьё (по карте, по настилу), шитьё блёстками и самоцветами. Цен­трами шитья являлись монастыри. Предметы церковного богослужения в это время претерпели изменения, они потеряли свою специфичность и стали сливаться с бытовыми вещами (воздухи напоминают скатерти и сал­фетки).

В 20 в., после Октябрьской революции и национализации памятни­ков культуры и старины началась их научная реставрация [2, с. 13]. В этот период церковное шитьё, как вид искусства практически полностью выми­рает. Итогом этого стала утрата канона церковного шитья. Некоторые тех­нические приемы были сохранены в декоративном шитье города Торжка. Конец XX в., ознаменовался постепенным возвращением к греко-византийским традициям. В конце 80-х гг. 20 в., церковь обрела свободу, многие верующие открыли для себя мир церковного искусства в виде ин­тереса к технике золотого шитья. Стали образовываться центры обучения золотому шитью. Первой была образована кафедра Церковного шитья на факультете Церковных художеств в ПСТБИ (современное название ПСТГУ), позже в многочисленных мастерских при церквях и подворьях (золотошвейная мастерская Сретенского монастыря, золотошвейная мас­терская «Убрус», мастерская «Покров», и другие). Возможности образова­тельного стандарта специальности 070800 «Декоративно-прикладное ис­кусство и народные промыслы» в СПГУТД дают достаточные возможно­сти для изучения этой техники как в теоретическом (дисциплины цикла ОПД «История и методология декоративно-прикладного искусства», «Со­временные проблемы декоративно-прикладного искусства» и др.) так и практическом аспекте (дисциплины СД «Практикум по ткани» и др.).

Сегодня спектр церковных изделий, декор которых решен в технике золотого шитья достаточно широк: пелены, плащаницы, покрова на гроб, покровцы, воздухи, облачения священников.

Выполняются изделия в основном в церковных мастерских. Для соз­дания литургических предметов используются древние техники: лицевое шитьё, плоское шитьё золотом, высокое шитьё золотом, шитьё шнурами, шитьё по карте, шитьё канителью, шитьё в прикреп, лицевое шитьё, шитьё канителью, блёстками, фольгой, шитьё жемчугом и самоцветами, бисером и др. Современные мастерицы используют различные материалы, имити­рующие старинные (золотные нити, шёлковые нити, канитель, блёстки, бисер, фольгу, самоцветы) и современные (стеклярусы, синтетические ни­ти и шнуры, и др.). Наиважнейшая составляющая церковного шитья - се­мантика орнаментальных мотивов. Элементы церковного орнамента несут в себе глубокий смысл.

Технология обучения церковному шитью подразумевает совокуп­ность последовательных, достаточно конкретных действий обучаемого и обучающего, приводящая к запланированному учебно-воспитательному результату. С этой точки зрения возможности приобщения к рассматри­ваемому виду искусства базируются на специальных технологических принципах художественного образования. Методическая база изучения должна содержать глубокие аналитические исследования в аспекте исто­рическом, технологическом, художественном в их интегративном взаимо­действии. Оптимизацию обучающего процесса обеспечат дидактическая обоснованность, системность построения материала. Примеры эффектив­ных средств обучения, безусловно, составят инновационные электронные средства обучения. Другой важной составляющей послужат наглядные ма­териалы, интегрирующие информацию техническую (поэтапное выполне­ние в материале элементов, описание технологических операций, свойств материалов и особенностей инструментов и приспособлений) с информа­цией исторической и художественной. Например, поэтапное выполнение элемента крест целесообразно сопроводить информацией о форме и зна­чении церковных крестов (катакомбный, патриарший, латинский, русский-православный, греческий, лепестковый, и др.), о способах использования его в предметах для богослужения и др.

На протяжении своей истории церковное шитьё пережило времена расцвета и падения. Расцветом церковного шитья считается XVI в., време­нами упадка считаются: период Татаро-монгольского нашествия (1237­1480 гг.); время реформ Петра Великого (1700 г.); 1922 г. - «Декрет о лик­видации церковного имущества» в советский период. Восстановление церкви началось в 80-х гг., что привлекло верующих и исследователей к изучению и возрождению церковного искусства и в частности церковного шитья. Но изучение церковного шитья проходит медленно и на сегодняш­ний день существует большая потребность в изучении этого вопроса.

Следует предположить, что церковная вышивка может служить средством приобщения различных слоёв населения к православной куль­туре, способствовать повышению патриотического сознания, развивать художественно-эстетический вкус и утверждать идеалы добра у подрас­тающего поколения, способствовать интеллектуальному и духовному раз­витию личности.  

Литература

1.  Хребена Т.В. Церковное шитьё: традиции и современность / Авто- реферат... СПб., 2007.

2.  Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитьё // Каталог. М., 2004.

  Работа выполнена под руководством И.В. Преображенской
Категория: Всего статей | Добавил: art (27.07.2010)
Просмотров: 1858 | Комментарии: 2 | Теги: жемчуг, вышивание, шитье, вышитые украше­ния, Церковное шитьё, убранства церкви, вышивка, шелк, церковному шитью, самоцвет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 art  

2 paytightihos  
hi

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]