СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Образовательно-воспитательный потенциал церковного шитья в процессе подготовки студентов художественных специальностей
Церковное шитьё - одно из дpeвнeйшиx
рукодельных искусств, оно имеет глубокие TOpmecroie корни.
Произведения шитья были неотъемлемой частью убранства православного
храма:
плащаницы, покровцы на литургические сосуды, «воздухи», без которых не
могла
совершаться литургия, ткани для покрытия престола и аналоя, тканые и
вышитые
украшения икон, части облачений священников и архиереев - всё это
создавало и создает сложный, красочный, символически насыщенный
ансамбль, корреспондирующий с другими элементами церковного убранства. В
составе имущества русских храмов и монастырей до нас дошло большое
количество
замечательных произведений шитья, хотя несравненно большее их число
упоминается в древних монастырских и храмовых описях. Собрания России по
богатству этого художественного наследия едва ли не превосходят
коллекции в
других странах православного мира, включая Грецию, южнославянские
государства и
славящуюся своим шитьём Румынию.
Актуальность одного из самых своеобразных видов искусства, берущего свое начало с истоков христианства в нашей стране очевидна. Его воспитательно-образовательные возможности имеют огромный потенциал в плане приобщения людей к православной культуре, формирования интереса к ней. На сегодняшний день методические материалы имеются в продаже в ограниченном количестве и по большому счету лишь в некоторых церковных лавках. Таким образом, недостаточность информации, отсутствие учебно-методических материалов по церковному шитью в аспекте ис-торико-культурологическом и технологическом не позволяет студентам, обучающимся на художественных специальностях, художникам, мастерам, а также широким массам рукодельниц, занимающихся вышивкой в качестве хобби и др. ознакомиться с этим интереснейшим видом деятельности. Все вышесказанное вызывает противоречие между необходимостью изучения церковного шитья и недостатком методических, исторических, технологических материалов в образовательных учреждениях. В свете обозначенной проблемы представляется необходимым изучение истории древнерусского шитья, анализа старинных и современных способов изготовления предметов для церковного богослужения и декоративного убранства церкви. Важным представляется изучение данных вопросов в свете аспектов преемственности традиций. На Русь церковное шитье пришло вместе с христианством из Византии, поэтому основой для формирования русского шитья послужили византийские культура и искусство. К XVI это искусство достигает расцвета, как храмовое искусство. Расцветают старые техники и возникают новые -вышивка шёлковыми нитями. Лицевое шитьё по своей художественной выразительности приближается к иконе. Ведущее положение среди вышивальных мастерских в этот исторический период занимали московские великокняжеские светлицы (царицыны светличные палаты). В них были сосредоточены лучшие, специально обученные мастерицы, художники- знаменщики. Царицы и великие княгини сами контролировали работу светлиц. Работы выполнялись коллективно и впоследствии дарились монастырям и церквям. В этот период изготавливались покровцы, воздухи, походные иконостасы, надгробные покрова, одеяния священников. Работы выполнялись золотыми нитями с цветными прикрепами, личное вышивалось шелками, применялось большое количество жемчуга и самоцветов. Обмирщение церковной жизни к концу XVII века, связанное с реформами Петра I . На церковное искусство в этот период оказали влияние сменяющие друг друга западноевропейские художественные стили, ярко представленные в строящихся в это время храмах, соборах, монастырях. В первой половине XVIfe. яркое декоративное начало барочных интерьеров церквей предопределило характер декора облачений священнослужителей и богослужебной утвари [1, с. 56]. Это время преобладания орнаментальной золотой вышивки, лицевое шитьё стало заменяться аппликацией, что привело к его упадку и расцвету орнаментального (декоративного). В этот период часто встречается шитьё золотом в прикреп по счёту, высокое золотое шитьё (по карте, по настилу), шитьё блёстками и самоцветами. Центрами шитья являлись монастыри. Предметы церковного богослужения в это время претерпели изменения, они потеряли свою специфичность и стали сливаться с бытовыми вещами (воздухи напоминают скатерти и салфетки). В 20 в., после Октябрьской революции и национализации памятников культуры и старины началась их научная реставрация [2, с. 13]. В этот период церковное шитьё, как вид искусства практически полностью вымирает. Итогом этого стала утрата канона церковного шитья. Некоторые технические приемы были сохранены в декоративном шитье города Торжка. Конец XX в., ознаменовался постепенным возвращением к греко-византийским традициям. В конце 80-х гг. 20 в., церковь обрела свободу, многие верующие открыли для себя мир церковного искусства в виде интереса к технике золотого шитья. Стали образовываться центры обучения золотому шитью. Первой была образована кафедра Церковного шитья на факультете Церковных художеств в ПСТБИ (современное название ПСТГУ), позже в многочисленных мастерских при церквях и подворьях (золотошвейная мастерская Сретенского монастыря, золотошвейная мастерская «Убрус», мастерская «Покров», и другие). Возможности образовательного стандарта специальности 070800 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в СПГУТД дают достаточные возможности для изучения этой техники как в теоретическом (дисциплины цикла ОПД «История и методология декоративно-прикладного искусства», «Современные проблемы декоративно-прикладного искусства» и др.) так и практическом аспекте (дисциплины СД «Практикум по ткани» и др.). Сегодня спектр церковных изделий, декор которых решен в технике золотого шитья достаточно широк: пелены, плащаницы, покрова на гроб, покровцы, воздухи, облачения священников. Выполняются изделия в основном в церковных мастерских. Для создания литургических предметов используются древние техники: лицевое шитьё, плоское шитьё золотом, высокое шитьё золотом, шитьё шнурами, шитьё по карте, шитьё канителью, шитьё в прикреп, лицевое шитьё, шитьё канителью, блёстками, фольгой, шитьё жемчугом и самоцветами, бисером и др. Современные мастерицы используют различные материалы, имитирующие старинные (золотные нити, шёлковые нити, канитель, блёстки, бисер, фольгу, самоцветы) и современные (стеклярусы, синтетические нити и шнуры, и др.). Наиважнейшая составляющая церковного шитья - семантика орнаментальных мотивов. Элементы церковного орнамента несут в себе глубокий смысл. Технология обучения церковному шитью подразумевает совокупность последовательных, достаточно конкретных действий обучаемого и обучающего, приводящая к запланированному учебно-воспитательному результату. С этой точки зрения возможности приобщения к рассматриваемому виду искусства базируются на специальных технологических принципах художественного образования. Методическая база изучения должна содержать глубокие аналитические исследования в аспекте историческом, технологическом, художественном в их интегративном взаимодействии. Оптимизацию обучающего процесса обеспечат дидактическая обоснованность, системность построения материала. Примеры эффективных средств обучения, безусловно, составят инновационные электронные средства обучения. Другой важной составляющей послужат наглядные материалы, интегрирующие информацию техническую (поэтапное выполнение в материале элементов, описание технологических операций, свойств материалов и особенностей инструментов и приспособлений) с информацией исторической и художественной. Например, поэтапное выполнение элемента крест целесообразно сопроводить информацией о форме и значении церковных крестов (катакомбный, патриарший, латинский, русский-православный, греческий, лепестковый, и др.), о способах использования его в предметах для богослужения и др. На протяжении своей истории церковное шитьё пережило времена расцвета и падения. Расцветом церковного шитья считается XVI в., временами упадка считаются: период Татаро-монгольского нашествия (12371480 гг.); время реформ Петра Великого (1700 г.); 1922 г. - «Декрет о ликвидации церковного имущества» в советский период. Восстановление церкви началось в 80-х гг., что привлекло верующих и исследователей к изучению и возрождению церковного искусства и в частности церковного шитья. Но изучение церковного шитья проходит медленно и на сегодняшний день существует большая потребность в изучении этого вопроса. Следует предположить, что церковная вышивка может служить средством приобщения различных слоёв населения к православной культуре, способствовать повышению патриотического сознания, развивать художественно-эстетический вкус и утверждать идеалы добра у подрастающего поколения, способствовать интеллектуальному и духовному развитию личности. Литература 1. Хребена Т.В. Церковное шитьё: традиции и современность / Авто- реферат... СПб., 2007. 2. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитьё // Каталог. М., 2004. Работа выполнена под руководством И.В. Преображенской | |
Просмотров: 2208 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |
| |