СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Объемно-пространственная композиция удмуртской усадьбы
Одной из черт самобытности любого народа является его
национальное жилище. Формируясь на протяжении столетий, оно аккумулирует в себе
культурные обычаи народа, особенности климатических зон проживания и
культурное влияние со стороны народов-соседей. В свете современных тенденций к
сохранению национальной самобытности народов России, актуальной является
проблема изучения их образа жизни и особенностей национальных жилищ.
Рассмотрим особенности удмуртских поселений на примере построек на территории архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Лудорвай». Наиболее характерным для удмуртов является расположение усадеб цепочкой вдоль мелких рек, удобных для строительства мельниц. Это являлось немаловажным фактором, определяющим расположение поселений, при преимущественно земледельческом характере хозяйствования. Месторасположение дома выбирали вдали от зон затопления паводковыми водами и на непродуваемых ветрами площадях. Жилой дом ориентировали по частям света, с запада на восток. Двор при этом устраивали преимущественно с южной стороны усадьбы. По имеющимся данным [1] первичная структура поселений удмуртов была беспорядочной и разреженной. Пространство между дворами достигало сотен метров, которое в дальнейшем застраивалось родственниками, старавшимися селиться по возможности рядом с первичными усадьбами. В результате образовывались целые родовые улицы. В связи с этим, характерным для удмуртов является наличие не только дворовых, но и «общественных» (родовых) построек, принадлежащих группе родственников, к которым относились продуктовые склады, баня и родовая молитвенная постройка - куала, не имеющая аналогов среди построек народов фино-угорской группы [5]. Деревянные строения располагались определенным образом, формируя дворовое пространство. Дворы преимущественно были П-образной формы, замкнутые с трех сторон постройками. Но встречались также дворы как Г-образной, так и покоеобразной формы, заимствованной у соседнего русского населения. Дом представлял собой избу срубного типа. Избу рубили «в обло» с вырубкой чаши в нижнем бревне. Интересной особенностью удмуртского жилища является неодинаковая длина венцовых бревен, а также отсутствие резных наличников - они не украшались и представляли собой гладкую обкладку [2]. В середине XIX в. жилища удмуртов имели одно окно, половина рамы которого сдвигалась вбок по пазам. Волоковые окна выходили во двор и располагались несимметрично, ближе к одному из углов. Наряду с этим существовали и косящатые окна, которые затягивали бычьим пузырем, либо тряпками. С апреля по октябрь семьи удмуртов переходили жить в клеть, количество которых в хозяйстве варьировалось от 2-3 и более, в зависимости от количества членов семьи. Интересно отметить тот факт, что у удмуртов клеть и амбар были совмещены в единый архитектурный объем. Клеть представляет собой прямоугольную вытянутую в плане двухэтажную постройку с галереей, настилавшейся на выпуски стеновых бревен (рисунок 1). Первый этаж служил амбаром и использовался под хозяйственные нужды, на втором этаже хранили одежду и жили в летнее время, что является отличительной особенностью традиционного жилища удмуртов. У русского населения края клеть также присутствует, однако ее функциональное назначение сугубо утилитарно, в ней никогда не жили. Большое внимание уделялось украшению клети, делались резными столбики ограждения, столбы, поддерживающие галереи клетей, распространен был ромбовидный орнамент, образованный диагональной решеткой (рисунок 1) [1]. Рисунок 1 - Клеть Выделяют несколько вариантов расположения клетей относительно избы. У северных удмуртов клеть ставилась параллельно избе, для южных же характерна постановка клети в один ряд с домом, связь с которой осуществлялась через сени. Молитвенная постройка (куала) была в каждом дворе, служила еще и летней кухней (рисунок 2). Первоначально (до XIV-XV вв.) в ней жила се- мья. Представляла собой квадратную в плане постройку, длина стен в осях составляла примерно 5*5,5 м, с самцовой кровлей (рисунок 2). Куала не имела ни потолка, ни пола, ни окон [1]. Рисунок 2 - Куала В стены фронтона врубались балки, шедшие параллельно боковым стенам и снаружи выступающие за плоскость стены. На эти балки укладывалась жердь (ошон) со слегка искривленным стволом, на которую подвешивался котел. Примечательно, что жердь не врубалась в балки и, таким образом, могла свободно перемещаться над очагом [3]. В центре внутреннего пространства устраивали очаг, в левом углу ставился стол, вдоль стен - лавки. Вывод дыма из помещения осуществлялся через кровельную щель, образованную верхними скатами кровли, которые не стыковались между собой, при этом один из кровельных скатов был длиннее другого, что обеспечивало защиту очага от осадков. В переднем (красном) углу навешивали полку, где хранилась воршудная коробка - самый священный предмет в куале, символизирующий благополучие членов семьи и рода. Помимо куалы в каждом дворе, существовала и родовая куала, располагавшаяся в священной роще (Луд) неподалеку от поселений. Количеству родов в поселении соответствует количество молитвенных построек, каждая из которых имеет собственное название (предполагаемо - по названию рода). Для родовой куалы огораживали пространство, равное сзади 32 локтям (14080 мм), а впереди - 24 локтям (10560 мм), и обсаживали по краям черемухой и березами, эти деревья считались священными. Устанавливали низкие ворота и ограждение. Все четыре стены родовой куалы были четко ориентированы по сторонам света. Семейная куала имеет ряд отличий от родовой. Конечно, в первую очередь, это более скромные размеры. Помимо этого, в маленькой куале имеется два очага, один из которых был ритуальным, а второй использовался чисто для хозяйственных нужд (летняя кухня). Ворота с забором замыкали двор со стороны улицы, таким образом, уличный фасад приобретал четкую трехчастную структуру. Ворота появились с распространением уличной планировки, поскольку при ранее существовавшей беспорядочной застройке в них не было необходимости [7]. Характерным именно для удмуртов является срубный тип ворот, когда по бокам в качестве опор выступали срубы (из бревен или толстых досок), в середине которых делалась овальная выемка с декоративной колонной. Такие ворота были более долговечны, чем стоечно-балочный тип, поскольку при гниении срубные ворота оседали равномерно, в то время как столб мог покоситься. Ограда тоже имела несколько вариантов. Зачастую устраивали ограждение в виде прясла или заплота [3]. Прясло представляет собой укрепленные горизонтально жерди, а заплот - сплошную стену из бревен, уложенных горизонтально в пазы, вырубленные в вертикальных стойках. Дощатый забор появился лишь в начале XX века у зажиточной части населения. В последние годы набирает силу движение этно-исторической реконструкции, в силу этого, изучение объемно-пространственной композиции различных национальных жилищ, в частности удмуртской усадьбы, помогает проводить достоверную историческую реконструкцию при создании архитектурно-этнографических музеев под открытым небом и проведении фольклорных этно-исторических фестивалей. Литература 1. Владыкин В.Е. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеве- дению. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с. 2. История Удмуртии XV- нач. XX вв. УУИЯЛ УрО РАН Ижевск, 2007. 544 с. 3. Климов К.М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. 320 с. 4. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. 279 с. 5. Удмурты: историко-этнографические очерки. УИИЯЛ УрО РАН -Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. 392 с. 6. Шумилов Е.Ф. Архитектура удмуртской крестьянской усадьбы // Искусство Удмуртии. Сборник статей, вып. 1. Ижевск, 1975. 7. Шумилов Е.Ф. К вопросу о древнейших формах удмуртского народного зодчества // Искусство Удмуртии. Сборник статей, вып. 1. Ижевск, 1975. | |
Просмотров: 3879
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |