Вторник, 17.09.2019, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Объемно-пространственная композиция удмуртской усадьбы
Одной из черт самобытности любого народа является его националь­ное жилище. Формируясь на протяжении столетий, оно аккумулирует в се­бе культурные обычаи народа, особенности климатических зон прожива­ния и культурное влияние со стороны народов-соседей. В свете современ­ных тенденций к сохранению национальной самобытности народов Рос­сии, актуальной является проблема изучения их образа жизни и особенно­стей национальных жилищ.

Рассмотрим особенности удмуртских поселений на примере постро­ек на территории архитектурно-этнографического музея под открытым не­бом «Лудорвай».

Наиболее характерным для удмуртов является расположение усадеб цепочкой вдоль мелких рек, удобных для строительства мельниц. Это яв­лялось немаловажным фактором, определяющим расположение поселений, при преимущественно земледельческом характере хозяйствования. Место­расположение дома выбирали вдали от зон затопления паводковыми вода­ми и на непродуваемых ветрами площадях. Жилой дом ориентировали по частям света, с запада на восток. Двор при этом устраивали преимущест­венно с южной стороны усадьбы. По имеющимся данным [1] первичная структура поселений удмуртов была беспорядочной и разреженной. Про­странство между дворами достигало сотен метров, которое в дальнейшем застраивалось родственниками, старавшимися селиться по возможности рядом с первичными усадьбами. В результате образовывались целые родо­вые улицы. В связи с этим, характерным для удмуртов является наличие не только дворовых, но и «общественных» (родовых) построек, принадлежа­щих группе родственников, к которым относились продуктовые склады, баня и родовая молитвенная постройка - куала, не имеющая аналогов сре­ди построек народов фино-угорской группы [5].

 Деревянные строения располагались определенным образом, форми­руя дворовое пространство. Дворы преимущественно были П-образной формы, замкнутые с трех сторон постройками. Но встречались также дво­ры как Г-образной, так и покоеобразной формы, заимствованной у сосед­него русского населения.

Дом представлял собой избу срубного типа. Избу рубили «в обло» с вырубкой чаши в нижнем бревне. Интересной особенностью удмуртского жилища является неодинаковая длина венцовых бревен, а также отсутст­вие резных наличников - они не украшались и представляли собой глад­кую обкладку [2]. В середине XIX в. жилища удмуртов имели одно окно, половина рамы которого сдвигалась вбок по пазам. Волоковые окна выхо­дили во двор и располагались несимметрично, ближе к одному из углов. Наряду с этим существовали и косящатые окна, которые затягивали бычь­им пузырем, либо тряпками.

С апреля по октябрь семьи удмуртов переходили жить в клеть, коли­чество которых в хозяйстве варьировалось от 2-3 и более, в зависимости от количества членов семьи. Интересно отметить тот факт, что у удмуртов клеть и амбар были совмещены в единый архитектурный объем. Клеть представляет собой прямоугольную вытянутую в плане двухэтажную по­стройку с галереей, настилавшейся на выпуски стеновых бревен (рисунок 1). Первый этаж служил амбаром и использовался под хозяйственные нужды, на втором этаже хранили одежду и жили в летнее время, что является от­личительной особенностью традиционного жилища удмуртов. У русского населения края клеть также присутствует, однако ее функциональное на­значение сугубо утилитарно, в ней никогда не жили. Большое внимание уделялось украшению клети, делались резными столбики ограждения, столбы, поддерживающие галереи клетей, распространен был ромбовид­ный орнамент, образованный диагональной решеткой (рисунок 1) [1].
клеть
Рисунок 1 - Клеть

Выделяют несколько вариантов расположения клетей относительно избы. У северных удмуртов клеть ставилась параллельно избе, для южных же характерна постановка клети в один ряд с домом, связь с которой осу­ществлялась через сени.

 Молитвенная постройка (куала) была в каждом дворе, служила еще и летней кухней (рисунок 2). Первоначально (до XIV-XV вв.) в ней жила се- мья. Представляла собой квадратную в плане постройку, длина стен в осях составляла примерно 5*5,5 м, с самцовой кровлей (рисунок 2). Куала не имела ни потолка, ни пола, ни окон [1].
Куала
Рисунок 2 - Куала

 В стены фронтона врубались балки, шедшие параллельно боковым стенам и снаружи выступающие за плоскость стены. На эти балки уклады­валась жердь (ошон) со слегка искривленным стволом, на которую подве­шивался котел. Примечательно, что жердь не врубалась в балки и, таким образом, могла свободно перемещаться над очагом [3]. В центре внутрен­него пространства устраивали очаг, в левом углу ставился стол, вдоль стен - лавки. Вывод дыма из помещения осуществлялся через кровельную щель, образованную верхними скатами кровли, которые не стыковались между собой, при этом один из кровельных скатов был длиннее другого, что обеспечивало защиту очага от осадков. В переднем (красном) углу на­вешивали полку, где хранилась воршудная коробка - самый священный предмет в куале, символизирующий благополучие членов семьи и рода.

Помимо куалы в каждом дворе, существовала и родовая куала, рас­полагавшаяся в священной роще (Луд) неподалеку от поселений. Количе­ству родов в поселении соответствует количество молитвенных построек, каждая из которых имеет собственное название (предполагаемо - по назва­нию рода). Для родовой куалы огораживали пространство, равное сзади 32 локтям (14080 мм), а впереди - 24 локтям (10560 мм), и обсаживали по краям черемухой и березами, эти деревья считались священными. Уста­навливали низкие ворота и ограждение. Все четыре стены родовой куалы были четко ориентированы по сторонам света. Семейная куала имеет ряд отличий от родовой. Конечно, в первую очередь, это более скромные раз­меры. Помимо этого, в маленькой куале имеется два очага, один из кото­рых был ритуальным, а второй использовался чисто для хозяйственных нужд (летняя кухня).

Ворота с забором замыкали двор со стороны улицы, таким образом, уличный фасад приобретал четкую трехчастную структуру. Ворота появи­лись с распространением уличной планировки, поскольку при ранее суще­ствовавшей беспорядочной застройке в них не было необходимости [7].

Характерным именно для удмуртов является срубный тип ворот, ко­гда по бокам в качестве опор выступали срубы (из бревен или толстых до­сок), в середине которых делалась овальная выемка с декоративной колон­ной. Такие ворота были более долговечны, чем стоечно-балочный тип, по­скольку при гниении срубные ворота оседали равномерно, в то время как столб мог покоситься.

Ограда тоже имела несколько вариантов. Зачастую устраивали огра­ждение в виде прясла или заплота [3]. Прясло представляет собой укреп­ленные горизонтально жерди, а заплот - сплошную стену из бревен, уло­женных горизонтально в пазы, вырубленные в вертикальных стойках. До­щатый забор появился лишь в начале XX века у зажиточной части населе­ния.

В последние годы набирает силу движение этно-исторической ре­конструкции, в силу этого, изучение объемно-пространственной компози­ции различных национальных жилищ, в частности удмуртской усадьбы, помогает проводить достоверную историческую реконструкцию при соз­дании архитектурно-этнографических музеев под открытым небом и про­ведении фольклорных этно-исторических фестивалей.

Литература

1.  Владыкин В.Е. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеве- дению. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.
2.  История Удмуртии XV- нач. XX вв. УУИЯЛ УрО РАН Ижевск, 2007. 544 с.
3.   Климов К.М. Ансамбль как образная система в удмуртском народ­ном искусстве XIX-XX вв. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский уни­верситет», 1999. 320 с.
4.   Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Ма­рийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. 279 с.
5.   Удмурты: историко-этнографические очерки. УИИЯЛ УрО РАН -Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. 392 с.
6.   Шумилов Е.Ф. Архитектура удмуртской крестьянской усадьбы // Искусство Удмуртии. Сборник статей, вып. 1. Ижевск, 1975.
7.   Шумилов Е.Ф. К вопросу о древнейших формах удмуртского народ­ного зодчества // Искусство Удмуртии. Сборник статей, вып. 1. Ижевск, 1975.
Категория: Всего статей | Добавил: art (27.07.2010)
Просмотров: 3235 | Теги: деревянные строения, забор, удмуртия, самобытность, дом, постройка, жилой дом, усадьба, сени | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]