СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Интерес к модным элементам в макияже начала XX века по сей день остается неизменным. Современные мастера макияжа при создании своего творения нередко берут за основу образы прошлых эпох. Большое значение для разнообразия работ художников стилистов и гримеров сегодня имеют сведения о тенденциях в макияже прошлых лет. В театральных постановках, кинематографе и различных областях художественной деятельности сейчас востребована стилизация модных образов эпохи начала XX в. Для описания женского облика 1900-х гг. необходимо проанализировать, как выглядели дамы, в контексте макияжа. Изучить образ женщины конца XIX в., выявить особенности, которые остались неизменными в начале XX в., а также определить, какие элементы образа поменялись на рубеже в новом столетии, сравнить макияж женщины и элементы, составляющие его конца XIX и начала XX вв. Интересно также выявить, какими средствами декоративной косметики они достигали ухоженного внешнего вида. Важно исследовать развитие косметической промышленность, определить основные торговые косметические марки, проанализировать, как влияли на модный женский макияж средства декоративной косметики, которые выпускали в рассматриваемый период. Охарактеризовать развитие основных косметических марок и их продукции. Модный макияж 1900-х гг. мало изучен в русскоязычных литературных источниках. Однако следует отметить книги: Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров», 2000 г. и «Шарм & Шик», 2006 г. в которых есть сведения о данной теме. В основном исследованием опирается на иностранные источники: «Advertising to the American woman, 1900-1999», 2002 г. и «Un-equal sisters: a multicultural reader in U.S. women's history», 1995 г.. О развитии косметической индустрии Америки 1900-х гг подробно изложено в книгах: «Poucher's perfumes, cosmetics and soaps», 1993 г. и «For appearance's sake: the historical encyclopedia of good looks, beauty, and ...», 2001 г. В моде последнего десятилетия XIX века стройность фигуры, стремление к возвышенной простоте. Основой является стиль прерафаэлитов, предшествующий модерну. Кожа должна была быть бледной, дамы стремились использовать отбеливающие крема и рисовую пудру, для ликвидации пятен кожи, морщин, а так же небольших шрамов от оспы. В моде были темные или небесные брови, необходимые оттенки достигались путем добавления в состав частиц жженой гвоздики и сока грецкого ореха. Яркая помада считалась вульгарностью, губы должны были быть бесцветные либо нежно розоватых оттенков [1]. Макияж является неотъемлемой частью модного образа. Модный образ начала XX века создавал образ женщины как существа праздного, пассивного и несамостоятельного, нуждающегося в покровительстве и опеке. В нем выражалась неполноценность женщины, её социальная второсте-пенность; идея «слабого пола» в физическом и духовном отношениях [2]. Модный образ женщины 1900-х гг. вполне соответствовал социальной роли: обольстительно-желанная для своего супруга, роскошная и прекрасная, удовлетворяющая его честолюбие. Женский костюм 1900-х гг. совершенно не отвечал анатомическому строению женской фигуры, но, тем не менее, он обладал бесспорной композиционной слаженностью и эмоционально-эстетической привлекательностью. Необычный профиль, S-образный изгиб фигуры, создававшийся корсетом особой формы, придавал специфическую форму бедрам, акцентировал внимание на объем груди и абсолютно прямую линию живота. Изгиб фигуры акцентировался также покроем и деталями костюма. Женский силуэт был стройным и изящным, сравнимый с благородными очертаниями античной формы [3]. Костюм периода начала XX века отличался роскошью и богатством материалов, отделок, украшений. Художник - декоратор Г.Климт (1862-1918) писал соблазнительных женщин в изысканных туалетах, нарядных платьях с обилием декора. В начале XX века косметика стала частью декора женского образа. Макияж был достаточно сдержанным и аккуратным. В 1903 г. было выпущено большое количество буклетов, рекламирующих средства косметики. В специальных книгах и журналах стали печатать советы, инструктирующие женщин, как в домашних условиях правильно подобрать оттенки средств декоративной косметики. Дамы стремились походить на великих актрис, танцовщиц и прославленных кокоток, таких как Ева Лавальер, Сара Бернар, Клео де Мерод и др [4]. Их лица не сходили с рекламных иллюстраций, страниц журналов «La moda pour tours» и «Les modes» (первый номер которого вышел в 1904 г.) и витрин магазинов. Отражения образов актрис видели в многочисленных романах. Дамы первого десятилетия XX века должны были иметь белоснежную кожу, так что использовали жидкие отбеливатели и осветляющие крема. Совершенно недопустимым было для светских женщин иметь загорелую кожу или слегка покрасневшую, как у людей рабочего сословия. Для усиления эффекта бледности дамы дополнительно подрисовывались голубовато-фиолетовые жилки на висках, шее и декольте. В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Большой популярностью пользовалась «неосыпающаяся» пудра из рисового крахмала и обезжиренного воска [5]. Модным был слегка очерченный взгляд, также немного подведенные брови. В моде были слегка волнистые, забранные в пышную прическу волосы, для этого использовались накладные пряди, щипцы для завивки. Женщины использовали косметику, как средство позволяющее смоделировать желаемый облик, для создания которого использовали пудру для лица, румяна, помаду, карандаш для бровей. Для дам были выпущены пудры для лица в маленьких коробочках четырех оттенков, и прилагалась пуховка для нанесения пудры. Использовали порошкообразную тальк-пудру, которая легко наносилась и мягко ложилась на кожу лица. Также необходимую бледность придавала рисовая пудра прославленной марки «Craie de Briancon» (Бриансонский мёд), ароматизированная розовым или лавандовым маслом. В конце XIX в. существовала пудра «Lablache face powder» [6], придававшая коже мягкость и деликатный уход, была невидима на лице, и придавала восхитительный и освежающий вид. По составу пудра была безвредная, одна из наиболее совершенных продуктов науки и искусства того времени. Румяна выпускались нежных оттенков, которые считались неотъемлемой частью макияжа. Румяна наносили на область щек и иногда на мочки ушей. В начале XX века брови были не очень широкими, однако достаточно густыми. Брови подводили карандашом [7]. На рубеже веков модно было носить длинные густые волосы, которые укладывали в фантазийные прически (например, волны, букли, фрагменты кос) и сильно скручивали волосы. Украшения, которые вплетали в прическу, могли быть в форме насекомых или анемонов стиля модерн. Днем дамы носили шляпы с вуалью или обилием кружева, цветов, перьев. Для вечернего выхода эти сооружения припудривали золотой пудрой. Для завивки волос использовали горячие щипцы. В 1901 г. фиксировали элементы прически шпильками, сделанными из тонкой золотой проволоки [8]. Нередко у богатых дам подобные шпильки были украшены бриллиантами, рубинами, изумрудами, отделаны эмалью, либо резьбой из кости или черепахи. В начале 1900-х гг. красота и соблазнительность не граничили с гигиеной. Уход за волосами был весьма прост, порой он ограничивался лишь расчесыванием гребнем и нанесением на них ароматического масла. В различных торговых марках шампунь только начал выпускаться. Поначалу для изготовления средства для мытья волос использовали черное мыло (дегтярное мыло) и варили его с содой. В 1904 г. был еще один рецепт мыла из поташа, в котором соединялись кокосовое и оливковое масла [8]. Бурное развитие модной индустрии привело к появлению международной индустрии косметики. Еще в 1870-х гг. Guerlain выпустила первую помаду «Ne m'oubliez pas» («Не забывайте меня») [9]. История знаменитого дома моды Guerlain уходит своими корнями в XIX в. Именно тогда мещанин Пьер-Франсуа Паскаль Герлен покинул свой родной французский город Аббевиль и переехал в Лондон. На новом месте Герлен устроился работать на мыловарню. Спустя некоторое время удачливый француз открывает в Париже собственную мыловаренную фабрику. А в 1828г. на улице Риволи появляется маленький магазин, в котором продается мыло Guerlain. Приблизительно в то же время Guerlain выпускает свои первые одеколоны: «Senteur des Champs» и «Esprit de Fleurs». Товары пользовались большим успехом, выпускались средства для бритья, духи и пудра. Вскоре о Герлене узнают и коронованные особы. Пьер-Франсуа Паскаль Герлен создает специальные «императорские» ароматы для Габсбургов, Романовых, Вюртембергов. После смерти Пьер-Франсуа Паскаля Герлена в 1864 году дело продолжили сыновья Габриэль и Эмме [9]. Наряду с Guerlain активно развивалась марка «Lablache face powder», выпускающая пудру для лица. Еще 16 февраля 1883 года в журнале «Ladies Home Journal» вышла первая публикация, реклама о марке и товаре. Пудра выпускалась в двух оттенках: белый и розовый. «Lablache face powder» создана французскими парфюмерами, но получила большое признание в США. Стоимость баночки составляла 10 $ [6]. В 1909 г. Элизабет Арден (настоящее имя - Флоренс Найтингейл -дочь канадских фермеров) основала свою фирму в Нью-Йорке, назвав её Elizabeth Arden. Элизабет Арден родилась в 1878 г., окончила медицинский колледж, и уже в колледже заметила, что мазь из жженых белков, которой обрабатывали кожу пациентов, делала кожу очень мягкой и гладкой [7]. После этого Арден решила посвятить себя созданию крема. Работала сначала в химической лаборатории, потом в косметическом салоне. После основания собственной фирмы в 1910(16) г. открыла свой первый косметический салон на Пятой Авеню - самой престижной улице Нью-Йорка [8]. Элизабет Арден разработала целый комплекс косметических процедур по уходу за кожей. С развитием различных способов по уходу за кожей лица и тела, становится модным посещать салоны. В дальнейшем Elizabeth Arden выпустит линию декоративной косметики. Также в начале XX века (1902 г.) Хелена Рубинштейн открыла свой салон красоты «Valaze» в Мельбурне [8]. Некоторое время она занималась медициной в Швейцарии, в возрасте 20 лет Хелена Рубинштейн переехала жить к дяде в Австралию, где начала работать помощницей аптекаря. Вскоре она изобрела защитный крем «Valaze», мгновенно ставший популярным. Через некоторое время и развилась сеть магазинов, торгующих косметикой. В 1908 г. Хелена Рубинштейн уехала в Лондон, где открыла свой магазин и начала учиться у лучших специалистов в области косметологии. Через некоторое время Хелена Рубинштейн стала демонстрировать чопорным английским леди, как правильно наносить косметику и совершенствовать свою внешность, зная, что в Англии макияж считался оскорблением общественной морали. Спустя несколько лет, 1912 г. Хелена Рубинштейн открывает салон в Париже и впервые дает ему собственное имя [10]. В начале Первой мировой войны Хелена Рубинштейн с семьей переезжает в Нью-Йорк, где в 1915 г. предпринимательница начинает открывать сети салонов и магазинов. Ассортимент продукции «Valaze» постоянно расширяется. В современных журналах конца XIX и начала XX века появлялись реклама и статьи о развитии косметических марок и средств. В данной статье подробно рассмотрен женский макияж 1900-х гг. Проанализировав самые известные косметические марки и их продукцию, удалось определить средства, при помощи которых дамы достигали ухоженного внешнего вида. Имея некий спектр оттенков различных средств декоративной косметики, вырисовался макияж, каким он действительно был в рассматриваемый период. Удалось путем сравнения женских образов конца XIX и начала XX века выявить элементы макияжа, подвергнувшиеся особым изменениям. Изучив немного историю основания и развития косметических марок, становится очевидным, какое огромное значение имело становление именно косметической индустрии. При создании современных образов, при стилизации мастера по гриму и визажу, безусловно, обращаются к заимствованиям из прошлых эпох. Интерпретация облика 1900-х г. при создании современных театральных картин, кино, встречается достаточно часто. Идеи и замыслы начала XX века возвращаются в современное общество благодаря мастерам, порой используя лишь только новые материалы и более расширенный спектр оттенков и качества декоративных средств, позволяющих создать ощущение подлинности. Литература 1. Poucher W.A. Poucher's perfumes, cosmetics and soaps. Printed in Manufacture and Application of Perfumes Poucher, W.A. Chapter & Hall, 1993. 379 p. 2. Паке Д. История красоты. М.: Аресель, 2003. 160 с. 3. Дзеконьская-Козловская А. Женская мода XX века / сост. и пер. О. Пустоваловой. М.: Легкая индустрия, 1977. 475 с. 4. Зелинг Ш. Мода век модельеров 1900-1999 / сост. и пер Ю. Бу- шуева, Г. Яшина. М., 2000. 546 с. 5. Шарм & Шик / сост. и пер. А.Н. Васильковой. М.: Слово/Slovo, 2006. 400 с. 6. Ladies' home journal. Lablache face powder // Топос: [сетевой журнал]. 2007. pds . lib . harvard . edu (20.12.09). 7. Sherrow V. For appearance' sake: the historical encyclopedia of good looks, beauty, and ... Greenwood Publishing Group, 2001. 299 р. 8. Женщины модерна // Топос: [сетевой журнал]. 2009. liveinternet . ru (18.12.09). 9. Guerlain: 180лет в мире моды// Топос: [сетевой журнал]. 2006. elle . ru(15.12.09). 10. Hill D.D. Advertising to the American Woman, 1900-1999. Colum- bus: Ohio State University. Press, 2002. Работа выполнена под руководством О.А Хорошиловой. | |
Просмотров: 5826 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |