Вторник, 17.09.2019, 14:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Модный облик в макияже и прическе 1900-х годов: США и Европа

Интерес к модным элементам в макияже начала XX века по сей день остается неизменным. Современные мастера макияжа при создании своего творения нередко берут за основу образы прошлых эпох. Большое значе­ние для разнообразия работ художников стилистов и гримеров сегодня имеют сведения о тенденциях в макияже прошлых лет. В театральных по­становках, кинематографе и различных областях художественной деятель­ности сейчас востребована стилизация модных образов эпохи начала XX в.

Для описания женского облика 1900-х гг. необходимо проанализиро­вать, как выглядели дамы, в контексте макияжа. Изучить образ женщины конца XIX в., выявить особенности, которые остались неизменными в на­чале XX в., а также определить, какие элементы образа поменялись на ру­беже в новом столетии, сравнить макияж женщины и элементы, состав­ляющие его конца XIX и начала XX вв.

Интересно также выявить, какими средствами декоративной косме­тики они достигали ухоженного внешнего вида. Важно исследовать разви­тие косметической промышленность, определить основные торговые кос­метические марки, проанализировать, как влияли на модный женский ма­кияж средства декоративной косметики, которые выпускали в рассматри­ваемый период. Охарактеризовать развитие основных косметических ма­рок и их продукции.

Модный макияж 1900-х гг. мало изучен в русскоязычных литератур­ных источниках. Однако следует отметить книги: Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров», 2000 г. и «Шарм & Шик», 2006 г. в которых есть сведения о данной теме. В основном исследованием опирается на иностранные ис­точники: «Advertising to the American woman, 1900-1999», 2002 г. и «Un-equal sisters: a multicultural reader in U.S. women's history», 1995 г.. О разви­тии косметической индустрии Америки 1900-х гг подробно изложено в книгах: «Poucher's perfumes, cosmetics and soaps», 1993 г. и «For appear­ance's sake: the historical encyclopedia of good looks, beauty, and ...», 2001 г.

В моде последнего десятилетия XIX века стройность фигуры, стрем­ление к возвышенной простоте. Основой является стиль прерафаэлитов, предшествующий модерну. Кожа должна была быть бледной, дамы стре­мились использовать отбеливающие крема и рисовую пудру, для ликвида­ции пятен кожи, морщин, а так же небольших шрамов от оспы. В моде бы­ли темные или небесные брови, необходимые оттенки достигались путем добавления в состав частиц жженой гвоздики и сока грецкого ореха. Яркая помада считалась вульгарностью, губы должны были быть бесцветные ли­бо нежно розоватых оттенков [1].

Макияж является неотъемлемой частью модного образа. Модный об­раз начала XX века создавал образ женщины как существа праздного, пас­сивного и несамостоятельного, нуждающегося в покровительстве и опеке. В нем выражалась неполноценность женщины, её социальная второсте-пенность; идея «слабого пола» в физическом и духовном отношениях [2]. Модный образ женщины 1900-х гг. вполне соответствовал социальной ро­ли: обольстительно-желанная для своего супруга, роскошная и прекрасная, удовлетворяющая его честолюбие.

Женский костюм 1900-х гг. совершенно не отвечал анатомическому строению женской фигуры, но, тем не менее, он обладал бесспорной ком­позиционной слаженностью и эмоционально-эстетической привлекатель­ностью. Необычный профиль, S-образный изгиб фигуры, создававшийся корсетом особой формы, придавал специфическую форму бедрам, акцен­тировал внимание на объем груди и абсолютно прямую линию живота. Из­гиб фигуры акцентировался также покроем и деталями костюма. Женский силуэт был стройным и изящным, сравнимый с благородными очертания­ми античной формы [3]. Костюм периода начала XX века отличался рос­кошью и богатством материалов, отделок, украшений. Художник - декора­тор Г.Климт (1862-1918) писал соблазнительных женщин в изысканных туалетах, нарядных платьях с обилием декора.

В начале XX века косметика стала частью декора женского образа. Макияж был достаточно сдержанным и аккуратным. В 1903 г. было выпу­щено большое количество буклетов, рекламирующих средства косметики. В специальных книгах и журналах стали печатать советы, инструктирую­щие женщин, как в домашних условиях правильно подобрать оттенки средств декоративной косметики. Дамы стремились походить на великих актрис, танцовщиц и прославленных кокоток, таких как Ева Лавальер, Са­ра Бернар, Клео де Мерод и др [4]. Их лица не сходили с рекламных иллю­страций, страниц журналов «La moda pour tours» и «Les modes» (первый номер которого вышел в 1904 г.) и витрин магазинов. Отражения образов актрис видели в многочисленных романах.

Дамы первого десятилетия XX века должны были иметь белоснеж­ную кожу, так что использовали жидкие отбеливатели и осветляющие кре­ма. Совершенно недопустимым было для светских женщин иметь загоре­лую кожу или слегка покрасневшую, как у людей рабочего сословия. Для усиления эффекта бледности дамы дополнительно подрисовывались голу­бовато-фиолетовые жилки на висках, шее и декольте. В начале XX века в моду вошел матовый цвет лица. Большой популярностью пользовалась «неосыпающаяся» пудра из рисового крахмала и обезжиренного воска [5]. Модным был слегка очерченный взгляд, также немного подведенные бро­ви. В моде были слегка волнистые, забранные в пышную прическу волосы, для этого использовались накладные пряди, щипцы для завивки.

Женщины использовали косметику, как средство позволяющее смо­делировать желаемый облик, для создания которого использовали пудру для лица, румяна, помаду, карандаш для бровей. Для дам были выпущены пудры для лица в маленьких коробочках четырех оттенков, и прилагалась пуховка для нанесения пудры. Использовали порошкообразную тальк-пудру, которая легко наносилась и мягко ложилась на кожу лица. Также необходимую бледность придавала рисовая пудра прославленной марки «Craie de Briancon» (Бриансонский мёд), ароматизированная розовым или лавандовым маслом. В конце XIX в. существовала пудра «Lablache face powder» [6], придававшая коже мягкость и деликатный уход, была неви­дима на лице, и придавала восхитительный и освежающий вид. По составу пудра была безвредная, одна из наиболее совершенных продуктов науки и искусства того времени.

Румяна выпускались нежных оттенков, которые считались неотъем­лемой частью макияжа. Румяна наносили на область щек и иногда на моч­ки ушей.

В начале XX века брови были не очень широкими, однако достаточ­но густыми. Брови подводили карандашом [7].

На рубеже веков модно было носить длинные густые волосы, которые укладывали в фантазийные прически (например, волны, букли, фрагменты кос) и сильно скручивали волосы. Украшения, которые вплетали в причес­ку, могли быть в форме насекомых или анемонов стиля модерн. Днем дамы носили шляпы с вуалью или обилием кружева, цветов, перьев. Для вечерне­го выхода эти сооружения припудривали золотой пудрой. Для завивки во­лос использовали горячие щипцы. В 1901 г. фиксировали элементы причес­ки шпильками, сделанными из тонкой золотой проволоки [8]. Нередко у бо­гатых дам подобные шпильки были украшены бриллиантами, рубинами, изумрудами, отделаны эмалью, либо резьбой из кости или черепахи.

В начале 1900-х гг. красота и соблазнительность не граничили с ги­гиеной. Уход за волосами был весьма прост, порой он ограничивался лишь расчесыванием гребнем и нанесением на них ароматического масла. В раз­личных торговых марках шампунь только начал выпускаться. Поначалу для изготовления средства для мытья волос использовали черное мыло (дегтярное мыло) и варили его с содой. В 1904 г. был еще один рецепт мы­ла из поташа, в котором соединялись кокосовое и оливковое масла [8].

Бурное развитие модной индустрии привело к появлению междуна­родной индустрии косметики. Еще в 1870-х гг. Guerlain выпустила первую помаду «Ne m'oubliez pas» («Не забывайте меня») [9]. История знаменито­го дома моды Guerlain уходит своими корнями в XIX в. Именно тогда ме­щанин Пьер-Франсуа Паскаль Герлен покинул свой родной французский город Аббевиль и переехал в Лондон. На новом месте Герлен устроился работать на мыловарню. Спустя некоторое время удачливый француз от­крывает в Париже собственную мыловаренную фабрику. А в 1828г. на улице Риволи появляется маленький магазин, в котором продается мыло Guerlain. Приблизительно в то же время Guerlain выпускает свои первые одеколоны: «Senteur des Champs» и «Esprit de Fleurs». Товары пользовались большим успехом, выпускались средства для бритья, духи и пудра. Вскоре о Герлене узнают и коронованные особы. Пьер-Франсуа Паскаль Герлен создает специальные «императорские» ароматы для Габсбургов, Романо­вых, Вюртембергов. После смерти Пьер-Франсуа Паскаля Герлена в 1864 году дело продолжили сыновья Габриэль и Эмме [9].

Наряду с Guerlain активно развивалась марка «Lablache face powder», выпускающая пудру для лица. Еще 16 февраля 1883 года в журнале «Ladies Home Journal» вышла первая публикация, реклама о марке и това­ре. Пудра выпускалась в двух оттенках: белый и розовый. «Lablache face powder» создана французскими парфюмерами, но получила большое при­знание в США. Стоимость баночки составляла 10 $ [6].

В 1909 г. Элизабет Арден (настоящее имя - Флоренс Найтингейл -дочь канадских фермеров) основала свою фирму в Нью-Йорке, назвав её Elizabeth Arden. Элизабет Арден родилась в 1878 г., окончила медицинский колледж, и уже в колледже заметила, что мазь из жженых белков, которой обрабатывали кожу пациентов, делала кожу очень мягкой и гладкой [7]. По­сле этого Арден решила посвятить себя созданию крема. Работала сначала в химической лаборатории, потом в косметическом салоне. После основа­ния собственной фирмы в 1910(16) г. открыла свой первый косметический салон на Пятой Авеню - самой престижной улице Нью-Йорка [8]. Элиза­бет Арден разработала целый комплекс косметических процедур по уходу за кожей. С развитием различных способов по уходу за кожей лица и тела, становится модным посещать салоны. В дальнейшем Elizabeth Arden вы­пустит линию декоративной косметики.

Также в начале XX века (1902 г.) Хелена Рубинштейн открыла свой салон красоты «Valaze» в Мельбурне [8]. Некоторое время она занималась медициной в Швейцарии, в возрасте 20 лет Хелена Рубинштейн переехала жить к дяде в Австралию, где начала работать помощницей аптекаря. Вско­ре она изобрела защитный крем «Valaze», мгновенно ставший популярным. Через некоторое время и развилась сеть магазинов, торгующих косметикой. В 1908 г. Хелена Рубинштейн уехала в Лондон, где открыла свой магазин и начала учиться у лучших специалистов в области косметологии. Через не­которое время Хелена Рубинштейн стала демонстрировать чопорным анг­лийским леди, как правильно наносить косметику и совершенствовать свою внешность, зная, что в Англии макияж считался оскорблением обществен­ной морали. Спустя несколько лет, 1912 г. Хелена Рубинштейн открывает салон в Париже и впервые дает ему собственное имя [10]. В начале Первой мировой войны Хелена Рубинштейн с семьей переезжает в Нью-Йорк, где в 1915 г. предпринимательница начинает открывать сети салонов и мага­зинов. Ассортимент продукции «Valaze» постоянно расширяется.

В современных журналах конца XIX и начала XX века появлялись реклама и статьи о развитии косметических марок и средств.

В данной статье подробно рассмотрен женский макияж 1900-х гг. Проанализировав самые известные косметические марки и их продукцию, удалось определить средства, при помощи которых дамы достигали ухо­женного внешнего вида. Имея некий спектр оттенков различных средств декоративной косметики, вырисовался макияж, каким он действительно был в рассматриваемый период. Удалось путем сравнения женских обра­зов конца XIX и начала XX века выявить элементы макияжа, подвергнув­шиеся особым изменениям. Изучив немного историю основания и разви­тия косметических марок, становится очевидным, какое огромное значение имело становление именно косметической индустрии.

При создании современных образов, при стилизации мастера по гри­му и визажу, безусловно, обращаются к заимствованиям из прошлых эпох. Интерпретация облика 1900-х г. при создании современных театральных картин, кино, встречается достаточно часто. Идеи и замыслы начала XX века возвращаются в современное общество благодаря мастерам, порой используя лишь только новые материалы и более расширенный спектр от­тенков и качества декоративных средств, позволяющих создать ощущение подлинности.  

Литература

1.  Poucher W.A. Poucher's perfumes, cosmetics and soaps. Printed in Manufacture and Application of Perfumes Poucher, W.A. Chapter & Hall, 1993. 379 p.

2.  Паке Д. История красоты. М.: Аресель, 2003. 160 с.

3.  Дзеконьская-Козловская А. Женская мода XX века / сост. и пер. О. Пустоваловой. М.: Легкая индустрия, 1977. 475 с.

4.  Зелинг Ш. Мода век модельеров 1900-1999 / сост. и пер Ю. Бу- шуева, Г. Яшина. М., 2000. 546 с.

5.  Шарм & Шик / сост. и пер. А.Н. Васильковой. М.: Слово/Slovo, 2006. 400 с.

6.    Ladies' home journal. Lablache face powder // Топос: [сетевой жур­нал]. 2007. pds . lib . harvard . edu (20.12.09).  

7.    Sherrow V. For appearance' sake: the historical encyclopedia of good looks, beauty, and ... Greenwood Publishing Group, 2001. 299 р.

8.        Женщины   модерна   //   Топос:    [сетевой   журнал].   2009. liveinternet . ru (18.12.09).  

9.  Guerlain: 180лет в мире моды// Топос: [сетевой журнал]. 2006. elle . ru(15.12.09).  

10.   Hill D.D. Advertising to the American Woman, 1900-1999. Colum- bus: Ohio State University. Press, 2002.  

Работа выполнена под руководством О.А Хорошиловой.   

Категория: Всего статей | Добавил: art (22.07.2010)
Просмотров: 4201 | Комментарии: 1 | Теги: салон красоты, мазь, шпильки, помада, крем, защитный крем, уход за волосами, косметика, пудра, первую помаду | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]