Вторник, 17.09.2019, 14:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Модификации янтаря и его имитации на основе смол органогенного и синтетического происхождения

На рынке художественных изделий существует множество товаров, с использованием в дизайне вставок из цветных ювелирно-поделочных кам­ней. Более того, мода диктует свои законы, и наиболее актуальными сего­дня являются украшения а-ля бижутерия. В этом многообразии любой по­требитель, желающий удовлетворить свои эстетические нужды, находит то, что ему необходимо, исходя из цены и привлекательности товара. Воз­растающий спрос порождает предложение, и превращает материал дос­тупный не многим в достояние любого. Еще в XIX в. М.А. Вернейль раз­работал способ получения синтетического рубина и, тем самым открыл путь к методам выращивания аналогов минералов. Уже сейчас на ювелир­ном рынке можно найти легко доступные имитации камней, хотя сущест­вует вероятность наткнуться на синтетический аналог, выдаваемый за на­туральный.

С такой проблемой столкнулся, прочно закрепившийся на ювелир­ном рынке янтарь, известный человечеству еще из древних письменных упоминаний X в. до н. э. В отличие от большинства имитируемых камней, обладающих преимущественно кристаллической структурой, янтарь пред­ставляет собой образование биогенного происхождения. Еще со времен, когда янтарь принимался за денежную единицу, а изделия из него счита­лись предметами роскоши, появилось понятие облагораживания янтаря. На сегодняшний день науке подвластно не только изменение его внешнего вида, получение необходимой формы и размеров, но и процессы имитиро­вания янтаря, которые можно сконцентрировать в несколько групп.

1.    Изготовление янтаря на основе самого янтаря, с использованием крошки различных фракций, облагораживание.

2.    Имитации янтаря на основе природных смол, образующих группы флорогенных материалов.

3.  Имитации янтаря на основе искусственных смол (пластмасс).

Изготовление янтаря на основе самого янтаря, с использованием крошки различных фракций, облагораживание

Процесс облагораживания янтаря известен еще со времен Плиния Старшего (23-79 гг до н. э.), собравшего труды исследователей того вре­мени в «Естественной истории», где приводит результаты своих работ. В своей монографии он писал о том, что в Древнем Риме умели красить ян­тарь, ценившийся на вес золота, в красный цвет с помощью корня Anchusa tinctoria, морского пурпура и козлиного сала. Также древние римляне ис­кусно просветляли замутненный янтарь путем кипячения его в жире моло­дого поросенка. В процессе кипячения пузырьки в янтаре заполнялись жи­ром и приобретали способность пропускать свет. Такой способ применял­ся и мастерами XIX в при изготовлении линз для очков, увеличительных и зажигательных стекол.

На сегодняшний день существует также способ просветления замут­ненного янтаря с помощью сухого прокаливания в песке, который предва­рительно подвергается обесцвечиванию в автоклавах в течение 15 ч под давлением в азоте при Т = 250 °C. В зависимости от длительности нагрева окраска янтаря постепенно меняется от золотистой до темно-вишневой. Этот процесс сопровождается образованием зеркальных трещинок - эф­фект солнечных блесток и получается игристый или радужный янтарь. Иногда эти трещинки дополнительно окрашиваются.

Процесс получения янтарных заготовок методом прессования янтаря впервые было применено в 1881 году двумя венскими фирмами, которые использовали метод Шпиллера и метод Требича. В настоящее время прин­ципы технологии прессования остались в общих чертах прежними, хотя и имеют некоторые дополнения.

Из современных патентных исследований видно, что преобразование методов модификации янтаря (создания амброида) происходит по направ­лению к усовершенствованию структуры и формы получаемой заготовки. А именно:

-    получение конечной формы, не имеющей в процессе дальнейшей обработки большого количества отходов производства

-    повышение физико-технологических свойств амброида, для кото­рого главным критерием является сохранение цветовых характеристик на протяжении длительного времени эксплуатации и предотвращение раннего разрушения материала

-    получение амброида необходимой формы и размера, применимого как в ювелирных, так и декоративно-отделочных проектах.

Имитации янтаря на основе природных смол, образующих группы флорогенных материалов

Все существующие природные смолы, используемые в различных сферах, как без добавления примесей, так и проходящие сложный процесс очистки и преобразования в полезную субстанцию, являются органоген­ными образованиями группы флорогенных материалов, подразделяющиеся на современные и ископаемые смолы.

Современные мягкие смолы, в отличие от ископаемых, претерпели лишь начальную стадию окаменения. Внешне они похожи на янтарь и ис­пользуются для его имитации, или применяются в качестве сырья для изго­товления лаков для придания преимущественно деревянным покрытиям де­коративного облика, а также для защиты от воздействия внешних факторов.

Например, каури - твердая смола, выделяемая гигантскими деревья­ми на островах Новой Зеландии, а также в Австралии и на островах Фиджи и Новые Гибриды в Тихом океане, вывозилась в Англию и Америку, где использовалась в качестве сырья для производства лаков. Из крупных кус­ков смолы изготавливались сувениры в виде голов мужчин племени маори, раскрашивающиеся затем масляной краской. В наши дни каури использу­ется в качестве материала для производства шлифованных ювелирных ук­рашений, предлагаемых туристам, а также, благодаря своей окраске, в ка­честве имитации янтаря.

Еще одна разновидность смол - копал, имеющая похожее с каури применение, и, добывающаяся как Австралии, странах Африки, Америке и даже в Азербайджане, является достаточно распространенной и встречает­ся как выделение современных и ископаемых деревьев. Залегая в толщах торфяных болот, быстро отвердевает и становится пригодным для обра­ботки. Изделиями из него выступают бусы и другие изделия, покрываемые лаком, а для имитации янтаря копал используют в своих работах китайские мастера.

Однако копал привлекал внимание не только мастеров сувенирного дела, но и исследователей, чей интерес имел особую коммерческую осно­ву. Таким представителем явился вышеупомянутый Франц Шпиллер, вла­делец фирмы «Братья Шпиллер» в Вене, который в своем патенте от 30 апреля 1907 г., предложил метод преобразования копала в материал, по свойствам, напоминающим янтарь.

Шеллак или природный лак представляет собой продукт переработ­ки смолистого материала, образующегося на деревьях, произрастающих в Индии и Юго-Восточной Азии и, по сути, является выделением насекомых лаковых червецов (Laccifer lacca). После сбора природного лака в опреде­ленное время года, массу подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей массы. Позже лак, помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3 % сульфида мышьяка, расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, после чего еще раз плавят, и отливают в прямоугольные формы, получая листы готового шеллака. При необходимости шеллак, применяющийся в качестве мате­риала для изготовления недорогих украшений и янтарных имитаций, до­полнительно окрашивается порошком аурипигмента 1.  

Отличительной особенностью шеллака от натурального янтаря являет­ся его растворимость в щелочах и в низших алифатических спиртах, имеет слабую реакцию на бензол и низкую температуру плавления (115-120 °С).

Хрупкие смолы, такие как представители семейства ретинита, копа-лита и др., испытавшие длительный процесс окаменения, похожи на янтарь и почти не растворимы в обычных растворителях. Они встречаются в раз­ных частях света и имеют желтовато-бурую окраску. В ювелирном деле практически не используются, так как из-за хрупкости не поддаются меха­нической обработке и находят применение только в виде лаков. Тем не ме­нее, на их основе иногда изготавливают имитации янтаря.

В сущности изделия, выполненные из таких разновидностей смол, имеют сувенирное назначение и изготавливаются не на рыночном уровне, а предназначены для потребителя, посещающего места, где они являются предметом местного промысла.

Имитации янтаря на основе искусственных смол (пластмасс)

Благодаря технологиям производства пластмасс, многие проблемы, связанные с недоступностью янтарных изделий, были решены. Своей тех­нологичностью дешевые заменители некоторых цветных камней и органо­генных ювелирных материалов, перевернули мир.

В состав пластмасс входят наполнители, пластификаторы и различ­ные красители, которые благодаря своим свойствам имеют определенные торговые названия.

Например, бакелит - разновидность пластмасс, полученная на осно­ве фенолформальдегидной смолы, запатентованный в 1909 г. американским ученым бельгийского происхождения Л. Бакеландом, благодаря легкости формования, устойчивости к температурным воздействиям, влажности и кислотам, сразу же завоевал популярность у промышленников, так в 1916 г. из него впервые была получена имитация янтаря. Прозрачные изделия из такой пластмассы получали литьевым способом. 

В таком многообразии методов изготовления янтаря, как на основе природных, так и синтетических смол, является сложным проследить ху­дожественно-историческую ценность, выполненных из него изделий. Без­условно, научно-исследовательский прогресс в области преобразования материалов в продукты, удовлетворяющие запросу потребителя - важное явление, способствующее развитию технологических навыков. Однако, что немаловажно, происходящие преобразования имеют и коммерческую ос­нову, это порой является причиной не сохранения подлинности янтаря.

  1 сульфит мышьяка вулканического происхождения, использующийся в качестве примеси для окрашивания в желтый цвет.  

Работа выполнена под руководством проф. Л. Т. Жуковой  

Категория: Всего статей | Добавил: art (22.07.2010)
Просмотров: 4554 | Комментарии: 1 | Теги: Имитации янтаря, камни, украшения из янтаря, просветления, окраска янтаря, Изготовление янтаря, янтарь, разновидность янтаря, смола, ювелирно-поделочные | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ник  
а что нибудь ещё по природным смолам близким к янтарю.... и по технологиии

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]