СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
«Изменения - центральная тема менеджмента. Роль культуры предприятия в решении проблем изменений ассоциируется с постоянством, с отсутствием или медлительностью изменений. Когда компания теряет свои ориентиры, не знает, как поступать со сложившимися структурами, ей необходимо узнать, есть ли у нее что-то наиболее постоянное и стабильное и что из существующего можно оценивать как перспективное» [1]. Перемены входят в жизнь предприятия, они повсюду в разных формах и видах. Перемены приходят сами, если их не создают руководители, но всегда приходится к ним адаптироваться. Необходимо находить новые возможности для бизнеса, инициировать перемены и вдохновлять на них персонал компании. «Основной характерной чертой корпоративной культуры является изменчивость. Потребность в реформах появляется, когда меняется численность сотрудников в организации (численность может, как увеличиваться, так и уменьшаться). Когда компании объединяются сами или проводят эту операцию со своими активами, поглощаются друг другом, производят сокращения персонала, тогда как раз и наступает «золотая пора» для изменений в организационной культуре. Потребность в таких переменах наступает также во время появления в фирме нового персонала, который является носителем другого типа культуры. Возможно столкновения двух видов культур, а это приведет либо к проблемам для компании, либо, наоборот, благодаря использованию отработанных для таких случаев методик, к положительным результатам, как для отдельных личностей, так и для организации в целом» [2]. Часто руководство принимает одно единственное и простое, как оно считает, решение - уволить нарушителя покоя. К сожалению именно у нас в стране замена персонала - распространенный метод реформирования компании и ее культуры. Такая мера является одной их технологий рыночной экономики. Российские руководители почему-то забывают, что есть и иные, но не столько радикальные варианты решения возникающих проблем компании. Всегда есть возможность переобучить давних сотрудников и усовершенствовать технологии управления, возможно частичное изменение методологии и стратегии ведения деловой активности. Для качественных изменений необходимо произвести диагностическое исследование, при котором узнать какой была культура раньше, какая она сейчас и какие элементы хотелось бы увидеть в ней в будущем. Использование разного вида психологических тестов поможет выявить негативные и объединяющие персонал компании факторы, укажут на лидера. Перед тем как начать диагностику, нужно определить какие предпочтения имеют разные по профессиональным и возрастным характеристикам сотрудники данной компании. Необходимо соблюдать анонимность, при таком виде сбора информации картина происходящего представляется гораздо достовернее, чем при отсутствии анонимности в анкетировании. Корпоративная культура влияет на эффективность работы компании в целом, поэтому для каждой организации должны быть созданы свои виды первичной и текущей диагностики. Чаще всего «на повестке дня» стоят темы, связанные с удовлетворением потребностей служащих, эффективностью деловой деятельности организации, скоростью принятия в ней решений, методами развития коммуникативных взаимодействий, проблемами планирования и расширения компании. Конечно, существует огромное количество и других интересных для диагностики предприятия тем. Эффективность изменений в организации зависит от того, насколько осознали необходимость этих перемен топ-менеджеры, которые специализируются на краткосрочном или стратегическом уровнях управления. При этом выделяются несколько этапов. Во время первого этапа организация «размораживается». До главных менеджеров компании доводится вся информация о происходящих в компании негативных бизнес-процессах. Это должно вызвать чувство тревоги, которое со временем трансформируется в осознание и желание что-то поменять. В нашем случае в корпоративной культуре предприятия. Готовность к изменениям начинает второй этап - продумывания основных вариантов целевых моделей компании. Первых двух этапов для позитивного изменения корпоративной культуры недостаточно, поэтому третий этап необходим для внедрения изменений в корпоративную культуру. Обеспечивается безопасность всех тех, кто задействован в изменениях. Стабильность - одна из базисных потребностей компании, по этой причине большое количество компаний, уже внедривших в свою корпоративную культуру какие-либо изменения и проверивших их на практике, вступают в четвертый этап. Во время четвертого этапа компанию снова «замораживают» для закрепления изменений в корпоративной культуре. Сегодня в старых культурных рамках уже невозможно повернуть давно «накатанную дорожку», или это будет слишком дорого стоить для организации. Лидеру приходится разрушить созданную собственными руками корпоративную культуру и построить другую, чтобы компания могла продолжить свое существование в новых условиях. Специалисты по корпоративной культуре и ее изменениям должны четко представлять, каков тип исследуемой ими организации, на какой стадии развития она находится, каковы базисные ценностные ориентиры у руководителей компании «В любом случае быстротечные изменения, скорее всего, не приведут к положительным результатам. При наиболее благоприятных условиях потребуются годы, а не недели, чтобы произвести изменения в корпоративной культуре. Благоприятными условиями можно считать: драматический кризис. Данное условие означает, что может произойти некое шоковое событие, которое подорвет статус-кво компании и подвергнет сомнению значимость ее корпоративной культуры, например финансовый кризис, потеря основного заказчика, крупное технологическое достижение конкурента; смена руководства. Новые руководители высшего уровня часто привносят в культуру компании свои представления о корпоративных ценностях; молодые и маленькие организации. Чем моложе организация, тем менее консервативна ее культура. Чем меньше организация, тем легче руководству ввести и закреплять новые ценности; слабая культура. Слабые культуры более подвержены изменению, чем сильные. Необходимо иметь в виду, что даже при условии того, что эти благоприятные характеристики компании существуют, нет гарантии того, что корпоративная культура будет способна изменяться. Более того, любое кардинальное изменение длительно. Именно по этой причине в любой определенный период времени к корпоративной культуре следует относиться как к важному фактору, определяющему поведение людей в организации и в то же время мало подверженному влиянию со стороны ее руководства» [3]. «Методы изменения культуры организации созвучны методам поддержания культуры. Это: изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера; изменение стиля управления кризисом или конфликтом; перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения; изменение критерия стимулирования; смена акцентов в кадровой политике; - смена организационной символики и обрядности» [4]. Все преуспевающие компании без исключения создали и поддерживают у себя ярко выраженные организационные культуры, наиболее соответствующие целям и ценностям компании и четко отличающие одну фирму от другой. Вообще трудно переоценить практическое значение концепции корпоративной культуры для успеха и процветания организации. Литература 1. Нерсинян Т.Я. Организационная культура в современной экономике. М., 2008. С. 141. 2. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. М., 2009. С. 256. 3. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2006. С. 178. 4. Корсакова
А.А., Захарова Т.И. Организационная культура: Учеб- | |
Просмотров: 4536
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |