Вторник, 17.09.2019, 15:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

История одного портрета: Франц Ксавьер Винтергальтер, «императрица Евгения», 1854 г

Исследование образа эпохи не возможно без изучения иконографи­ческого материала. Один из наиболее доступных источников - это живо­писные полотна. Портрет императрицы Евгении представляет яркий при­мер стиля историзм и позволяет проследить становление стиля XIX века. В связи с этим была поставлена следующая цель для изучения, на примере одного произведения (портрета Франца Ксавье Винтергальтера «Императ­рица Евгения») продемонстрировать взаимовлияние изобразительного ис­кусства и моды середины XIX века и выявить роль которую сыграла в этом процессе императрица Евгения.

Задачами статьи являются анализ портрета в контексте французских мод 1850-х годов, исследование роли императрицы Евгении в формирова­нии вкусов и модных силуэтов тех лет, предполагается изучить как рож­дался образ, представленный на портрете, какую роль в его создании сыг­рали Чарльз Фредерик Ворт и Франц Ксавьер Винтергальтер.

Один из ярких примеров работ Ф. К. Винтергальтера - это портрет императрицы Евгении в бальном платье в стиле эпохи Марии Антуанетты. Портрет был начат художником вскоре после свадьбы Наполеона III и Ев­гении, в 1853 году, но выставлен он был лишь в 1855 году. По информа­ции, размещенной на сайте музея Метрополитан [1].

Императрица Евгения оказывала большое влияние на моду середины XIX века. Она была увлечена историческими стилями и в особенности эпохой Марии Антуанетты и Луи XVI, что отразилось на стиле 1850-х -1860-х гг., времени неорококо. Евгения становится законодательницей па­рижских мод, она не только одевается в самые роскошные туалеты, но и преображает окружающий мир, наполняя обстановку богатыми и роскош­ными предметами с элементами, заимствованными из прошлых эпох. Стиль историзм в полной мере позволил выразить любовь императрицы к эпохе Марии Антуанетты и нашел свое яркое отражение в портрете, напи­санном Ф.К. Винтергальтером. В этом произведении сконцентрированы вкусы и моды середины XIX века, и поэтому оно является важным свиде­тельством эпохи.

Евгения Монтихо, урожденная Мария Игнасия Августина Палафокс де Гусман Портокарреро и Киркпатрик де Платанаса де Монтихо графиня де Теба, появилась на свет в Гранаде в 1826 году. Внимание «императора французов» Евгения привлекла на празднике в 1851 году, хотя Наполеон III и был ранее знаком с графиней де Теба, но только теперь он заинтере­совался ей всерьез. Евгения и ее мать уже были известны светскому обще­ству, но именно в тот вечер будущая императрица начала свой путь к тро­ну Франции. Доподлинно неизвестно, было ли увлечение императора Ев­генией заслугой только ее природной красоты или же стало результатом чётко продуманных действий. Образ жизни, который вела в то время Евге­ния, имел целью продемонстрировать все её достоинства, где бы она ни появлялась. Конечно, наряду с теми, кто восхищался Евгенией, были и те, кто порицал ее и распускал о ней разнообразные сплетни, но Наполеон III, не взирая, ни на что, принял решение жениться на ней. Даже политический довод: «Она не француженка» не смог помешать их браку. И 29 января 1853 года состоялась их свадьба в Тюлирьи, а 30 января они венчались в Соборе Парижской Богоматери. Такие свидетельства приводятся в книге « Тайны царствования Наполеона III» [2].

Известно, что императрица специально для себя отделала комнаты, ранее принадлежавшие Марие Антуанетте, в стиле рококо, используя обои и мебель XVIII века, предметы, относящиеся к Первой Империи. Тем са­мым, эти комнаты полностью отражали стиль эпохи - историзм.

Насколько была богата и перегружена обстановка того времени, на­столько же были богаты отделаны платья императрицы. Обладать всей этой роскошью было не достаточно, необходимо так же ее запечатлеть, с чем превосходно справлялись придворные художники. В изучаемый пери­од существовала мода на салонные портреты, на которых прекрасные ари­стократки блистали в своих нарядах. Одним из самых популярных худож­ников в этом жанре был Ф.К. Винтергальтер. Немец по происхождению, он быстро приобрел популярность по всей Европе, благодаря своему мастер­ству, передавать красоту дамы и ее роскошные наряды, особенно удачно он умел отражать все великолепие материалов. Созданные им полотна вы­зывают восхищение прорисовкой кружева, лент, мелких рюшей и прочих деталей. Ему заказывали портреты все дворы Европы, знатные аристокра­ты. Не были исключением и российские дворяне. Одни из известнейших его работ - портреты Наполеона III и императрицы Евгении, портреты им­ператрицы Елизаветы Австрийской, английской королевы Виктории и дру­гих августейших особ того времени, - по фактам, приведенным в «Энцик­лопедии Брокгауза и Ефрона» [3].

Портрет представляет нам образ, созданный императрицей Евгенией и Ч.Ф. Вортом для бала маскарада, который прошел зимой 1853 года в Тю-лирьи, вскоре после свадьбы Наполеона III и Евгении. На этом балу импе­ратрица предстала в модернизированном платье, выполненном в стилисти­ке эпохи Людовика XVI. Евгения не только появилась в образе знаменитой королевы, но и провозгласила себя новой Марией Антуанеттой. О чем по­вествует сайт «Не официальные странички королевской семьи» [4].

Появление Евгении в таком образе было связано не только с личными интересами императрицы, но и с желанием продемонстрировать свое право на престол, ведь, ни она, ни Наполеон III не были королевских кровей, и только могущество и богатство могли представить их в выгодном свете. Это была своего рода пропаганда только что провозглашенной империи.

Первый план произведения представляет нам Евгению в маскарад­ном облачении стилизованным под исторический костюм. На втором пла­не портрета изображен романтичный парк с цветущей сиренью, являю­щейся символом красоты и юности. Так художник хотел подчеркнуть воз­раст императрицы, однако эти образы можно трактовать как аллюзии на стиль рококо и культ молодости, существовавший и в XVIII веке, а так же на язык цветов, которым увлекалась Мария Антуанетта.

За счет колористической гаммы (желтый - белый - синий - черный) платье и фигура в целом четко выделяются на фоне зелени парка. Репли­кой стиля рококо так же служит прическа Евгении, напудренные уложен­ные волосы, украшенные лентами, перьями и жемчужинами. Жемчугом и бантами отделаны лиф и подол платья, которые закрепляют присборенную верхнюю юбку с небольшим треном, и отделанную двумя рядами бахромы по кроям. Из под верхней юбки видна нижняя отделанная лентами, круже­вом и бантами. Что напоминает платье-полонез XVIII века. Как и тогда, частью костюма были каркасные объемы. Эту функцию в 1850-х годах вы­полнял каркасный подъюбник - кринолин в форме колокола (наиболее по­пулярная в то время форма).

Полный костюм того времени не состоял лишь из лифа и кринолина. Также в него входили панталоны, корсет (так как женщина должна была быть с тонкой талией), поверх которых идет простеганная юбка, на кото­рую надевали кринолин, а дополнительно к кринолину чехол, чтобы смяг­чить его конструкцию и, только после этого завершали костюм верхние юбки и лиф.

Модное платье середины XIX века было результатом промышленной революции, а так же увлечения прошлыми столетиями, что в целом было характерно для эпохи эклектики.

У королевы Марии Антуанетты была Р. Бертен, а у императрицы Ев­гении был Ч.Ф. Ворт, тонко почувствовавший настроения и потребности в моде того периода, а именно в костюме напоминавшем силуэты прошлых столетий. Таким образом, в начале 1850-х годов он ввел в моду - крино­лин. Благодаря легкости в применении, он быстро завоевал популярность. До этого чтобы создать нужную форму, женщинам необходимо было наде­вать множество слоев нижних юбок. Изобретение Ч.Ф. Ворта сделало пла­тье легче и позволило многим подражать модам двора.

Кутюрье называют «отцом высокой моды» и «самым парижским анг­личанином», снискавшим успех в столице Франции. До 1845 года Ч.Ф. Ворт работал в шелковых домах Лондона, где получил обширные знания о тканях и о мире моды. Также он интересовался искусством, посещал картинные га­лереи, изучая наследие прошлого. Свое восхождение на олимп моды он на­чал с ансамблей, придуманных для своей жены, в которых она посещала популярные салоны, делая тем самым ему рекламу. В конце концов, он по­лучил покровительство императрицы Евгениии и стал придворным порт­ным. Его изобретения, деловая хватка, знание мира моды и потребностей современников помогли ему приобрести популярность и сделать Париж, и его лично, законодателем моды того времени. Он придумывал и шил платья, которые потом на своих полотнах запечатлевал Ф.К. Винтергальтер, он ра­ботал для девяти королевских домов Европы и множества модниц того вре­мени. Что подтверждает, один из не многочисленных источников, содержа­щих сведения о модельере, «Великие кутюрье и дизайнеры XIX-XX вв.» [5].

Таким образом, портрет Евгении, написанный Ф.К. Винтергальтером в 1853-54-х г, стал квинтэссенцией стиля Второй Империи. Платье было придумано главным кутюрье для одной из первых модниц того времени и запечатлено одним из наиболее популярных художников. Благодаря взаи­модействию трех выдающихся персонажей середины XIX века (императ­рицы Евгении, Ч.Ф. Ворта и Ф.К. Винтергальтера), в истории остался при­мер стиля эпохи Второй Империи, дающий представление о ярких и пыш­ных модах стиля историзм. Этот портрет свидетельствует о стремление императрицы Евгении к роскоши, к подражанию предыдущим столетиям. И можно с уверенностью сказать, что, благодаря финансовым вложениям одних и таланту других, возможно, сотворить не увядающий образ эпохи.

 

Литература

1.  «Franz Xaver Winterhalter: The Empress Eugenie (Eugenie de Montijo, 1826-1920, Condesa de Teba) (1978.403)». In Heilbrunn Timeline of Art His­tory. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000. metmuseum . org 1978.403.htm (01.12.2009).

2.  Де Бомонь-Васе. Тайны царствования Наполеона III. (Интим. ис­тория). СПб., 1875.

3.  Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т5. Вакидий до Ге-рардеска. М., 1993.

4.  The Empress who longed to be a Queen. The Unofficial Royal Family Pages, Monday 21 November 2005. etoile . co . uk (03.03.2010).

5.  Великие Кутюрье и дизайнеры XIX-XX вв. СПб., 2001.

 

Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой

Категория: Всего статей | Добавил: art (03.08.2010)
Просмотров: 2386 | Комментарии: 1 | Теги: мода парижа, великие кутюрье, иператрица, цвета, дома моды, портрет императрицы, художник, платье, пртрет, модницы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]