СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Исследование образа эпохи не возможно без изучения иконографического материала. Один из наиболее доступных источников - это живописные полотна. Портрет императрицы Евгении представляет яркий пример стиля историзм и позволяет проследить становление стиля XIX века. В связи с этим была поставлена следующая цель для изучения, на примере одного произведения (портрета Франца Ксавье Винтергальтера «Императрица Евгения») продемонстрировать взаимовлияние изобразительного искусства и моды середины XIX века и выявить роль которую сыграла в этом процессе императрица Евгения. Задачами статьи являются анализ портрета в контексте французских мод 1850-х годов, исследование роли императрицы Евгении в формировании вкусов и модных силуэтов тех лет, предполагается изучить как рождался образ, представленный на портрете, какую роль в его создании сыграли Чарльз Фредерик Ворт и Франц Ксавьер Винтергальтер. Один из ярких примеров работ Ф. К. Винтергальтера - это портрет императрицы Евгении в бальном платье в стиле эпохи Марии Антуанетты. Портрет был начат художником вскоре после свадьбы Наполеона III и Евгении, в 1853 году, но выставлен он был лишь в 1855 году. По информации, размещенной на сайте музея Метрополитан [1]. Императрица Евгения оказывала большое влияние на моду середины XIX века. Она была увлечена историческими стилями и в особенности эпохой Марии Антуанетты и Луи XVI, что отразилось на стиле 1850-х -1860-х гг., времени неорококо. Евгения становится законодательницей парижских мод, она не только одевается в самые роскошные туалеты, но и преображает окружающий мир, наполняя обстановку богатыми и роскошными предметами с элементами, заимствованными из прошлых эпох. Стиль историзм в полной мере позволил выразить любовь императрицы к эпохе Марии Антуанетты и нашел свое яркое отражение в портрете, написанном Ф.К. Винтергальтером. В этом произведении сконцентрированы вкусы и моды середины XIX века, и поэтому оно является важным свидетельством эпохи. Евгения Монтихо, урожденная Мария Игнасия Августина Палафокс де Гусман Портокарреро и Киркпатрик де Платанаса де Монтихо графиня де Теба, появилась на свет в Гранаде в 1826 году. Внимание «императора французов» Евгения привлекла на празднике в 1851 году, хотя Наполеон III и был ранее знаком с графиней де Теба, но только теперь он заинтересовался ей всерьез. Евгения и ее мать уже были известны светскому обществу, но именно в тот вечер будущая императрица начала свой путь к трону Франции. Доподлинно неизвестно, было ли увлечение императора Евгенией заслугой только ее природной красоты или же стало результатом чётко продуманных действий. Образ жизни, который вела в то время Евгения, имел целью продемонстрировать все её достоинства, где бы она ни появлялась. Конечно, наряду с теми, кто восхищался Евгенией, были и те, кто порицал ее и распускал о ней разнообразные сплетни, но Наполеон III, не взирая, ни на что, принял решение жениться на ней. Даже политический довод: «Она не француженка» не смог помешать их браку. И 29 января 1853 года состоялась их свадьба в Тюлирьи, а 30 января они венчались в Соборе Парижской Богоматери. Такие свидетельства приводятся в книге « Тайны царствования Наполеона III» [2]. Известно, что императрица специально для себя отделала комнаты, ранее принадлежавшие Марие Антуанетте, в стиле рококо, используя обои и мебель XVIII века, предметы, относящиеся к Первой Империи. Тем самым, эти комнаты полностью отражали стиль эпохи - историзм. Насколько была богата и перегружена обстановка того времени, настолько же были богаты отделаны платья императрицы. Обладать всей этой роскошью было не достаточно, необходимо так же ее запечатлеть, с чем превосходно справлялись придворные художники. В изучаемый период существовала мода на салонные портреты, на которых прекрасные аристократки блистали в своих нарядах. Одним из самых популярных художников в этом жанре был Ф.К. Винтергальтер. Немец по происхождению, он быстро приобрел популярность по всей Европе, благодаря своему мастерству, передавать красоту дамы и ее роскошные наряды, особенно удачно он умел отражать все великолепие материалов. Созданные им полотна вызывают восхищение прорисовкой кружева, лент, мелких рюшей и прочих деталей. Ему заказывали портреты все дворы Европы, знатные аристократы. Не были исключением и российские дворяне. Одни из известнейших его работ - портреты Наполеона III и императрицы Евгении, портреты императрицы Елизаветы Австрийской, английской королевы Виктории и других августейших особ того времени, - по фактам, приведенным в «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» [3]. Портрет представляет нам образ, созданный императрицей Евгенией и Ч.Ф. Вортом для бала маскарада, который прошел зимой 1853 года в Тю-лирьи, вскоре после свадьбы Наполеона III и Евгении. На этом балу императрица предстала в модернизированном платье, выполненном в стилистике эпохи Людовика XVI. Евгения не только появилась в образе знаменитой королевы, но и провозгласила себя новой Марией Антуанеттой. О чем повествует сайт «Не официальные странички королевской семьи» [4]. Появление Евгении в таком образе было связано не только с личными интересами императрицы, но и с желанием продемонстрировать свое право на престол, ведь, ни она, ни Наполеон III не были королевских кровей, и только могущество и богатство могли представить их в выгодном свете. Это была своего рода пропаганда только что провозглашенной империи. Первый план произведения представляет нам Евгению в маскарадном облачении стилизованным под исторический костюм. На втором плане портрета изображен романтичный парк с цветущей сиренью, являющейся символом красоты и юности. Так художник хотел подчеркнуть возраст императрицы, однако эти образы можно трактовать как аллюзии на стиль рококо и культ молодости, существовавший и в XVIII веке, а так же на язык цветов, которым увлекалась Мария Антуанетта. За счет колористической гаммы (желтый - белый - синий - черный) платье и фигура в целом четко выделяются на фоне зелени парка. Репликой стиля рококо так же служит прическа Евгении, напудренные уложенные волосы, украшенные лентами, перьями и жемчужинами. Жемчугом и бантами отделаны лиф и подол платья, которые закрепляют присборенную верхнюю юбку с небольшим треном, и отделанную двумя рядами бахромы по кроям. Из под верхней юбки видна нижняя отделанная лентами, кружевом и бантами. Что напоминает платье-полонез XVIII века. Как и тогда, частью костюма были каркасные объемы. Эту функцию в 1850-х годах выполнял каркасный подъюбник - кринолин в форме колокола (наиболее популярная в то время форма). Полный костюм того времени не состоял лишь из лифа и кринолина. Также в него входили панталоны, корсет (так как женщина должна была быть с тонкой талией), поверх которых идет простеганная юбка, на которую надевали кринолин, а дополнительно к кринолину чехол, чтобы смягчить его конструкцию и, только после этого завершали костюм верхние юбки и лиф. Модное платье середины XIX века было результатом промышленной революции, а так же увлечения прошлыми столетиями, что в целом было характерно для эпохи эклектики. У королевы Марии Антуанетты была Р. Бертен, а у императрицы Евгении был Ч.Ф. Ворт, тонко почувствовавший настроения и потребности в моде того периода, а именно в костюме напоминавшем силуэты прошлых столетий. Таким образом, в начале 1850-х годов он ввел в моду - кринолин. Благодаря легкости в применении, он быстро завоевал популярность. До этого чтобы создать нужную форму, женщинам необходимо было надевать множество слоев нижних юбок. Изобретение Ч.Ф. Ворта сделало платье легче и позволило многим подражать модам двора. Кутюрье называют «отцом высокой моды» и «самым парижским англичанином», снискавшим успех в столице Франции. До 1845 года Ч.Ф. Ворт работал в шелковых домах Лондона, где получил обширные знания о тканях и о мире моды. Также он интересовался искусством, посещал картинные галереи, изучая наследие прошлого. Свое восхождение на олимп моды он начал с ансамблей, придуманных для своей жены, в которых она посещала популярные салоны, делая тем самым ему рекламу. В конце концов, он получил покровительство императрицы Евгениии и стал придворным портным. Его изобретения, деловая хватка, знание мира моды и потребностей современников помогли ему приобрести популярность и сделать Париж, и его лично, законодателем моды того времени. Он придумывал и шил платья, которые потом на своих полотнах запечатлевал Ф.К. Винтергальтер, он работал для девяти королевских домов Европы и множества модниц того времени. Что подтверждает, один из не многочисленных источников, содержащих сведения о модельере, «Великие кутюрье и дизайнеры XIX-XX вв.» [5]. Таким образом, портрет Евгении, написанный Ф.К. Винтергальтером в 1853-54-х г, стал квинтэссенцией стиля Второй Империи. Платье было придумано главным кутюрье для одной из первых модниц того времени и запечатлено одним из наиболее популярных художников. Благодаря взаимодействию трех выдающихся персонажей середины XIX века (императрицы Евгении, Ч.Ф. Ворта и Ф.К. Винтергальтера), в истории остался пример стиля эпохи Второй Империи, дающий представление о ярких и пышных модах стиля историзм. Этот портрет свидетельствует о стремление императрицы Евгении к роскоши, к подражанию предыдущим столетиям. И можно с уверенностью сказать, что, благодаря финансовым вложениям одних и таланту других, возможно, сотворить не увядающий образ эпохи. Литература 1. «Franz
Xaver Winterhalter: The Empress Eugenie (Eugenie de Montijo, 1826-1920, Condesa
de Teba) (1978.403)». In Heilbrunn Timeline of Art History.
2. Де Бомонь-Васе. Тайны царствования Наполеона III. (Интим. история). СПб., 1875. 3. Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т5. Вакидий до Ге-рардеска. М., 1993. 4. The Empress who longed to be a Queen. The Unofficial Royal Family Pages, Monday 21 November 2005. etoile . co . uk (03.03.2010). 5. Великие Кутюрье и дизайнеры XIX-XX вв. СПб., 2001. Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой | |
Просмотров: 2868 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |