СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Со второй трети XIX в. в Европе
фиксируется обращение к орнаменту и его пристальному изучению. Связано это
было с началом профессиональной подготовки дизайнеров (как известно, первая
Школа дизайна возникла в Лондоне в Значимыми для теории дизайна
являются труды Оуэна Джонса (18191874), согласно которым орнамент
воспроизводит четкий порядок, повторяющий собой природный, и, следовательно, в
соответствии с ним возможна система его классификации, сходная с
классификацией в ботанике, а для постижения законов развития орнамента возможно
воспользоваться построениями грамматики языка, которая подобным образом ищет
универсальные законы в существовании языка [1]. Типология орнамента, предложенная
Джонсом, утверждала, что существуют некие общие законы, по которым развиваются
имеющие индивидуальные особенности стили [2]. Эти законы сходны с законами,
которые регулируют процессы в природе. Как замечал директор лондонского
отделения Школы дизайна В. Дайс, «задача дизайнера-орнаменталиста не
заключается в том, чтобы лишь скопировать природные формы, затем написать
соответствующие картины или перенести образы на мебель и другие вещи. Его цель
- украсить механическую или архитектурную композицию, применяя те принципы
декорирования, те формы красоты, которые использует сама природа, украшая
структуры мира» [3]. Желание наносить орнамент на вещь,
исследование этого желания О. Джонсом и В. Дайсом привело к новым поискам места
орнамента в искусстве и творчестве. В. Дайс полагал, что стремление
орнаментировать кожу, оружие, одежду, лодки неким «диким», архаическим образом
свидетельствует о первичности орнамента, который появился задолго до любого из
изящных искусств [3]. Это движение первобытных людей к орнаментации позволило
В. Дайсу говорить о приоритете как самого орнамента, так и творческого
импульса, который сопровождает его появление вообще, это движение является
чистым инстинктивным творческим актом. «Глаз первобытного человека
воспитывался только лишь общением с природой, поэтому он сохраняет в себе тот
истинный баланс между формой и цветом, который в архаике постоянно поддерживался»
[2]. Обосновывая превосходство орнаментального творчества над всеми
остальными, Джонс указывал на его детскость, незамутненность, чистоту и
наивность; орнамент -детство искусства. Отвечающей этим же настроениям
оказалась и точка зрения на существование орнамента Р. Ворнума. Он считал, что
к орнаментальному искусству существует первобытный инстинкт. Тяга к нанесению
орнамента на вещи - «это одна из необходимостей ума» [4]. Впоследствии Джонс утверждал,
рассматривая орнамент в качестве одного из основных показателей развития
художественного стиля, что орнамент не является его производным, а наоборот,
он является отправной точкой рождения стиля, предшествует ему. Ставя несомненно
выше в художественном отношении «наивное» и «инстинктивное», Джонс выделял те
культуры, которые не перешли к обучению художественным профессиям, то есть не
оказались заражены «профессионализмом» и «искусственностью». Создание орнамента, его постижение
и обучение ему дизайнеров должно осуществляться, как считал Дайс, в
соответствии с законами, которые предлагает природа. Дизайнер, используя в
своем творчестве орнаментальные композиции, уподобляет себя
естествоиспытателю. «Орнаментальный дизайн - своего рода практическая наука,
которая, как и другие науки, исследует в первую очередь феномен природы, а
затем уже, опираясь на эти исследования, применяет полученные результаты и
выведенные принципы к результату» [2]. Не случайно курсы художественной направленности,
читаемые в Школе дизайна, преподавались наравне с ботаникой, металлургией и
химией. Воспользовавшись законами, задаваемыми ботаникой в своей
систематизации растений, Джонс типологизировал орнаментальные композиции,
выделив в качестве сущностных, корнями находящиеся в природе, такие принципы
его построения как форма, ритм, характер узора. Принципы построения орнамента
позволили Джонсу говорить впоследствии и об исторических законах развития
стилей вообще. «Грамматика орнамента» в теории дизайна явилась отражением
развития именно ботанической науки, хотя Джонс и заявлял об опоре своего труда
на естественнонаучную мысль вообще. Д. Бретт заметил, что «Грамматика орнамента»
является «моделью, использующей методы сравнительной биологии» [3]. Джонс
сводит видимые черты орнаментального мотива к его форме, линиям, внешнему виду,
ограничивая свой анализ пропорциями и распространением орнаментального образца,
придя в итоге к девятнадцати историческим стилям. Ботанический метод анализа
орнаментальных композиций благоволил к тем историческим стилям, в орнаменте
которых читались «анатомические» природные черты. Классификационный анализ
орнамента позволял, выделяя в нем простейшие элементы, стремиться к оценке всей
структуры через рассмотрение взаимоотношений этих элементов. Таким образом,
методом Джонса оказывается установление связи между частями и целым в
орнаментальной композиции. Целостность композиции составляют пропорция,
баланс, единство и разнообразие ее частей. Эти показатели составляют единое
целое и позволяют орнаменту приобрести гармоничный вид и законченную
структуру. Несмотря на то, что основным в
классификации Джонса было сравнение элементов орнамента в соответствии с
формальными законами, группирующими орнамент по некоторым стилям, как это
делалось при систематизации растений по некоторым классам, видам и т. п., в
этой классификации существовало соотнесение орнаментальных композиций с определенными
культурами по специфическим формальным принципам, а именно - отнесенности к
тому или иному времени, стилю. Более того, это позволило Джонсу выделять более
или развитые орнаментальные образцы в пределах одной культурной идентичности, а
также прослеживать, каким образом тот или иной образ орнаментального мотива
менялся, переходя из одной культуры в другую. Стиль, по Джонсу, имеет
собственную волю. Орнамент - не зависящий от стиля компонент, а организующий
его. Человеческое начало Джонсом из создания стиля исключается, стиль
развивается самостоятельно, тем более что происходит это развитие по законам,
схожим с биологическими. В отличие от убеждения Раскина, где орнамент есть итог
духовной деятельности человечества, Джонс полагал, отделяя от орнамента
изобразительную и экспрессивную составляющие, что в основе его эволюции, как и
в ботанике, лежат законы его внутренней изменчивости и трансформации. Стили же
сменяют друг друга, определенным образом друг на друга влияя. Так, «чистым и
первоначальным» являлся стиль Древнего Египта, который сформировал затем стили
Греции, Рима и Византии. Византия, в свою очередь, породила арабский стиль,
мавританский и готический [5]. Эта смена не подразумевает эволюцию стилей, но
такая временная их раскладка становится возможной на основании группировок
ряда элементов орнамента на основании их близости. «Грамматика орнамента» Джонса привела к тому, что орнаменты стали оцениваться не за их изобразительное начало, а акцент в их восприятии сместился к формальным признакам и их сравнению, как того и требовал «ботанический» подход. И наоборот, текст работы Джонса демонстрирует непреходящий интерес к абстрактным формам природы, но понятым через художественные категории: линию, форму, поверхность, цвет. Таким образом, орнаментальный порядок, создаваемый Джонсом как дизайнером, в первую зависит от качества изобразительного ряда, во вторую очередь, построение схемы орнамента происходит в соответствии с установленной природой закономерностью роста растений. Преимущественно формальное восприятие орнамента привело к более глубокому его постижению, в частности, в архитектуре. Конструктивная составляющая орнамента, ориентирующаяся на структуру вещи, на которую он наносится, является, по Джонсу, более значительной, чем просто изобразительная или декоративная. Благодаря орнаменту структура орнаментированной вещи проявляется четче, постижению конструктивности вещи служит орнамент более, чем выявлению «законов природы», в соответствии с которыми могла возникнуть и развиваться орнаментированная вещь. Литература 1. Jones
O. An attempt to define the principles which should regulate the 2. Jones
O. The Grammar of Ornament. Dyce W. Lectures on ornament
delivered to the students of the London School of Design. Wornum R. The exhibition as a
lesson in taste. //The art journal exhidi-tion volume. 5. Brett
D. C. R. Mackintosh: the poetics of workmanship. 1992. P. 49. Работа выполнена под руководством
проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 2543 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |