Суббота, 27.04.2024, 00:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Графический символ в современных системах ориентирования в пространстве

Символы окружают нас на протяжении всей жизни, передавая ка­кую-то информацию, представляя собой межкультурное связующее звено или служа своеобразным графическим фоном. Функции, исполняемые символом сложны и многогранны. В организации работы графических средств ориентирования в пространстве символы играют очень важную роль. Зачастую они становятся некоей основой визуальных систем навига­ции. Практическое применение символов в области ориентирования по­стоянно расширяется в связи с появлением новых пространств - персо­нальный компьютер, Интернет. Постановка новых задач приводит к увели­чению графической базы символов. В свою очередь, специалисты в облас­ти теории разрабатывают новые классификации графического знака, помо­гая дизайнеру-практику создать грамотно работающую систему, способ­ную быть прочитанной пользователем.

Символ (от греч. Symbolon - знак, опознаваемая примета) в искусст­ве, - это "универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой" [1]. В своих теоретических трудах ученые дают множество близких друг другу трактовок термина «художе­ственный символ», при этом определяющим свойством символа является, то, что он запечатлелся в коллективной памяти. Эта особенность и позво­ляет передавать важнейшую информацию на межкультурном уровне, за­шифровывать в графический знак не только слова, но и целые предложе­ния, а также решать основные проблемы, связанные с организацией графи­ческой системы навигации на любом уровне ее функционирования.

Первые символы, появившиеся приблизительно в VI-IV вв. до н. э., -являлись прообразом письменности. Графические знаки указанного перио­да уже тогда несли в себе возможность передавать огромное количество информации. В дальнейшем, с появлением письменных языков, символы начинают играть роль связующего звена, позволяющего преодолеть лин­гвистический барьер, а так же используются неграмотной частью населе­ния. Область применения графического символа постепенно охватывает практически все сферы человеческой деятельности. При этом начинает прослеживаться некое функциональное разделение символов по сфере их применения. Использование символа как элемента навигации можно встретить уже на географических картах Древней Греции и Рима. Появле­ние собственности, развитие ремесел и торговых отношений поставило че­ловека перед необходимостью наделить себя, либо свою продукцию инди­видуальной символикой. Косвенным образом эта особенность начинает работать и на уровне навигации. Человек получает возможность мысленно привязать художественный образ, несущий в себе какие либо сведения о человеке или его продукте с определенным местом в пространстве на уровне поселения, города, страны и даже на международном уровне, в за­висимости от значимости объекта. Эта особенность графического символа в настоящее время широко используется в навигационных системах ориен­тирования, ей посвящены теоретические труды российских и зарубежных специалистов. Эта позиция разработана в трудах Н. Шемякина, К. Линча, Ж. Жана С. Соколова, И. Добрицыной.

Дальнейшее развитие графического символа как элемента навигаци­онной системы начинается в эпоху Научно-технической революции на ру­беже XIX-XX веков. К середине XIX века художественная символика вво­дится в поддержку обеспечения навигации железнодорожного транспорта в Европе, - простая двоичная система, состоящая из запрещающих и раз­решающих знаков. Появление первых автомобилей повлекло за собой ос­мысление необходимости ввода специальных правил и предписаний, пере­даваемых графическим путем. Зарегистрированные в 1893 году первые до­рожно-транспортные происшествия ускорили этот процесс - в 1893 году во Франции, а затем, в 1897 году, в России появляются системы автодо­рожных знаков [2].

К середине XX века графический символ становится уже неотъемле­мой частью навигационной системы. Усложнение процессов жизнедея­тельности, появление новых транспортных систем - метрополитены, аэро­порты, а так же структурный рост городов, - все это поставило перед чело­веком определенные трудности - необходимость прокладывать себе мар­шрут в сложной многоуровневой среде городского пространства. Глобали­зация способствовала развитию навигационных систем ориентирования. В этот период появляется большое количество графических символов и дру­гих навигационных элементов, направленных в помощь человеку. При этом возникает проблема унификации знака. В специализированных учре­ждениях начинается разработка стандартных символов, способных не только передать информацию внутри одной определенной области в структуре городского пространства, но также быть прочитанными челове­ком, не знакомым с конкретной средой, представителем иной языковой культуры. В 1974 году Департаментом транспортного управления США (DOT) был разработан образец символов, введенных в стандарт [3]. За по­следующие годы данная система была интегрирована во множество транс­портных проектов, от железнодорожных и автобусных станций до скоро­стных автомагистралей и аэропортов. Стандарт, рассчитанный на опреде­ленный срок, содержит описание состава символа, привязанного к графи­ческому изображению. В связи с региональными особенностями допуска­ется художественная интерпретация изображения.

В пространстве современного города, графические символы являют­ся одним из основных элементов навигации, вне зависимости от конкрет­ной области использования.

Исследователь И.А. Добрицына пишет: «...знаки такого типа призва­ны повысить ориентационные качества среды. Первоначально на различ­ных уровнях ассоциациях социокультурного плана строится система поня­тий, близких нареченным системам объектов, затем создаются рисованные знаки, зачастую поддерживаемые топонимами». В качестве характерного примера приводится комплект пиктограмм для жилых районов Буэйнос-Айреса, разработанных Г. Руисом [4].

Автор прослеживает так же необходимость проверять меру актуаль­ности и устойчивости контактов человека и города, учитывая динамику современной жизни и отмечая два пути развития системы, используемые в настоящее время: 1 - дизайнеры не следуют строго определенным стандар­там, а лишь модифицируют их, дополняя новыми графическими знаками. Здесь характерно стремление к предельному лаконизму, сокращение числа элементов структуры. Данные системы знаков удобны для использования сразу в нескольких каналах визуальной коммуникации (уличные указате­ли, путеводители и др.). 2 - Путь создания оригинальных по способу и стилю изображения символов. Специалисты используют этот метод при разработке символов для обозначения уникальных объектов или объектов нового типа.

Замечательным примером данного подхода является система навига­ции для национального зоопарка в столице США - Вашингтоне [5]. Дизай­неры Л. Вайман и У. Кеннан разработали данный графический проект, ис­пользуя игровой подход, выраженный в характере графики и носителей информации. Проект включал в себя разработку фирменного стиля, систе­мы навигации и предметов наполнения окружающей среды. В основе лого­типа - знаменитый американский орел со своим птенцом. Выраженные в знаке «забота» и «продолжение жизни» представляют собой общую функ­цию зоопарка. Графический прием, использованный при создании логоти­па, лежит в основе всей навигационной системы. Центральный символ на­вигации - след животного. Каждому виду присвоена своя пиктограмма, индивидуальный цвет и маршрут.

Рассматривая возможные способы связи знака с предметом соотне­сения, исследователи выделяют несколько семантических категорий: обо­значение - четкое отображение в знаке образа реального объекта, означе­ние - ассоциативное сопоставление знака и особенных свойств отображае­мого объекта; назначение - указание к действию или регламентация пове­дения [4]. Как правило, работая над созданием графических символов для навигационных систем, специалисты используют все три способа сопос­тавления знака и объекта.

В своей работе «Путеводные знаки» исследователь К. М. Бергер на­зывает три школы дизайна и воплощения символов в проекты: символы как язык. Символы - это тоже язык, требующий изучения и постоянного ис­пользования. Проводимые исследования позволили выработать стандарти­зированный набор символов, который необходимо заучить. В основе мето­да - узнаваемость графического символа, основанная на традициях. Знакам этой категории присущи жестко регламентированные варианты примене­ния, форм и цветов. Обычно в такой структуре символ не несет в себе ос­новополагающей функции, будучи использованным наравне с текстом, стрелками и цветовой информацией. Данная графическая система харак­терна для больших транспортных инфраструктур - метрополитенов, аэро­портов и систем автострад. Символы как язык дизайна. Дизайнеры, отно­сящиеся к этой группе, не отрицают возможности существования универ­сального символа, но уверены, что использование пиктограмм зависит от особенностей каждого конкретного случая. "...Символы рассматриваются как лейтмотив дизайна, а не как дополнительный коммуникационный эле­мент к тексту или иной информации" [3]. Здесь возможно использование пиктограмм как декоративных элементов, эксперимент с формой и цветом, налаживание интерактивного общения между человеком и системой. И, наконец, смешанная философия, иерархия символа. Автор говорит о суще­ствовании некой иерархии символов, основанной на разрядности направ­лений в конкретной системе. Ключевым направлениям присваиваются броские уникальные символы, контрастирующие с менее акцентирован­ными второстепенными путями. При данном подходе основными инстру­ментами дизайнера являются численно-буквенные композиции и цвета для выделения особенно значимой информации. В основе данной философии лежит теория о том, что большинство символов уже закрепили за собой определенную семантическую характеристику, понятную человеку, и мо­гут уже достаточно формально использоваться с текстом. При этом часть символов еще нуждается в дополнительных текстовых примечаниях и дальнейшем графическом формообразовании. Иерархия символа подразу­мевает так же способ варьирования размеров графического знака в зависи­мости от важности передаваемой информации. Указанный метод легко просматривается на примере аэропорта, где информация о прибытии и от­правлении часто отображается в гораздо большем масштабе, нежели сим­волы, отображающие торговые точки и туалеты.

Графические свойства символа зависят от среды, в которой данный символ используется в качестве элемента навигационного кода. Как уже было сказано, транспортные системы, и средства навигации в городской среде требуют наибольшей функциональной четкости при достижении специфической выразительности образа. В данных проектах все строго подчинено логике транспортного объекта, - система визуальной коммуни­кации и среда стилистически однородны, исключается возможность средо-вого конфликта. Системы графической навигации для парков, зоопарков, выставочных центров так же локальны по структуре. При этом дизайнеры обладают гораздо большей свободой при создании символов. Графический знак исполняет весомую роль в организации зрительных коммуникаций, а сама система навигации зачастую позволяет человеку сыграть в интерес­ную и познавательную игру. И, наконец, наиболее развитый средовой ва­риант представляют собой графические системы навигации для мероприя­тий мирового масштаба - международных выставок, олимпиад. Имеющие ограниченный срок использования, такие системы наиболее сложны структурно - происходит наложение временно действующих коммуника­ционных структур на функционирующую в собственном ритме городскую среду. Ориентация в пространстве здесь являет собой хорошо управляе­мый процесс - временные системы решаются на основе контраста к основ­ному городскому пространству, а понимание проблемы, связанной с пре­доставлением информации многоязыковой аудитории и высокая социаль­ная значимость проекта на выходе дает обществу графические навигаци­онные комплексы высокого художественного уровня.

К числу первоочередных проблем графического дизайна, связанного с обеспечением навигации в среде современного мегаполиса, относится проблема идентификации объектов. В ряде случаев решение этой пробле­мы возможно лишь графическому символу. Дизайнеры продолжают вести теоретические и практические исследования, направленные на поиск оп­тимальных путей развития систем графических знаков, способных стать основой зрительных коммуникаций в динамично развивающейся среде.

 

Литература

1. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976. С. 385.

2. Жан Ж. Знаки и символы М.: Астрель, 2003. С.88-90.

3. Бергер К.М. Путеводные знаки. Дизайн графических систем нави­гации. М., 2005. С. 57.

4. Добрицына И.А. Средовые аспекты формирования систем визу­альной коммуникации для города // Техническая эстетика, 1988. С. 79.

5.  Капман Д.Р. Национальный зоопарк, Вашингтон, США // КАК,

2007. № 4. С. 12-13.

 

Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник

Категория: Всего статей | Добавил: art (27.12.2010)
Просмотров: 6509 | Комментарии: 1 | Теги: знаки и символы, изображение символов, знаки, графический символ, сивол, набор символов, художественный символ, свойства символа | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 ФЫКАЛАДКА  
куйня невозможно найти то что надо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]