СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Современный дизайнер интерьеров, существуя в эпоху постмодернизма, находится в постоянном поиске новых форм и решений, обращаясь зачастую к творческому наследию архитекторов и декораторов прошлого. Анализ опыта предыдущих мастеров, которые использовали в работах те или иные мотивы, позволяет уже в наше время избежать повторений и копирования, обогатить информацию для аналогового проектирования, а также найти дизайнерам наиболее интересные, созвучные современности образцы для своего творчества. Одним из направлений, влияние которого на архитектуру, дизайн интерьеров и мебели несомненно, является наследие такой экзотической культуры, как Древний Египет. Несмотря на переработки, которым подвергались египетские мотивы в зависимости от ведущих стилей конкретной эпохи, их структура оставалась неизменной, и древние прообразы предметов угадывались почти всегда достаточно точно. Наиболее ярким периодом в искусстве Европы, когда на него оказывал значительное влияние Древний Египет, является эпоха стиля ампир (1790-е - 1810-е гг.). Изучение египтомании этого времени позволяет дизайнерам XXI века увидеть, какие именно мотивы древней цивилизации были взяты тогда на вооружение и каким образом казались крайне актуальными, современными на протяжении долгого времени. Прежде всего, необходимо сказать, что формы, созданные за тысячелетия до новой эры мастерами Египта - обелиски, пирамиды, трапеции и т.д., - продолжали в разных вариантах существовать и позднее, но наиболее активно они начинают появляться в европейской культуре лишь с эпохи Ренессанса. Египетские мотивы можно увидеть в «архитектурных фантазиях» многих зодчих, которые рассматривали данные объекты с точки зрения пропорции и геометрии. Экзотичность египетских мотивов как нельзя кстати вписалась также в искусство маньеризма и барокко XVI-XVII вв., где гротеск, нестандартные художественные решения были важным критерием оценки предметов. Геометрически выверенные пирамиды и обелиски в чертежах зодчих и рисунках художников уступают место пальметтам, сфинксам, цветкам лото-са1. Данные формы играют роль лишь дополнений к основной структуре и декору мебели, они вводятся для усложнения орнаментальной части предметов. Эти мотивы сначала встречаются в мебели Италии и Испании, а затем, постепенно, распространяются в других странах. К середине XVIII столетия интерес к Древнему Египту усиливается: это связано как с поиском мыслителями и художниками противовеса безудержности форм стиля рококо, так и с распространением масонского движения, которое активно использовало египетские символы. В это же время набирает обороты историческая наука, в том числе археология, - многие исследователи, вдохновленные открытием Помпей, направляют свои взоры на Египет. Научные и околонаучные экспедиции в Египет собираются на протяжении XVIII столетия всё чаще и чаще, подогревая интерес к этой древней цивилизации своими археологическими находками и зарисовками «с натуры». На фоне все более возрастающего интереса к древностям Египта в 1769 году выходит альбом «Камины» Джованни Батиста Пиранези. Это издание поразило современников своими рисунками необычных интерьеров в этрусском и египетском стилях. Оно, по мнению некоторых исследователей, стало толчком к началу египтомании в Европе . Начавшийся интерес к искусству Египта на протяжении следующих десятилетий XVIII века не всегда был активным, но уже не исчезал из поля зрения архитекторов, художников и мебельщиков3. Постепенно проникая в европейские архитектурные и мебельные формы, а также систему декора, египетский орнамент начинает всё больше осмысливаться, применяться, обыгрываться - поэтому общество было подготовлено к началу массовой египтомании, захлестнувшей Европу в конце XVIII века. Как это часто бывает в истории, для возникновения определенного стилевого течения необходимы не только конкретные тенденции в культуре, экономике или политике, но и яркий толчок, который заставляет субъектов искусства обратиться к конкретному явлению, оставляя в тени другие. В случае с египтоманией таким толчком стал знаменитый Египетский поход Наполеона Бонапарта 1798-1799 гг. [1, c. 174]. Следует указать, что в сознании людей тех лет Египет ассоциировался с идеей большой и мощной империи, чьё величие оказалось вечным для истории. Темы исторической вечности, исторической памяти, исторического наследия (в первую очередь духовного) стали использоваться в системе эмоциональной подготовки французских солдат и французского общества в целом. Политика Наполеона на Юге, с одной стороны, повышала статус Бонапарта как наследника великих фараонов, с другой - способствовала активной популяризации самого Египта4. Распространение в европейском искусстве египетских мотивов произошло благодаря наличию учёных и художников в армии Наполеона. Рисунки, поступавшие из похода, становились вдохновением для творческих людей и в самой Франции. В 1802 году выходит знаменитый альбом гравюр барона Доминика Вивана Денона «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту», который сразу стал пользоваться большой популярностью 5. Итак, египтомания стала важной составляющей государственной идеологии Франции, а в области искусства - неотъемлемой частью стиля ампир. Начавшееся во Франции, увлечение Египтом достаточно быстро распространилось по всей Европе, включая страны, не завоеванные Наполеоном Бонапартом 6. Во Франции популяризаторами египтомании можно считать декораторов Шарля Персье и Пьера Фонтена , в Англии - Томаса Хоупа , а в России - Чарльза Камерона и Андрея Воронихина9. Анализ работ архитекторов позволяет сделать вывод о способе создания художественных объектов в «египетском вкусе» в эту эпоху. Главный метод состоял не в прямом копировании египетских форм, не в создании интерьеров согласно структуре аналогичных строений в Египте, а в декорировании существующих ампирных форм египетским орнаментом. Такой подход - ассоциативность вместо точного воспроизведения - помог египетским мотивам соответствовать понятию комфорта тех лет и стать актуальными и интересными. Египтомания была выражена в объектах разных масштабов, что зависело не столько от творческих возможностей художников, сколько от финансовых возможностей заказчиков. Наиболее состоятельные граждане могли позволить себе отделку целых помещений в египетском стиле, где экзотический декор придавал пространству театральный и романтический характер [2, c. 166]. Примерами интерьеров этой волны могут служить комнаты, созданные во дворце мадам Рекамье и во дворце Наполеона в Мальмезоне (авторы Шарль Персье, Пьер Фонтен, Пьер Томир и Жорж Жакоб) [2, c. 163]. В Великобритании это Египетская гостиная на вилле Дипдин в Лондоне (автор Томас Хоуп), а в России - Голубая гостиная в усадьбе Останкино, созданная Петром Аргуновым. Декоратор, создавая интерьер в «египетском вкусе», обычно не менял пространственной структуры помещения, но создавал цельный комплекс из отдельных деталей. Отсутствие живописи на плафоне, фриз с имитацией египетских рельефов, геометрической формы стенники и канделябры, статуи египтян «в рост», обои синего тона с изображением жёлтых звезд, тонкие колонны с особой формы капителями, кресла с подставками для ног и мебель с египетским орнаментом - всё это придавало пространству характер модного помещения в «египетском вкусе». Если заказчики не могли (или не хотели) отделывать целый интерьер в египетском стиле, то дань моде выражалась в украшении помещений предметами с египетскими мотивами - это пальметки, стилизованные цветы лотоса, сфинксы, фигуры фараонов10 и скорпионов11, звезды12, колонны с египетскими капителями13, фигуры львов, а также ножки в виде стоящих египтянок. Наибольшей популярностью пользовались подсвечники в форме египтянок, которые интересны для исследования тем, что здесь египетские мотивы меняют форму не только декора (накладок), но и самого предмета: подставка подсвечника имеет чаще всего не традиционную прямоугольную форму, а форму трапеции, что является аллюзией на древнеегипетские храмовые пилоны . Однако если в конце XVIII в. египетские мотивы в мебели выражались лишь в соответствующей форме накладок, то уже в начале XIX века сама форма мебели подвергается деформации. Перерабатывая, стилизуя известные части египетского орнамента, художники-мебельщики внедряют новые приёмы, отличные от тех, что создавались ранее15. Так, в кресле из красного дерева, работы Г. Гамбса, хранящемся в Эрмитаже, локотники представляют собой египетские колонны, положенные горизонтально. Это совмещение разных форм наблюдается также в «Походном» секретере Г. Гамбса, где декоративные колонны имеют капители уже в форме голов египтян. Другой архитектор, Андрей Никифорович Воронихин, также увидел в египетском наследии материал не только для нового орнамента, но и для творческой обработки структуры мебели. Его кресло, сделанное мастером Шаббе в 1806 году для Библиотеки Марии Фёдоровны в Павловском дворце, стало образцом египтомании в российской мебели эпохи ампира. Здесь львиные лапы превращены в опоры ножек, морды львов становятся накладными украшениями локотников, украшенных в свою очередь пальметтами по всей длине локотников, а декоративные египетские колонны, являющиеся основанием задних ножек и спинки, завершаются наверху кашпо для цветов, являющимся аллюзией на египетские капители. Примерами влияния новой эстетики на формы мебели являются также спинки кресел и стульев, делавшихся иногда в форме цветка лотоса или египетского опахало18. Итак, египтомания, захватившая
Европу, стала важной составляющей официального искусства Французской империи.
Именно эта связь моды на Египет и государственной культуры, часто насаждаемой
«сверху», стала причиной быстрого угасания египтомании после краха Французской
империи в Отказ французского общества от наполеоновского наследия в связи с восстановлением власти династии Бурбонов, провозгласившей «новую эру в истории Франции», и ассоциирование египетского искусства с Бонапартом заставили художников искать совершенно иные мотивы для нового искусства, искусства совсем другой эпохи. Начиная с 1814 года, египетские мотивы постепенно исчезают из предметов декоративно-прикладного искусства Франции. Египтомания в составе стиля ампир продолжила существование в другой стране - России. Здесь «стиль империи» стал ассоциироваться уже не с величием Франции, а с победой русских в Отечественной войне 1812-1814 гг. Триумфальный характер, торжественность стиля ампир прекрасно выражали победный пафос Российской империи во внешних формах, поэтому египетские мотивы продолжали встречаться в российских интерьерах и мебели19 даже после 1814 года, постепенно исчезая лишь к середине 1830-х гг20. Обобщая вышесказанное, можно увидеть, что эпоха ампира - важнейший этап в истории египтомании, когда от искусства древней цивилизации художники и мебельщики брали те орнаментальные формы и художественные приёмы, которые могли пригодиться для декорирования современных предметов или поиска новых форм. На протяжении последующих десятилетий XIX века египетские мотивы встречаются редко, и становятся вновь популярными уже в начале ХХ века. Однако новая волна египтомании в эпоху модерна вызвана иными причинами и процессами, нежели это было в искусстве ампира. Здесь речь идёт уже о новом понимании структуры предметов, стремлении к функциональности объектов архитектуры и самой мебели через призму наследия Древнего Египта. Египтомания модерна и затем ар деко, связана уже с зарождавшейся теорией дизайна, поиском архитекторами и дизайнерами наилучшего способа выражения функции предмета в его форме - яркими примерами могут служить интерьеры здания фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке, а также помещения, демонстрировавшиеся на Всемирной выставке 1925 года в Париже. Как показала история, именно эта выставка стала площадкой для наиболее яркого воплощения египтомании в декоративно-прикладном искусстве чуть ли не всего ХХ века. Краткий обзор такого явления, как египтомания в интерьерах, даже на примере всего одной исторической волны увлечения Египтом, позволил частично раскрыть тот потенциал для современного дизайна, который несёт в себе искусство Древнего Египта. 1. Пример: кабинет из чёрного и розового дерева. Франция, сер. XVII в. Хранится в ГЭ. 2. Пример: кресло Т.Чиппендейла по рисунку Р.Адама, 1772. Хранится в Национальном Британском музее, Лондон. 3. В 1786 году Ч. Камерон закончил Египетский вестибюль в Павловском дворце. 4. Набор декоративных форм в египетском стиле намного больше в эпоху ампира, нежели это было ранее. 5. Книга В.Денона к 1808 году была издана на английском, итальянском и немецком языках. 6. Своеобразным примером египтомании в Европе может служить такое явление, как перенос обелисков из городов Древнего Египта (Луксора, Фив) в Париж (Площадь Согласия), Лондон (Трафальгарская площадь), Нью-Йорк, а также размещение сфинксов Аменхотепа III перед зданием Академии художеств в Санкт-Петербурге 7. С 8. Автор книги «Мебель для дома и декор интерьера» (1807). 9. Большая часть мебели в египетском стиле была выполнена в мастерской Жакоб. 10. Пример: напольная лампа из
зеленого порфира. А.И.Воронихин, 11. Пример: консоль красного дерева, Франция. 1790-1800-е гг. Хранится в ГЭ. 12. Накладки в форме звезд сделаны на знаменитом бюро Г.Гамбса 1800 года (хранится в ГЭ). Стоит заметить, что в Европе и России выпускались также бумажные обои с рисунком в виде желтых звезд на синем фоне. 13. Пример: секретер работы
Бенемана из красного дерева, 14. Пример: набор бронзовых
канделябров в виде египетских женщин, дер- 15. Пример: кресло в египетском стиле по рисунку Д.В.Денона. 1803-1813 гг. Хранится в Музее Виктории и Альберта, Лондон. 16. 1800-1810 гг. Хранится в ГЭ. 17. Пример: стул на картине
В.Бендца «Братья», 18. Пример: кресло 1805-1810 гг. из тополя. Хранится в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, Москва. 19. Например, мебельные гарнитуры К.И. Росси, созданные после 1814 года для помещений Главного штаба и Зимнего дворца. 20. Один из последних в этом ряду
объектов - яшмовая чаша из Екатеринбургской гранильной фабрики. И.Гальберг, Литература 1. Мак Коркодейл Ч. Убранство
жилого интерьера //М.: «Сварог и 2. Кес Д. Стили мебели // М., 2008. 272 c. Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой | |
Просмотров: 5246 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |