Пятница, 26.04.2024, 16:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Египтомания в интерьерах стиля ампир

Современный дизайнер интерьеров, существуя в эпоху постмодер­низма, находится в постоянном поиске новых форм и решений, обращаясь зачастую к творческому наследию архитекторов и декораторов прошлого. Анализ опыта предыдущих мастеров, которые использовали в работах те или иные мотивы, позволяет уже в наше время избежать повторений и ко­пирования, обогатить информацию для аналогового проектирования, а также найти дизайнерам наиболее интересные, созвучные современности образцы для своего творчества.

Одним из направлений, влияние которого на архитектуру, дизайн интерьеров и мебели несомненно, является наследие такой экзотической культуры, как Древний Египет. Несмотря на переработки, которым под­вергались египетские мотивы в зависимости от ведущих стилей конкрет­ной эпохи, их структура оставалась неизменной, и древние прообразы предметов угадывались почти всегда достаточно точно.

Наиболее ярким периодом в искусстве Европы, когда на него оказы­вал значительное влияние Древний Египет, является эпоха стиля ампир (1790-е - 1810-е гг.). Изучение египтомании этого времени позволяет ди­зайнерам XXI века увидеть, какие именно мотивы древней цивилизации были взяты тогда на вооружение и каким образом казались крайне акту­альными, современными на протяжении долгого времени.

Прежде всего, необходимо сказать, что формы, созданные за тысяче­летия до новой эры мастерами Египта - обелиски, пирамиды, трапеции и т.д., - продолжали в разных вариантах существовать и позднее, но наибо­лее активно они начинают появляться в европейской культуре лишь с эпо­хи Ренессанса. Египетские мотивы можно увидеть в «архитектурных фан­тазиях» многих зодчих, которые рассматривали данные объекты с точки зрения пропорции и геометрии.

Экзотичность египетских мотивов как нельзя кстати вписалась также в искусство маньеризма и барокко XVI-XVII вв., где гротеск, нестандарт­ные художественные решения были важным критерием оценки предметов. Геометрически выверенные пирамиды и обелиски в чертежах зодчих и ри­сунках художников уступают место пальметтам, сфинксам, цветкам лото-са1. Данные формы играют роль лишь дополнений к основной структуре и декору мебели, они вводятся для усложнения орнаментальной части пред­метов. Эти мотивы сначала встречаются в мебели Италии и Испании, а за­тем, постепенно, распространяются в других странах.

К середине XVIII столетия интерес к Древнему Египту усиливается: это связано как с поиском мыслителями и художниками противовеса безу­держности форм стиля рококо, так и с распространением масонского дви­жения, которое активно использовало египетские символы. В это же время набирает обороты историческая наука, в том числе археология, - многие исследователи, вдохновленные открытием Помпей, направляют свои взо­ры на Египет. Научные и околонаучные экспедиции в Египет собираются на протяжении XVIII столетия всё чаще и чаще, подогревая интерес к этой древней цивилизации своими археологическими находками и зарисовками «с натуры».

На фоне все более возрастающего интереса к древностям Египта в 1769 году выходит альбом «Камины» Джованни Батиста Пиранези. Это издание поразило современников своими рисунками необычных интерье­ров в этрусском и египетском стилях. Оно, по мнению некоторых исследо­вателей, стало толчком к началу египтомании в Европе . Начавшийся ин­терес к искусству Египта на протяжении следующих десятилетий XVIII века не всегда был активным, но уже не исчезал из поля зрения архитекто­ров, художников и мебельщиков3.

Постепенно проникая в европейские архитектурные и мебельные формы, а также систему декора, египетский орнамент начинает всё больше осмысливаться, применяться, обыгрываться - поэтому общество было под­готовлено к началу массовой египтомании, захлестнувшей Европу в конце

XVIII века.

Как это часто бывает в истории, для возникновения определенного стилевого течения необходимы не только конкретные тенденции в культу­ре, экономике или политике, но и яркий толчок, который заставляет субъ­ектов искусства обратиться к конкретному явлению, оставляя в тени дру­гие. В случае с египтоманией таким толчком стал знаменитый Египетский поход Наполеона Бонапарта 1798-1799 гг. [1, c. 174].

Следует указать, что в сознании людей тех лет Египет ассоциировал­ся с идеей большой и мощной империи, чьё величие оказалось вечным для истории. Темы исторической вечности, исторической памяти, историче­ского наследия (в первую очередь духовного) стали использоваться в сис­теме эмоциональной подготовки французских солдат и французского об­щества в целом.

Политика Наполеона на Юге, с одной стороны, повышала статус Бо­напарта как наследника великих фараонов, с другой - способствовала ак­тивной популяризации самого Египта4. Распространение в европейском искусстве египетских мотивов произошло благодаря наличию учёных и художников в армии Наполеона. Рисунки, поступавшие из похода, стано­вились вдохновением для творческих людей и в самой Франции. В 1802 году выходит знаменитый альбом гравюр барона Доминика Вивана Денона «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту», который сразу стал поль­зоваться большой популярностью 5.

Итак, египтомания стала важной составляющей государственной идеологии Франции, а в области искусства - неотъемлемой частью стиля ампир.

Начавшееся во Франции, увлечение Египтом достаточно быстро рас­пространилось по всей Европе, включая страны, не завоеванные Наполео­ном Бонапартом 6.

Во Франции популяризаторами египтомании можно считать декораторов Шарля Персье и Пьера Фонтена , в Англии - Томаса Хоупа , а в Рос­сии - Чарльза Камерона и Андрея Воронихина9.

Анализ работ архитекторов позволяет сделать вывод о способе соз­дания художественных объектов в «египетском вкусе» в эту эпоху. Глав­ный метод состоял не в прямом копировании египетских форм, не в созда­нии интерьеров согласно структуре аналогичных строений в Египте, а в декорировании существующих ампирных форм египетским орнаментом. Такой подход - ассоциативность вместо точного воспроизведения - помог египетским мотивам соответствовать понятию комфорта тех лет и стать актуальными и интересными.

Египтомания была выражена в объектах разных масштабов, что за­висело не столько от творческих возможностей художников, сколько от финансовых возможностей заказчиков.

Наиболее состоятельные граждане могли позволить себе отделку це­лых помещений в египетском стиле, где экзотический декор придавал про­странству театральный и романтический характер [2, c. 166]. Примерами интерьеров этой волны могут служить комнаты, созданные во дворце ма­дам Рекамье и во дворце Наполеона в Мальмезоне (авторы Шарль Персье, Пьер Фонтен, Пьер Томир и Жорж Жакоб) [2, c. 163]. В Великобритании это Египетская гостиная на вилле Дипдин в Лондоне (автор Томас Хоуп), а в России - Голубая гостиная в усадьбе Останкино, созданная Петром Ар­гуновым. Декоратор, создавая интерьер в «египетском вкусе», обычно не менял пространственной структуры помещения, но создавал цельный ком­плекс из отдельных деталей. Отсутствие живописи на плафоне, фриз с имитацией египетских рельефов, геометрической формы стенники и кан­делябры, статуи египтян «в рост», обои синего тона с изображением жёл­тых звезд, тонкие колонны с особой формы капителями, кресла с подстав­ками для ног и мебель с египетским орнаментом - всё это придавало про­странству характер модного помещения в «египетском вкусе».

Если заказчики не могли (или не хотели) отделывать целый интерьер в египетском стиле, то дань моде выражалась в украшении помещений предметами с египетскими мотивами - это пальметки, стилизованные цве­ты лотоса, сфинксы, фигуры фараонов10 и скорпионов11, звезды12, колонны с египетскими капителями13, фигуры львов, а также ножки в виде стоящих египтянок. Наибольшей популярностью пользовались подсвечники в фор­ме египтянок, которые интересны для исследования тем, что здесь египет­ские мотивы меняют форму не только декора (накладок), но и самого предмета: подставка подсвечника имеет чаще всего не традиционную пря­моугольную форму, а форму трапеции, что является аллюзией на древнеегипетские храмовые пилоны .

Однако если в конце XVIII в. египетские мотивы в мебели выража­лись лишь в соответствующей форме накладок, то уже в начале XIX века сама форма мебели подвергается деформации. Перерабатывая, стилизуя известные части египетского орнамента, художники-мебельщики внедря­ют новые приёмы, отличные от тех, что создавались ранее15. Так, в кресле из красного дерева, работы Г. Гамбса, хранящемся в Эрмитаже, локотники представляют собой египетские колонны, положенные горизонтально. Это совмещение разных форм наблюдается также в «Походном» секретере Г. Гамбса, где декоративные колонны имеют капители уже в форме голов египтян.

Другой архитектор, Андрей Никифорович Воронихин, также увидел в египетском наследии материал не только для нового орнамента, но и для творческой обработки структуры мебели. Его кресло, сделанное мастером Шаббе в 1806 году для Библиотеки Марии Фёдоровны в Павловском двор­це, стало образцом египтомании в российской мебели эпохи ампира. Здесь львиные лапы превращены в опоры ножек, морды львов становятся на­кладными украшениями локотников, украшенных в свою очередь пальмет­тами по всей длине локотников, а декоративные египетские колонны, яв­ляющиеся основанием задних ножек и спинки, завершаются наверху каш­по для цветов, являющимся аллюзией на египетские капители.

Примерами влияния новой эстетики на формы мебели являются также спинки кресел и стульев, делавшихся иногда в форме цветка лотоса или египетского опахало18.

Итак, египтомания, захватившая Европу, стала важной составляю­щей официального искусства Французской империи. Именно эта связь мо­ды на Египет и государственной культуры, часто насаждаемой «сверху», стала причиной быстрого угасания египтомании после краха Французской империи в 1815 г.

Отказ французского общества от наполеоновского наследия в связи с восстановлением власти династии Бурбонов, провозгласившей «новую эру в истории Франции», и ассоциирование египетского искусства с Бонапар­том заставили художников искать совершенно иные мотивы для нового искусства, искусства совсем другой эпохи. Начиная с 1814 года, египет­ские мотивы постепенно исчезают из предметов декоративно-прикладного искусства Франции.

Египтомания в составе стиля ампир продолжила существование в другой стране - России. Здесь «стиль империи» стал ассоциироваться уже не с величием Франции, а с победой русских в Отечественной войне 1812-1814 гг.

Триумфальный характер, торжественность стиля ампир прекрасно выражали победный пафос Российской империи во внешних формах, по­этому египетские мотивы продолжали встречаться в российских интерье­рах и мебели19 даже после 1814 года, постепенно исчезая лишь к середине 1830-х гг20.

Обобщая вышесказанное, можно увидеть, что эпоха ампира - важ­нейший этап в истории египтомании, когда от искусства древней цивили­зации художники и мебельщики брали те орнаментальные формы и худо­жественные приёмы, которые могли пригодиться для декорирования со­временных предметов или поиска новых форм.

На протяжении последующих десятилетий XIX века египетские мо­тивы встречаются редко, и становятся вновь популярными уже в начале ХХ века. Однако новая волна египтомании в эпоху модерна вызвана ины­ми причинами и процессами, нежели это было в искусстве ампира. Здесь речь идёт уже о новом понимании структуры предметов, стремлении к функциональности объектов архитектуры и самой мебели через призму наследия Древнего Египта. Египтомания модерна и затем ар деко, связана уже с зарождавшейся теорией дизайна, поиском архитекторами и дизайне­рами наилучшего способа выражения функции предмета в его форме - яр­кими примерами могут служить интерьеры здания фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке, а также помещения, демонстрировавшиеся на Всемирной вы­ставке 1925 года в Париже. Как показала история, именно эта выставка стала площадкой для наиболее яркого воплощения египтомании в декора­тивно-прикладном искусстве чуть ли не всего ХХ века.

Краткий обзор такого явления, как египтомания в интерьерах, даже на примере всего одной исторической волны увлечения Египтом, позволил частично раскрыть тот потенциал для современного дизайна, который не­сёт в себе искусство Древнего Египта.

 

1. Пример: кабинет из чёрного и розового дерева. Франция, сер. XVII в. Хранится в ГЭ.

2. Пример: кресло Т.Чиппендейла по рисунку Р.Адама, 1772. Хранится в Национальном Британском музее, Лондон.

3. В 1786 году Ч. Камерон закончил Египетский вестибюль в Павловском

дворце.

4. Набор декоративных форм в египетском стиле намного больше в эпоху ампира, нежели это было ранее.

5. Книга В.Денона к 1808 году была издана на английском, итальянском и немецком языках.

6. Своеобразным примером египтомании в Европе может служить такое явление, как перенос обелисков из городов Древнего Египта (Луксора, Фив) в Париж (Площадь Согласия), Лондон (Трафальгарская площадь), Нью-Йорк, а также размещение сфинксов Аменхотепа III перед зданием Академии художеств в Санкт-Петербурге

7. С 1801 г. стали выходить альбомы их проектов интерьеров "Собрание образцов убранства интерьера

8. Автор книги «Мебель для дома и декор интерьера» (1807).

9. Большая часть мебели в египетском стиле была выполнена в мастерской Жакоб.

10. Пример: напольная лампа из зеленого порфира. А.И.Воронихин, 1806 г.
Хранится в ГЭ.

11. Пример: консоль красного дерева, Франция. 1790-1800-е гг. Хранится в ГЭ.

12. Накладки в форме звезд сделаны на знаменитом бюро Г.Гамбса 1800 го­да (хранится в ГЭ). Стоит заметить, что в Европе и России выпускались также бумажные обои с рисунком в виде желтых звезд на синем фоне.

13. Пример: секретер работы Бенемана из красного дерева, 1789 г. Хранится в ГЭ.

14. Пример: набор бронзовых канделябров в виде египетских женщин, дер-
жащих стволы папируса. Франция (?), 1802. Хранится в ГЭ.

15. Пример: кресло в египетском стиле по рисунку Д.В.Денона. 1803-1813 гг. Хранится в Музее Виктории и Альберта, Лондон.

16. 1800-1810 гг. Хранится в ГЭ.

17. Пример: стул на картине В.Бендца «Братья», 1818 г. Хранится в Нацио­нальной галерее, Копенгаген.

18. Пример: кресло 1805-1810 гг. из тополя. Хранится в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, Москва.

19. Например, мебельные гарнитуры К.И. Росси, созданные после 1814 года для помещений Главного штаба и Зимнего дворца.

20. Один из последних в этом ряду объектов - яшмовая чаша из Екатерин­бургской гранильной фабрики. И.Гальберг, 1831 г. Хранится в ГЭ.

 

Литература

1. Мак Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера //М.: «Сварог и
К», 2006. 248 c.

2. Кес Д. Стили мебели // М., 2008. 272 c.

 

Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой

Категория: Всего статей | Добавил: art (04.08.2010)
Просмотров: 5246 | Комментарии: 1 | Теги: интерьер, стиль ампир, увлечение египтом, декоратор, дизайнер, египет, декор мебели, египецкий орнамент, древности египта, египтомания | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]