СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Целью данной статьи является рассмотрение свитера Эльзы Скиапа-релли, известного в истории моды как «bowknot sweater», ставшего феноменом моды ХХ века, повлиявшего на внедрение трикотажных изделий в ассортимент нарядной и повседневной одежды. Основными задачами данного исследования являются: анализ влияния «bowknot sweater» на внедрение трикотажных изделий в ассортимент нарядной и повседневной одежды, на творчество самой Эльзы Скиапарел-ли, модельеров ХХ века, и на современную моду. Основные источники, которые использовались при написании этой статьи: Э. Скиапарелли «Шокирующая Жизнь» [1]; Р. Мартин «Мода и Сюрреализм» [2]; Э. Скиапарелли «Моя шокирующая жизнь» [3]. Теперь перейдем непосредственно к изложению вопроса данной статьи. Конечно, прежде чем трикотаж стал столь незаменимым, он прошел путь от техники вязания, которая использовалась для изготовления носков на заре нашей эры, и до 1920-х гг. Благодаря молодым модельерам и художникам, с их новым видением образа женщины ХХ столетия, на рубеже веков трикотаж ознаменовал начало своего царствования в костюме. Обратимся к истории возникновения вязания. Однозначного ответа, когда люди научились делать первые петли, путем изгибания нити, и соединять эти петли в полотно, среди ученых не существует до сих пор. И это не удивительно, так как невероятно сложно представить ясную и полную картину возникновения и развития этого ремесла при наличии всего нескольких десятков вещественных свидетельств, представленных в музеях мира и отсутствии письменных источников. В XV веке в большинстве европейских стран уже работали трикотажные мастерские, где мастера занимались ручным вязанием рукавиц, перчаток, носков и гетр. По словам А.В. Труевцева: «С XVI
века, а точнее со второй половины XVI века начинается эра трикотажной
промышленности. В Следует понимать, что до начала прошлого века ситуация в трикотажной отрасли развивалась, по большей части, в направлении чулочно-носочной продукции и спортивной одежды. Когда речь заходит о трикотажной революции в костюме в первую очередь вспоминается непревзойденная Коко Шанель. И это вполне закономерно, она действительно одной из первых обратилась к трикотажу, предложив использовать его в качестве материала для повседневной одежды. Но есть имя, упоминаемое в источниках истории и теории моды первой половины прошлого столетия, не смотря на все заслуги, гораздо реже. Речь идет об итальянском модельере и дизайнере Э. Скиапарелли. В мир моды Скиап, как любили называть ее друзья, ворвалась внезапно и неожиданно, но это не помешало стать ей ведущим модельером второй четверти XX столетия, и изменить моду навсегда. Остановимся подробнее на некоторых фактах из жизни и творчества Э. Скиапарелли, которые имеют непосредственное значение для раскрытия темы статьи. Началу ее творческого пути
предшествовала череда интересных, но еще более сложных и печальных событий.
«Родилась будущая властительница мира моды в Риме в Италии в семье интеллектуалов.
Все ее детство прошло в окружении книг, она изучала философию, писала стихи, и
увлекалась музыкой», - как писала А. Штегемейер в своей книге «Кто есть кто в
моде» [5]. Она очень рано вышла замуж, несмотря на некоторое недовольство
родителей ее выбором, и уехала в Соединенные Штаты Америки, где впоследствии
осталась одна с ребенком на руках, когда муж ее покинул. В 1927 год стал переломным в жизни Э. Скиапарелли. Как-то ее навестила приятельница из Америки. «Она всегда выглядела очень элегантно, а в тот день надела очень простой свитер, но отличавшейся от всех, какие мне раньше приходилось видеть. Лично я никогда не носила свитеров и вообще спортивных вещей. Когда я одевалась, чтобы поехать за город, была уверена, что почувствую себя тяжелобольной и своим видом распугаю птиц», - так сама Скиапарелли писала об этой встрече [3]. Скиап настолько впечатлилась увиденным и тем, что это можно связать вручную, что не замедлила узнать, где и как ее знакомая раздобыла тот самый свитер. Так уже в январе Так состоялось первое шокирующее появление Скиап на людях в вещи собственной разработки, тогда эта маленькая провокация обернулась для нее грандиозным успехом. Свитер прямого силуэта, с длинным рукавом и круглым вырезом по горловине. Помимо привлекательного и необычного рисунчатого эффекта в виде банта, интересна и сама техника, получившая название - Армянское вязание, благодаря популярности этих свитеров, которые вязали армянские женщины. Этот вид рисунчатого вязания отличается от других, тем, что, благодаря ведению нити второго цвета по изнаночной стороне, на лицевой мы получаем твидовый эффект. Недавно вышла книга «Армянское вязание» М. Свенсен, Дж. Вильямс («Armenian knitting» M. Swansen, Joyce Williams), посвященная этой технике, с подробным описанием вязания и схемами различных рисунков. К тому моменту мир моды был знаком с трикотажем не понаслышке. Шанель уже на протяжении нескольких лет выпускала платья и блузки, связанные на машине. Но свитер, придуманный Э. Скиапарелли, был совершенно другим. Скиапарелли, как человек образованный и весьма незаурядный, вращалась преимущественно в кругу творческих людей и интеллектуалов. Она была открыта ко всему новому, интересному и, конечно, шокирующему, чего в то время, благодаря стремительному появлению новых авангардных течений, было достаточно. Среди ее многочисленных друзей, которые, так или иначе, привносили что-то новое в творчество Э. Скиапарел-ли, были одни из самых ярких представителей дадаизма и сюрреализма. Очевидно, что сейчас, при наличии столь обширного ассортимента одежды любых стилевых направлений, когда потребитель искушен настолько, что его ничем не удивишь, крайне сложно представить, что один черно-белый свитер мог наделать столько шума. Но в то время это был настоящий переворот. Переворот не только в области моды, новых текстур, чем Э. Скиапарелли всегда удивляла своих поклонников и не только, это был переворот в сознании людей. Белый бант на черном фоне свитера,
не повязанный вокруг шеи, а вывязанный в технике армянского вязания, создавал
иллюзию, мечту. Э. Скиапарелли попала в точку - мечта, чудесное, иллюзорное -
идейные основы сюрреализма, которые были изложены в Первом манифесте Андре
Бретона, опубликованном в Женщины немедленно захотели иметь этот шикарный «trompe l'oeil sweater», который при помощи Аниты Лус и других ее первых частных клиентов, становится международным хитом. В майской коллекции Это был настоящий прорыв. В руках
Скиапарелли свитер перестал быть только лишь функциональным предметом
гардероба, целью которого является защита от холода. Как это ни парадоксально,
но этот свитер приобрел статус шикарной вещи, в стремлении приобрести которую,
люди были готовы на все. Так сама Скиапарелли описала в своей автобиографии Модели «bowknot sweaters»
разлетелись по всему миру. В ноябре Но была и другая сторона этой головокружительной популярности. Иностранные закупщики приезжали в Париж и покупали единичные экземпляры «bowknot sweaters», после чего, вернувшись на родину, начинали их тиражировать. Так происходило с работами многих модельеров, но среди них копии свитеров Э. Скиапарелли лидировали с большим отрывом. Таким образом, эти копии продавались по более низкой цене в Америке, Австрии и ряде других европейских стран. Конечно, сейчас сложно рассуждать о вреде и пользе таких «махинаций» для модной индустрии и экономики того времени. Но результат был очевиден - газеты и журналы пестрили статьями о Скиапарелли и ее необыкновенных свитерах. В конце Вернувшись в Париж из США после
окончания Второй мировой войны, Скиапарелли столкнулась с финансовыми
проблемами. Представив свою последнюю коллекцию в На этом можно закончить рассмотрение исторической части данного явления и перейти к вопросу влияния конкретного свитера и творчества Скиапарелли в целом на моду всего ХХ столетия. Совершенно очевидно, что вклад этого модельера в развитие моды сложно переоценить, не говоря уже о значении ее творчества для популяризации трикотажа. Она, как часто это бывает с гениальными творческими людьми, несколько предвосхитила многие последующие тенденции в мире моды. Это относится не только к ее «trompe l'oeil sweaters», но и к шарфам с принтами из газетных статей, и к ее многочисленным сюрреалистическим экспериментам со шляпками, туфлями, сумочками, вечерними нарядами. Отметим, что влияние работ Скиапарелли прослеживается в творчестве многих дизайнеров. Среди них работы таких известных модельеров как Джон Галльяно (John Galliano) и Жан Поль Готье (Jean Paul Gaultier), которые не однократно обращались в своих коллекциях не только к формам и силуэтам моделей Скиап, но и к такому выразительном средству как сюрреализм, впервые которое воплотилось именно в модели рассматриваемого свитера с иллюзорным бантом. Интересно, что такой известный, особенно в трикотажной моде, дизайнер как Соня Рикель (Sonia Rykiel) начинала свой творческой путь также с создания свитера серого цвета. В последнее десятилетие
возобновился интерес к творчеству этого замечательного дизайнера. В
художественном музее Филадельфии (Philadelphia Museum of Art) в Музее моды в Париже (Musee de Неизвестно, была бы трикотажная мода такой, какой мы ее видим сейчас без влияния Скиап. Скорее всего да, рано или поздно эта трикотажная революция бы произошла. Но одно можно утверждать с уверенностью -не случись этого, мода потеряла бы многое, а главное - это тот юмор, легкость и интеллектуальный окрас, с которым Эльза Скиапарелли к ней относилась. Ей удалось создать то, что было модным в 1930-е гг., то, что вошло в моду только через полвека, и то, что является модным и в наши дни. Таким образом, мы определили значимость появления конкретного свитера в указанный период и проанализировали его влияние на внедрение трикотажных изделий в ассортимент нарядной и повседневной одежды, на творчество самой Скиапарелли, модельеров ХХ в., и на современную моду. На примере изложенного в статье вопроса мы увидели как одна вещь может определить облик (в данном случае «трикотажный облик») эпохи. Литература 1. Schiaparelli Е. Shocking life:
the autobiography of Elsa Schiaparelli. 2.
Martin R. Fashion and surrealism. 3. Скиапарелли Э. Моя шокирующая жизнь / Пер. А.А. Бряндинская. М., 2008. С. 15. 4. Труевцев А.В. Краткий курс истории текстильной техники. СПб., 2005. С. 90. 5. Stegemeyer А. Who's who in fashion. N. Y., 2004. P. 219
| |
Просмотров: 2559 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |