СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
В настоящее время Интернет
занимает важное место в нашей жизни. По данным исследовательской компании
Netcraft [1], ведущей глобальный мониторинг Интернет-пространства с 1994 года,
в августе 1995 года существовало 18957, а в ноябре 2009 года - 233 636 281
сайтов. Несмотря на такое стремительное развитие веб-ресурсов, общепринятого
чёткого определения веб-дизайна на сегодняшний день не существует. Однако, ещё
в 1974 году, Е.Н. Лазарев и Н.П. Валькова писали, что «дизайн является
своеобразным методом проектирования предметной среды. Дизайн проектирует не
всю среду, а главным образом её техническую часть. При этом
проектировщики-дизайнеры осуществляют системный подход, разрабатывая предмет в
его связи с человеком. Главной задачей дизайна является формирование
положительных технико-эстетических свойств объекта -его целесообразности,
полезности, функциональности, удобства пользования им, эстетической
выразительности, то есть тех свойств, которые делают предмет наиболее
соответствующим требованиям человека» [2], что очень точно отражает суть
веб-дизайна. Естественно, что таким определением нельзя ограничиться, потому
приведу дефиницию Д. Бородаева1: веб-дизайн - вид графического дизайна,
направленный на разработку и оформление объектов информационной среды
интернет, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и
эстетические качества. Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от
веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности
веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна [3]. Веб-проектирование - новое
направление графического дизайна, которое продолжает развиваться и
видоизменяться в соответствии с развитием техники. В связи с этим, наряду с
отсутствием общепринятого определения, ещё нет четкой классификации сайтов,
хотя существуют различные её варианты. Например, петербургский дизайнер Д.
Кирсанов [4] разделяет сайты по принадлежности владельца сайта к той или иной
категории [5]: Персональная (личная) страничка. Некоммерческие сайты. Корпоративные сайты. Контент-сайты. Классификация Д. Кирсанова удобна
для разработчиков сайтов, т. к. позволяет определить объем работы, представить
структуру сайта и обозначить его задачи. Но она не очень подходит в качестве
классификации с точки зрения художественно-графического оформления. Более
интересна классификация веб-дизайнера, писателя и сетевого художника К.
Клонин-гера (Curt Cloninger) [6]: Готический органический стиль. Табличный пиктографический стиль. Низкокачественный грандж. Стиль бумажных пакетов. Мондриановский плакатный стиль. Цифровой панк-рок стиль. Суперминиатюрный, в стиле Сим
Сити. HTMинимаLизм. Стиль чертежей и моделей. Стиль 1950-х "Привет,
Китти!" [7] Надо заметить, что данная
классификация довольно громоздкая, т. к. выделено большое количество стилей,
хотя очень яркая и не лишена юмора. В свою очередь Д. Бородаев
определяет такие направления в современном веб-дизайне: "Текстовый"; "Полиграфический"; "Интерфейсный", или
юзабилити-дизайн; "Динамический"; Смешанные направления. И даже ещё более сужает эту
классификацию: "интерфейсный" или
"унифицированный"; "авторский" или
"альтернативный"; "этнический" или
"региональный" [8]. Анализируя сказанное выше, можно
констатировать, что на современном этапе создать единую чёткую классификацию
очень сложно, т. к. оформление сайтов находится в постоянном движении и
направление это совсем молодое. В сети можно найти страницы, диаметрально противоположные
по исполнению, как с визуальной, так и с технической точки зрения, яркий тому
пример графическое оформление следующих ресурсов: Библиотека Максима Мошкова и Бюро Пирогова . Однако нельзя не согласиться с
тем, что во всех вышеперечисленных классификациях присутствует такой вид
дизайна сайтов, который можно назвать «простым». Д. Бородаев относит подобные
веб-страницы к направлению «интерфейсный» дизайн, а у К. Клонингера это
«HTMинимаLизм». Интересно отметить, что сайты с «простым» дизайном отличает
наличие несложного меню, табличной вёрстки обычно двух- или трехколоночной,
значительное количество текстовой информации и не- В качестве образца «простого»
дизайна рассмотрим веб-ресурсы образовательной тематики (сайты высших учебных
заведений). Д. Кирсанов относит их к группе «Некоммерческие сайты». По его
мнению, это сайты, «принадлежащие всевозможным добровольным объединениям,
временным проектам, международным или благотворительным организациям». Также он
относит к ним «многочисленные страницы учебных заведений, университетов и
научных центров, официальные сайты некоммерческих программных проектов». И
именно потому, что «в первую очередь он характерен для научных и
образовательных сайтов» Д. Кирсанов называет этот стиль академическим [5]. Самое большое достоинство таких
интернет-ресурсов в том, что они не стремятся привлечь посетителя просто
красивой картинкой, каждая страница такого сайта «знает, что она хочет сказать
своим читателям, и знает, зачем им это нужно» [5]. В большинстве случаев эти
сайты чем-то напоминают книгу: темный текст на светлом фоне, простое и понятное
меню, как альтернатива оглавлению, часто представлено в виде закладок. Сначала
это было обусловлено несовершенством технической базы и привычным для
пользователя (читателя) представлением информации. Затем в веб-дизайн вошло
понятие юзабилити , благодаря которому Бородаев и называет этот вид
юзабилити-дизайном, т. е. с «простым» сайтом удобно работать. Посредством
несложных графических приемов пользователю предоставляется полная информация о
том, на каком сайте он находится, в каком разделе, что ещё полезного он может
для себя найти. Такое графическое оформление актуально
как для российских, так и для зарубежных веб-ресурсов. Даже, обладая
минимальными знаниями языка, мы, в общем и целом, представляем себе, как
работает этот сайт, что за информацию он предлагает, возможности
взаимодействия. В качестве иллюстрации можно привести сайты финского
Университета Aalto
и Министерства образования Финляндии . «Простые» веб-страницы удобны для
работы, при поиске информации на них легко ориентироваться. Но с точки зрения
графического решения все эти плюсы превращаются в минусы, т.к. все сайты
похожи и не отличаются разнообразием, как например, сайты Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова
и Кузбасского государственного технического университета . В данном случае кроме
разработки структуры интернет-ресурса и удобной навигации перед дизайнером
встаёт вопрос: Как сделать сайт отличным от остальных и запоминающимся? Иногда
для этого используется яркий цвет, в качестве примера можно привести шведский
ресурс, посвящённый образованию http ://www. studyinsweden. se и сайт Иркутского
государственного университета .
Также могут использоваться оригинальные фотографии и названия в меню подобно
тому, как это было реализовано на Портале Академии МУБиНТ . Тем самым дизайнеры не
уходят от «простого», а делают сайт ярче за счёт большого количества цветного
материала. Очевидно, что при «простом»
дизайне основную роль играет четкая структура, правильная расстановка акцентов
и грамотная подача материала. В качестве рабочих инструментов дизайнер
использует цвет, шрифт, пропорции колонок. Он может установить фиксированную
ширину колонок, а может создать «резиновый» дизайн, когда информация занимает
всю ширину окна браузера. Несмотря на кажущуюся простоту, создание такого сайта
требует от проектировщика продуманной структуры, навигации, оправданных
цветовых решений, грамотно подобранного шрифта. Таким образом, можно сказать,
что, несмотря на развитие технологий, таких, как например Flash, позволяющих
сделать внешний вид сайта более интересным, а также, несмотря на увеличение
скорости передачи данных, «простой» дизайн останется актуальным ещё долгое
время, т.к. он очень удобен не только для образовательных сайтов, но и для
серьёзных, деловых, информационных веб-ресурсов, которых в сети Интернет на
сегодняшний день огромное количество. 1 Бородаев Денис Владиславович -
канд. искусствоведения по специальности техническая эстетика, Член Союза
дизайнеров Украины, Член правления Союза рекламистов Украины. Внешний вид всех представленных
скриншотов актуален на 30.11.09. Юзабилити - от англ. usability — дословно
«возможность использования», «способность быть использованным», «полезность». Литература Лазарев Е.Н., Валькова Н.П. Дизайн
как фактор формирования эстетической культуры (методич. пособие в помощь
лектору). Ленинград: Общество «Знание», 1974. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект
графического дизайна. Монография. Х.: Септима ЛТД, 2006. 288 с. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга
Дмитрия Кирсанова. СПб.: Символ-Плюс, 2009. 368 с. Клонингер К. Свежие стили
Web-дизайна: Как сделать из вашего сайта «конфетку»; пер с англ. М.: ДМК Пресс,
2002. 224 с. Бородаев Д. Тенденции
возникновения и развития стилей в веб-дизайне // Библиотека Интернет Индустрии , 2005. май.
(11.01.10). Работа выполнена под руководством
проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 4085 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||