Вторник, 17.09.2019, 14:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Актуальность «простого» веб-дизайна в современной интернет-среде

В настоящее время Интернет занимает важное место в нашей жизни. По данным исследовательской компании Netcraft [1], ведущей глобальный мониторинг Интернет-пространства с 1994 года, в августе 1995 года суще­ствовало 18957, а в ноябре 2009 года - 233 636 281 сайтов. Несмотря на та­кое стремительное развитие веб-ресурсов, общепринятого чёткого опреде­ления веб-дизайна на сегодняшний день не существует. Однако, ещё в 1974 году, Е.Н. Лазарев и Н.П. Валькова писали, что «дизайн является своеобразным методом проектирования предметной среды. Дизайн проек­тирует не всю среду, а главным образом её техническую часть. При этом проектировщики-дизайнеры осуществляют системный подход, разрабаты­вая предмет в его связи с человеком. Главной задачей дизайна является формирование положительных технико-эстетических свойств объекта -его целесообразности, полезности, функциональности, удобства пользова­ния им, эстетической выразительности, то есть тех свойств, которые дела­ют предмет наиболее соответствующим требованиям человека» [2], что очень точно отражает суть веб-дизайна. Естественно, что таким определе­нием нельзя ограничиться, потому приведу дефиницию Д. Бородаева1: веб-дизайн - вид графического дизайна, направленный на разработку и оформ­ление объектов информационной среды интернет, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна [3].

Веб-проектирование - новое направление графического дизайна, ко­торое продолжает развиваться и видоизменяться в соответствии с развити­ем техники. В связи с этим, наряду с отсутствием общепринятого опреде­ления, ещё нет четкой классификации сайтов, хотя существуют различные её варианты. Например, петербургский дизайнер Д. Кирсанов [4] разделяет сайты по принадлежности владельца сайта к той или иной категории [5]:

Персональная (личная) страничка.

Некоммерческие сайты.

Корпоративные сайты.

Контент-сайты.

Классификация Д. Кирсанова удобна для разработчиков сайтов, т. к. позволяет определить объем работы, представить структуру сайта и обо­значить его задачи. Но она не очень подходит в качестве классификации с точки зрения художественно-графического оформления. Более интересна классификация веб-дизайнера, писателя и сетевого художника К. Клонин-гера (Curt Cloninger) [6]:

Готический органический стиль.

Табличный пиктографический стиль.

Низкокачественный грандж.

Стиль бумажных пакетов.

Мондриановский плакатный стиль.

Цифровой панк-рок стиль.

Суперминиатюрный, в стиле Сим Сити.

HTMинимаLизм.

Стиль чертежей и моделей.

Стиль 1950-х "Привет, Китти!" [7]

Надо заметить, что данная классификация довольно громоздкая, т. к. выделено большое количество стилей, хотя очень яркая и не лишена юмора.

В свою очередь Д. Бородаев определяет такие направления в совре­менном веб-дизайне:

"Текстовый";

"Полиграфический";

"Интерфейсный", или юзабилити-дизайн;

"Динамический";

Смешанные направления.

И даже ещё более сужает эту классификацию:

"интерфейсный" или "унифицированный";

"авторский" или "альтернативный";

"этнический" или "региональный" [8].

Анализируя сказанное выше, можно констатировать, что на совре­менном этапе создать единую чёткую классификацию очень сложно, т. к. оформление сайтов находится в постоянном движении и направление это совсем молодое. В сети можно найти страницы, диаметрально противопо­ложные по исполнению, как с визуальной, так и с технической точки зре­ния, яркий тому пример графическое оформление следующих ресурсов: Библиотека Максима Мошкова  и Бюро Пирогова .

Однако нельзя не согласиться с тем, что во всех вышеперечисленных классификациях присутствует такой вид дизайна сайтов, который можно назвать «простым». Д. Бородаев относит подобные веб-страницы к на­правлению «интерфейсный» дизайн, а у К. Клонингера это «HTMинимаLизм». Интересно отметить, что сайты с «простым» дизайном отличает наличие несложного меню, табличной вёрстки обычно двух- или трехколоночной, значительное количество текстовой информации и не-
большое число иллюстраций, например, сайт Санкт-Петербургского уни-
верситета МВД России  и сайт Санкт-
Петербургского           Института       Гуманитарного             Образования

.

В качестве образца «простого» дизайна рассмотрим веб-ресурсы об­разовательной тематики (сайты высших учебных заведений). Д. Кирсанов относит их к группе «Некоммерческие сайты». По его мнению, это сайты, «принадлежащие всевозможным добровольным объединениям, временным проектам, международным или благотворительным организациям». Также он относит к ним «многочисленные страницы учебных заведений, универ­ситетов и научных центров, официальные сайты некоммерческих про­граммных проектов». И именно потому, что «в первую очередь он харак­терен для научных и образовательных сайтов» Д. Кирсанов называет этот стиль академическим [5].

Самое большое достоинство таких интернет-ресурсов в том, что они не стремятся привлечь посетителя просто красивой картинкой, каждая страница такого сайта «знает, что она хочет сказать своим читателям, и знает, зачем им это нужно» [5]. В большинстве случаев эти сайты чем-то напоминают книгу: темный текст на светлом фоне, простое и понятное ме­ню, как альтернатива оглавлению, часто представлено в виде закладок. Сначала это было обусловлено несовершенством технической базы и при­вычным для пользователя (читателя) представлением информации. Затем в веб-дизайн вошло понятие юзабилити , благодаря которому Бородаев и на­зывает этот вид юзабилити-дизайном, т. е. с «простым» сайтом удобно ра­ботать. Посредством несложных графических приемов пользователю пре­доставляется полная информация о том, на каком сайте он находится, в ка­ком разделе, что ещё полезного он может для себя найти.

Такое графическое оформление актуально как для российских, так и для зарубежных веб-ресурсов. Даже, обладая минимальными знаниями языка, мы, в общем и целом, представляем себе, как работает этот сайт, что за информацию он предлагает, возможности взаимодействия. В качестве иллюстрации можно привести сайты финского Университета Aalto  и Министерства образования Финляндии .

«Простые» веб-страницы удобны для работы, при поиске информа­ции на них легко ориентироваться. Но с точки зрения графического реше­ния все эти плюсы превращаются в минусы, т.к. все сайты похожи и не от­личаются разнообразием, как например, сайты Московского государствен­ного университета им. М.В. Ломоносова  и Кузбасского государственного технического университета . В дан­ном случае кроме разработки структуры интернет-ресурса и удобной нави­гации перед дизайнером встаёт вопрос: Как сделать сайт отличным от ос­тальных и запоминающимся? Иногда для этого используется яркий цвет, в качестве примера можно привести шведский ресурс, посвящённый образо­ванию http ://www. studyinsweden. se и сайт Иркутского государственного университета . Также могут использоваться оригинальные фотографии и названия в меню подобно тому, как это было реализовано на Портале Академии МУБиНТ . Тем самым дизайнеры не уходят от «простого», а делают сайт ярче за счёт большого количества цветного материала.

Очевидно, что при «простом» дизайне основную роль играет четкая структура, правильная расстановка акцентов и грамотная подача материа­ла. В качестве рабочих инструментов дизайнер использует цвет, шрифт, пропорции колонок. Он может установить фиксированную ширину коло­нок, а может создать «резиновый» дизайн, когда информация занимает всю ширину окна браузера. Несмотря на кажущуюся простоту, создание такого сайта требует от проектировщика продуманной структуры, навигации, оп­равданных цветовых решений, грамотно подобранного шрифта. Таким об­разом, можно сказать, что, несмотря на развитие технологий, таких, как например Flash, позволяющих сделать внешний вид сайта более интерес­ным, а также, несмотря на увеличение скорости передачи данных, «про­стой» дизайн останется актуальным ещё долгое время, т.к. он очень удобен не только для образовательных сайтов, но и для серьёзных, деловых, ин­формационных веб-ресурсов, которых в сети Интернет на сегодняшний день огромное количество.

 

1 Бородаев Денис Владиславович - канд. искусствоведения по специаль­ности техническая эстетика, Член Союза дизайнеров Украины, Член правления Союза рекламистов Украины.

Внешний вид всех представленных скриншотов актуален на 30.11.09. Юзабилити - от англ. usability — дословно «возможность использова­ния», «способность быть использованным», «полезность».

 

Литература

(15.03.2010).

Лазарев Е.Н., Валькова Н.П. Дизайн как фактор формирования эс­тетической культуры (методич. пособие в помощь лектору). Ленинград: Общество «Знание», 1974.

Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Моно­графия. Х.: Септима ЛТД, 2006. 288 с.

(15.03.2010).

Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб.: Сим­вол-Плюс, 2009. 368 с.

(15.03.2010).

Клонингер К. Свежие стили Web-дизайна: Как сделать из вашего сайта «конфетку»; пер с англ. М.: ДМК Пресс, 2002. 224 с.

Бородаев Д. Тенденции возникновения и развития стилей в веб-дизайне // Библиотека Интернет Индустрии , 2005. май.  (11.01.10).

 

Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник

Категория: Всего статей | Добавил: art (16.03.2012)
Просмотров: 3075 | Комментарии: 2 | Теги: WEB программирование, дизайн, дизайн страниц, web дизайн, графический дизайн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Venedikt5469  
у нас на этом интернет-портале подобран громадный ассортимент интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1149.html - триколор hd ресивер gs 9303

2 Gavriil5379  
тут на официальном веб-ресурсе собран громадный набор умных статей про http://medbaz.com/pages-more-475.html - синяки на животе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]