СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
В своей работе я решила рассмотреть английскую моду второй половины XVIII в. В качестве примера я взяла работы английского портретиста Джошуа Рейнольдса [1]. Он был популярен и создал огромное количество портретов, хорошо отображающих моду различных годов этой эпохи. Из множества его работ я предпочла наиболее интересные, по-моему мнению. Во-первых, это и наряды, характеризующие различные веяния и модные тенденции, а во-вторых, конечно же, героини его работ. Ведь никто другой, как женщины всегда диктовали моду, первыми улавливали новые течения. Это и известные лондонские куртизанки и дамы высшего света. Все эти женщины были сильными и по-своему влиятельны. Так же я затронула вопрос о детской моде. Ведь XVIII век это не только разнообразные корсеты и модные фасоны, но и еще время реформ и серьезных перемен. Сильно изменились семейные ценности. К одежде детей стали относится более лояльно, и семья стала очень важной вехой в жизни людей. И, естественно, нельзя забыть о том, что это эпоха Просвещения. Резкий поворот от радикальных форм к простоте. Любовь англичан к деревенскому покою и возрождение интереса к классическим формам, вызванное раскопками Помпеи в 1755 году. Английский женский костюм XVIII века развивался в традициях классицизма. Это проявлялось в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линий и форм. Во второй половине века наблюдается тенденция приспособить костюм к деловому образу жизни, что сочетается со стремлением к соответствию костюма естественным пропорциям фигуры. В 1760 г. англичанки изобрели шарнирные фижмы, что позволило регулировать объем юбки, сжимая ее локтями. В 80-е г. и они исчезают, каркасной остается только верхняя часть лифа. Лиф женских платьев становится более свободным и закрытым: декольте закрывается нагрудной косынкой, рукава предпочитают узкие и длинные. Отсутствует пышная орнаментация, исчезают парики с буклями и хвостами, перестают пудрить волосы. Цветовая гамма - серый, коричневый, оливковый, фиолетовый. В летней одежде - легкие светлые шелковые и хлопчатобумажные ткани, гладкие или с мелким растительным узором. В связи с семейно-хозяйственным образом жизни женщины - в ее костюме широко используются такие дополнения, как передники, чепцы, наплечные и нагрудные косынки, обувь на низком каблуке. Поиски новых форм активно развиваются в направлении скромного, делового, строгого костюма - юбки и жакета, напоминающего мужской фрак. Англичанки особенно широко наследуют в своем костюме покрой, форму деталей, элементы отделки мужской одежды: воротники, отвороты, канты, петлицы. В 70-е г. английский костюм подчиняет себе европейскую моду, благодаря удобству, элегантности и практичности. Он становится основным типом городского костюма во всех западноевропейских странах, в том числе и во Франции. Английское влияние во французском костюме, так же как и французское влияние в английском, на протяжении всего периода носит обоюдный характер. Крой женского костюма XVIII в. отличался большой конструктивностью, сложностью, обилием вертикальных разрезных изогнутых линий. По среднему шву спинки прогиб на линии талии сводили на нет к линии низа. Линия борта также имела s-образный прогиб. Плечевой шов смещали в сторону спинки, причем нижний его угол располагался примерно на уровне лопаток. Благодаря оформлению линий и расположению швов создавали изогнутый, вычурный силуэт, узкие покатые плечи, модные в костюме XVIII в. Сверхузкий объем рукава достигался с помощью большего прогиба локтевого и переднего швов. Отсутствие переката на верхней половинке рукава стабилизировало полученную форму. Эти же особенности были характерны для карако, казакина и женского платья со складкой Ватто, которое имело сложную драпировку на спинке. Портреты Джошуа Рейнольдса 1. Леди Каролина Ховард. 1778 г. Леди Каролина Ховард была дочерью графа Фридриха Пятого. Рей-нольдс изобразил ее примерно в возрасте 7 лет. Ребенок изображен с очень серьезным лицом, я бы даже сказала с каким-то очень взрослым выражением. Хоть она и сидит в достаточно расслабленной позе, разглядывая цветы, в ее левой, сжатой руке чувствуется напряжение. В эту эпоху кардинально изменился взгляд на воспитание детей. Но на манере их одевать это отразилось лишь в последней четверти века. Англичане первыми отказались от сливания. Одежда для девочек стала сильно отличаться от женской, в начале это касалось только одежды для самых маленьких. Но уже к 80 годам стали носить муслиновые платья с низкими вырезами, высокой талией и часто с короткими рукавами. Как видно на этом произведении на девочке одето именно такое платье белого цвета с голубым шарфом-поясом. Юбка скорее всего падает прямо до лодыжек. Затем такой фасон вошел во взрослую моду, около 1785 года, и девушки с младенчества могли носить такие платья до двадцати лет и позже. В качестве головного убора здесь представлен чепец из плиссированного газа и ленточных петель. В качестве верхней одежды - на девочке, повторяющая взрослую женскую моду - ротонда-пелисс, длиной три четверти с капюшоном и прорезями для рук. Она на подкладке и окаймлена атласными или шелковыми рюшами. 2. Леди Кэтрин. 1776 г. Портрет 1776 года, вероятно, сделан в связи со свадьбой Екатерины и Чарльза Мура Уорика. Позу молодой дамы можно сопоставить со знаменитой классической статуей Венеры, которая считается идеалом красоты. Правда в оригинале, руки расположены немного иначе, подчеркивая скромность и сексуальность. Здесь же Рейнольдс снизил положение рук, и правая тянется к белой лилии, а тень падает на ее гениталии. Это довольно-таки символично, так как лилии символизируют невинность и чистоту. Художник явно уделяет меньшее внимание природе на заднем плане, дабы не отвлекать от героини. Это также подчеркивается цветовым решением- её светлая одежда и цветы явно выделяются на мрачноватом фоне. Что еще раз подчеркивает смысл изображенного. Лицо девушки явно не выглядит счастливым, уголки губ опущены, и глаза полны печали. Единственное что выделяет ее лицо так это яркий румянец, который также наверное подчеркивает ее невинность. На леди Кэтрин надет гаун, образованный лифом и юбкой, сшитыми вместе. Платье ниспадает крупными складками от линии талии. Подчеркивается фигура: приподнятая грудь, узкая талия и наличие бедер. Рукава сделаны из той же ткани, что и платье, собраны у основания, и расширяющиеся к запястью. Ткань однотонная светлая, не декорированная. Из украшений на ней только скромная нить жемчуга, украшенная цветком. По прическе девушки сразу видно, что она из придворных кругов и приверженца экстравагантной моды. Её прическа яйцеобразной формы достигает чудовищных размеров. Хотя одно десятилетие назад в моде были гладкие прически, собранные узлы, которые носила мадам де Помпадур. Такая прическа на полотне Рейнольдса называлась кауфюр, выполняемая специальными мастерами - кауферами, требовала много времени на создание и носилась несколько дней. Тут волосы только накрахмалены и украшены лентами, а иногда мастера сооружали из волос целые макеты кораблей. Хотя этот стиль вообще больше ассоциируется с Францией, Англию он, видимо, тоже не оставил в стороне. 3. Мисс Элизабет Ингрэм. 1757 г. На своей работе Джошуа Рейнольдс изобразил изысканную женщину, полную грациозности. Прекрасная осанка. Очень красивая и величественная поза. И выражение лица так и говорит о ее хорошем происхождении. Одета женщина очень модно и красиво. На ней жесткий английский корсет, создающий продолговатый плавный силуэт тонкой талии и приподнятым бюстом, форма которого поддерживалась китовым усом, расположенным продольно по переду. Юбка - овальный кринолин, появившийся как раз в Англии. Нижняя юбка шилась из дорогих тканей с тремя или четырьмя рядами китового уса, вставленного с интервалами от талии вниз. Хотя, возможно, здесь уже использованы небольшие хлопчатобумажные кринолины, которые носили на каждом бедре отдельно. Юбка собрана в складки на талии, швы от талии простираются на панье, складки и сборки застрочены, что бы придать пышность. Платье синего переливающегося цвета украшено цветочными гирляндами. 4. Портрет Кити Фишер. 1763-64-е гг. Кити Фишер была одной из самых известных куртизанок в Лондоне. Она была известна своей красотой, храбростью, остроумием и смелостью при верховой езде. Сам Казанова был поражен ей. В 1766 году она вышла замуж за Джона Норриса, и стала заниматься благотворительностью. Она умерла год спустя из-за отравления свинцом, который добавлялся в косметику. Была одной из любимых моделей Джошуа Рейнольдса. На картине Кити Фишер изображена сидя, она протягивает руки к голубю. Но голубь, по-моему, изображен ненастоящим. Эта птица символизирует душу, нежность и невинность. И возможно, смысл тут таков, что куртизанке не удастся никогда взять его в руки. Вроде он и уже сидит у нее на пальце, вроде вот она его сейчас коснется, а вроде он вообще изображен как-то отдельно, будто рисунок на стене. Девушка одета в цельный гаун, характерный для того времени. Очень простое платье, его цвет тут определить достаточно сложно. Ее шею украшает массивное ювелирное украшение из золота. Известно, что Кити Фишер была очень богата, и ни в чем себе не отказывала. Прическа очень проста: волосы собранны назад, и завязаны в косичку, обрамляющую затылок. 5. Портрет Лавинии Спенсер. 1781 г. На этом портрете Рейнольдс изобразил Лавинию Спенсер, жену сэра Джона Спенсера, который был первым лордом адмиралтейства. Она родилась в 1762 году, следовательно, на портрете ей 19 лет. Впоследствии у них будет 9 детей. Так же перед нами портрет пра-пра-прабабушки леди Дианы. Считается, что у Лавинии был достаточно тяжелый характер. Она была двуличной и лицемерной, так как не ладила с сестрами Джона, и строила против них коварные замыслы. Это была светская дама. Которая так же хорошо разбиралась в политике и была очень умной и хитрой. Безусловно, Лавиния Спенсер была очень привлекательной женщиной и законодательницей моды. Джошуа Рейнольдс изображает ее на этом портрете очень удачно - молодой, красивой и явно богатой. Наверняка, Лавиния одета в платье гаун. Ее глубокое декольте прикрывает платок из газа или тонкого полотна, называвшийся - буффон. Безумно модный в эти года. Поверх платья одета накидка, скорее всего из бархата, двух цветов: золотого и бардового, и отделана мехом горностая. Прическа опять же таки, появившаяся как раз в 1780 году, венчает голову леди Спенсер. В это время прически начали расти вширь, волосы сзади собирались в пышный пучок или свисали с затылка. Пудра использовалась гораздо реже и в моду вошла естественность. На голове - дормез - повседневный головной убор. Здесь он отделан лентами и кружевом. По бокам спадают длинные паты, так же отделанные лентами, и завязанные под подбородком в бант, на подобии банта на груди у платья. В заключение можно отметить, как же все-таки изменчива мода. Одно десятилетие и формы кардинально меняются. Джошуа Рейнольдс создал колоссальную подборку портретов для изучения истории английского костюма. Полвека на своих полотнах он фиксировал изменение причесок, фасонов, тканей и стилей. За модой гнались все, кроме бедняков. Все жаждали знаний о моде. Для удовлетворения их желаний распространялись журналы мод и куклы в элегантных нарядах. Можно провести линию истории английского костюма: от чопорных 50х годов, с этой невероятной броскостью и вычурностью, до конца века, когда от этой усложненности не остается и следа. Литература 1. Дмитриева Н.А. «Искусство Англии XVIII века», краткая история искусств: книга вторая. М., 1996. 348с. Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой | |
Просмотров: 4624 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |