Среда, 23.10.2019, 23:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Женский английский костюм второй половины XVIII века на примере портретов Джошуа Рейнольдса

В своей работе я решила рассмотреть английскую моду второй поло­вины XVIII в. В качестве примера я взяла работы английского портретиста Джошуа Рейнольдса [1]. Он был популярен и создал огромное количество портретов, хорошо отображающих моду различных годов этой эпохи. Из множества его работ я предпочла наиболее интересные, по-моему мнению.

Во-первых, это и наряды, характеризующие различные веяния и модные тенденции, а во-вторых, конечно же, героини его работ. Ведь ни­кто другой, как женщины всегда диктовали моду, первыми улавливали но­вые течения. Это и известные лондонские куртизанки и дамы высшего све­та. Все эти женщины были сильными и по-своему влиятельны.

Так же я затронула вопрос о детской моде. Ведь XVIII век это не только разнообразные корсеты и модные фасоны, но и еще время реформ и серьезных перемен. Сильно изменились семейные ценности. К одежде де­тей стали относится более лояльно, и семья стала очень важной вехой в жизни людей.

И, естественно, нельзя забыть о том, что это эпоха Просвещения. Резкий поворот от радикальных форм к простоте. Любовь англичан к де­ревенскому покою и возрождение интереса к классическим формам, вы­званное раскопками Помпеи в 1755 году.

Английский женский костюм XVIII века развивался в традициях классицизма. Это проявлялось в стремлении к простоте, практичности, удобству, естественности линий и форм.

Во второй половине века наблюдается тенденция приспособить кос­тюм к деловому образу жизни, что сочетается со стремлением к соответст­вию костюма естественным пропорциям фигуры. В 1760 г. англичанки изобрели шарнирные фижмы, что позволило регулировать объем юбки, сжимая ее локтями. В 80-е г. и они исчезают, каркасной остается только верхняя часть лифа. Лиф женских платьев становится более свободным и закрытым: декольте закрывается нагрудной косынкой, рукава предпочи­тают узкие и длинные. Отсутствует пышная орнаментация, исчезают пари­ки с буклями и хвостами, перестают пудрить волосы.

Цветовая гамма - серый, коричневый, оливковый, фиолетовый. В летней одежде - легкие светлые шелковые и хлопчатобумажные ткани, гладкие или с мелким растительным узором.

В связи с семейно-хозяйственным образом жизни женщины - в ее костюме широко используются такие дополнения, как передники, чепцы, наплечные и нагрудные косынки, обувь на низком каблуке.

Поиски новых форм активно развиваются в направлении скромного, делового, строгого костюма - юбки и жакета, напоминающего мужской фрак. Англичанки особенно широко наследуют в своем костюме покрой, форму деталей, элементы отделки мужской одежды: воротники, отвороты, канты, петлицы.

В 70-е г. английский костюм подчиняет себе европейскую моду, бла­годаря удобству, элегантности и практичности. Он становится основным типом городского костюма во всех западноевропейских странах, в том числе и во Франции. Английское влияние во французском костюме, так же как и французское влияние в английском, на протяжении всего периода носит обоюдный характер.

Крой женского костюма XVIII в. отличался большой конструктивно­стью, сложностью, обилием вертикальных разрезных изогнутых линий. По среднему шву спинки прогиб на линии талии сводили на нет к линии низа. Линия борта также имела s-образный прогиб. Плечевой шов смещали в сторону спинки, причем нижний его угол располагался примерно на уров­не лопаток. Благодаря оформлению линий и расположению швов создава­ли изогнутый, вычурный силуэт, узкие покатые плечи, модные в костюме XVIII в. Сверхузкий объем рукава достигался с помощью большего проги­ба локтевого и переднего швов. Отсутствие переката на верхней половинке рукава стабилизировало полученную форму. Эти же особенности были ха­рактерны для карако, казакина и женского платья со складкой Ватто, кото­рое имело сложную драпировку на спинке.

Портреты Джошуа Рейнольдса

1. Леди Каролина Ховард. 1778 г.

Леди Каролина Ховард была дочерью графа Фридриха Пятого. Рей-нольдс изобразил ее примерно в возрасте 7 лет. Ребенок изображен с очень серьезным лицом, я бы даже сказала с каким-то очень взрослым выраже­нием. Хоть она и сидит в достаточно расслабленной позе, разглядывая цве­ты, в ее левой, сжатой руке чувствуется напряжение.

В эту эпоху кардинально изменился взгляд на воспитание детей. Но на манере их одевать это отразилось лишь в последней четверти века.

Англичане первыми отказались от сливания. Одежда для девочек стала сильно отличаться от женской, в начале это касалось только одежды для самых маленьких. Но уже к 80 годам стали носить муслиновые платья с низкими вырезами, высокой талией и часто с короткими рукавами. Как видно на этом произведении на девочке одето именно такое платье белого цвета с голубым шарфом-поясом. Юбка скорее всего падает прямо до ло­дыжек. Затем такой фасон вошел во взрослую моду, около 1785 года, и де­вушки с младенчества могли носить такие платья до двадцати лет и позже.

В качестве головного убора здесь представлен чепец из плиссиро­ванного газа и ленточных петель. В качестве верхней одежды - на девочке, повторяющая взрослую женскую моду - ротонда-пелисс, длиной три чет­верти с капюшоном и прорезями для рук. Она на подкладке и окаймлена атласными или шелковыми рюшами.

2.  Леди Кэтрин. 1776 г.

Портрет 1776 года, вероятно, сделан в связи со свадьбой Екатерины и Чарльза Мура Уорика. Позу молодой дамы можно сопоставить со знаме­нитой классической статуей Венеры, которая считается идеалом красоты. Правда в оригинале, руки расположены немного иначе, подчеркивая скромность и сексуальность. Здесь же Рейнольдс снизил положение рук, и правая тянется к белой лилии, а тень падает на ее гениталии. Это доволь­но-таки символично, так как лилии символизируют невинность и чистоту.

Художник явно уделяет меньшее внимание природе на заднем плане, дабы не отвлекать от героини. Это также подчеркивается цветовым реше­нием- её светлая одежда и цветы явно выделяются на мрачноватом фоне. Что еще раз подчеркивает смысл изображенного.

Лицо девушки явно не выглядит счастливым, уголки губ опущены, и глаза полны печали. Единственное что выделяет ее лицо так это яркий ру­мянец, который также наверное подчеркивает ее невинность.

На леди Кэтрин надет гаун, образованный лифом и юбкой, сшитыми вместе. Платье ниспадает крупными складками от линии талии. Подчерки­вается фигура: приподнятая грудь, узкая талия и наличие бедер. Рукава сделаны из той же ткани, что и платье, собраны у основания, и расши­ряющиеся к запястью. Ткань однотонная светлая, не декорированная. Из украшений на ней только скромная нить жемчуга, украшенная цветком.

По прическе девушки сразу видно, что она из придворных кругов и приверженца экстравагантной моды. Её прическа яйцеобразной формы достигает чудовищных размеров. Хотя одно десятилетие назад в моде бы­ли гладкие прически, собранные узлы, которые носила мадам де Помпа­дур. Такая прическа на полотне Рейнольдса называлась кауфюр, выпол­няемая специальными мастерами - кауферами, требовала много времени на создание и носилась несколько дней. Тут волосы только накрахмалены и украшены лентами, а иногда мастера сооружали из волос целые макеты кораблей. Хотя этот стиль вообще больше ассоциируется с Францией, Англию он, видимо, тоже не оставил в стороне.

3.  Мисс Элизабет Ингрэм. 1757 г.

На своей работе Джошуа Рейнольдс изобразил изысканную женщину, полную грациозности. Прекрасная осанка. Очень красивая и величественная поза. И выражение лица так и говорит о ее хорошем происхождении.

Одета женщина очень модно и красиво. На ней жесткий английский корсет, создающий продолговатый плавный силуэт тонкой талии и при­поднятым бюстом, форма которого поддерживалась китовым усом, распо­ложенным продольно по переду. Юбка - овальный кринолин, появивший­ся как раз в Англии. Нижняя юбка шилась из дорогих тканей с тремя или четырьмя рядами китового уса, вставленного с интервалами от талии вниз. Хотя, возможно, здесь уже использованы небольшие хлопчатобумажные кринолины, которые носили на каждом бедре отдельно. Юбка собрана в складки на талии, швы от талии простираются на панье, складки и сборки застрочены, что бы придать пышность. Платье синего переливающегося цвета украшено цветочными гирляндами.  

4.  Портрет Кити Фишер. 1763-64-е гг.

Кити Фишер была одной из самых известных куртизанок в Лондоне. Она была известна своей красотой, храбростью, остроумием и смелостью при верховой езде. Сам Казанова был поражен ей. В 1766 году она вышла замуж за Джона Норриса, и стала заниматься благотворительностью. Она умерла год спустя из-за отравления свинцом, который добавлялся в косме­тику. Была одной из любимых моделей Джошуа Рейнольдса.

На картине Кити Фишер изображена сидя, она протягивает руки к голубю. Но голубь, по-моему, изображен ненастоящим. Эта птица симво­лизирует душу, нежность и невинность. И возможно, смысл тут таков, что куртизанке не удастся никогда взять его в руки. Вроде он и уже сидит у нее на пальце, вроде вот она его сейчас коснется, а вроде он вообще изо­бражен как-то отдельно, будто рисунок на стене.

Девушка одета в цельный гаун, характерный для того времени. Очень простое платье, его цвет тут определить достаточно сложно. Ее шею укра­шает массивное ювелирное украшение из золота. Известно, что Кити Фи­шер была очень богата, и ни в чем себе не отказывала. Прическа очень про­ста: волосы собранны назад, и завязаны в косичку, обрамляющую затылок.  

5.  Портрет Лавинии Спенсер. 1781 г.

На этом портрете Рейнольдс изобразил Лавинию Спенсер, жену сэра Джона Спенсера, который был первым лордом адмиралтейства. Она роди­лась в 1762 году, следовательно, на портрете ей 19 лет. Впоследствии у них будет 9 детей. Так же перед нами портрет пра-пра-прабабушки леди Дианы.

Считается, что у Лавинии был достаточно тяжелый характер. Она была двуличной и лицемерной, так как не ладила с сестрами Джона, и строила против них коварные замыслы. Это была светская дама. Которая так же хорошо разбиралась в политике и была очень умной и хитрой.

Безусловно, Лавиния Спенсер была очень привлекательной женщи­ной и законодательницей моды. Джошуа Рейнольдс изображает ее на этом портрете очень удачно - молодой, красивой и явно богатой.

Наверняка, Лавиния одета в платье гаун. Ее глубокое декольте при­крывает платок из газа или тонкого полотна, называвшийся - буффон. Бе­зумно модный в эти года. Поверх платья одета накидка, скорее всего из бархата, двух цветов: золотого и бардового, и отделана мехом горностая. Прическа опять же таки, появившаяся как раз в 1780 году, венчает голову леди Спенсер. В это время прически начали расти вширь, волосы сзади со­бирались в пышный пучок или свисали с затылка. Пудра использовалась гораздо реже и в моду вошла естественность.

На голове - дормез - повседневный головной убор. Здесь он отделан лентами и кружевом. По бокам спадают длинные паты, так же отделанные лентами, и завязанные под подбородком в бант, на подобии банта на груди у платья.

В заключение можно отметить, как же все-таки изменчива мода. Од­но десятилетие и формы кардинально меняются.

Джошуа Рейнольдс создал колоссальную подборку портретов для изучения истории английского костюма. Полвека на своих полотнах он фиксировал изменение причесок, фасонов, тканей и стилей.

За модой гнались все, кроме бедняков. Все жаждали знаний о моде. Для удовлетворения их желаний распространялись журналы мод и куклы в элегантных нарядах.

Можно провести линию истории английского костюма: от чопорных 50х годов, с этой невероятной броскостью и вычурностью, до конца века, когда от этой усложненности не остается и следа.  

Литература

1. Дмитриева Н.А. «Искусство Англии XVIII века», краткая история искусств: книга вторая. М., 1996. 348с.  

Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой   

Категория: Всего статей | Добавил: art (30.07.2010)
Просмотров: 4161 | Комментарии: 1 | Теги: портрет, картины, Вид, одежда, портретист, художник, мода, волосы, модель, традиции класицизма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]