СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Особую актуальность за последнее время приобретает тема отслеживания и прогнозирования новых тенденций и направлений. Издательствам потребовались специалисты, пишущие на данные темы, в статьях все чаще употребляется слово «тренд». Появляются новые профессии в этой области. Информационное общество из-за быстрой смены эстетических моделей в большей степени поспособствовало внесению ясности в процесс зарождения и формирования новых тенденций. До настоящего времени этот вопрос остается малоизученным материалом. Тренд (от англ. trend - тенденция, график), - это закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Тренды в моде часто обновляются и заставляют современную публику активно следить за изменениями и соответствовать модным направлениям и новинкам. Модные тенденции формируются общественным мнением, активно выражаются СМИ и телевидением, отражая представления общества о стиле жизни. В экономике тренд - график, иллюстрирующий направление развития рынка. Тренды имеют свой жизненный цикл. Он зависит от ритма, в котором живет индустрия: для индустрии моды и дизайна - срок не более двух лет, для, например, автомобилестроения тенденция может существовать от пяти до семи лет, в архитектуре и градостроении - десять-двадцать лет. В русскоязычной литературе «исследование будущего» именуется прогнозированием, на Западе принят термин Трендвотчинг - (от англ. trendwatching; trend - «тенденция», watching - «наблюдение»), который означает деятельность по наблюдению за новыми тенденциями. Это явление возникло в 50-е годы этого века во Франции с целью отслеживать направления в моде Европы и США. В наши дни, этот термин, как правило, используется для обозначения деятельности узкопрофильных отделов маркетинговых компаний или самостоятельных трендвотчинговых агентств, которые занимаются постоянным мониторингом новых трендов и прогнозированием их востребованности и успешности у конечного потребителя в будущем. Хотелось бы отметить такое явление как симбиоз дизайна и бизнеса, которое поспособствовало включить в маркетинг помимо социальных, культурных исследований также дизайн-исследования. Этот комплексный подход в большей мере помогает разобраться в визуальных предпочтениях и эмоциональных склонностях потребителя и помогает более точно выявить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тенденции. В процессе всей своей жизни человек проходит несколько этапов развития личности. В результате происходит смена социального статуса, ролей, ценностей, установок и моделей поведения. На каждой возрастной стадии развития личности человека доминирует определенный набор ценностей, принципов, соответствующих мировоззрению человека и моделям потребления. Для создания успешной маркетинговой стратегии по продвижению бренда нельзя не учитывать возрастной фактор целевой аудитории, так как воздействие происходит на потребителя через ценности. За годы существования социологии и психологии разработано множество периодизаций развития личности, таких как: периодизация интеллектуального развития Ж. Пиаже1, психосексуального развития З. Фрейда, психосоциального развития Э. Эриксона , сенсомоторного развития А. Гезелла , морального развития Л. Кольберга. В маркетинге наиболее распространенная сегментация потребителей по возрастному параметру обуславливается следующими критериями: психологическое развитие, социальный статус и модели потребления (то есть степень участия при принятии решения о покупке; факторы, влияющие на выбор бренда; предпочтения и другие аспекты) - и представляет собой гибрид известных теоретических подходов к периодизации развития личности. В контекст исследований «трендвотчинга» входят изучение временных отрезков, за которые формируется поколение с его основными чертами, а также выявление основных групп потребителей влияющих на распространение инноваций. Эти моменты хотелось бы особо выделить в данной статье. В Эверетт Роджерс в своей книге «Diffusion of Innovation))5 («Распространение инноваций»), объясняет, процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для общества. То есть, диффузия -коммуникационный процесс, на протяжении которого новая идея или новый продукт принимается рынком. Э. Роджерс в своей работе также исследовал «уровни принятия» различных инноваций. Басс разработал диффузную модель, в которой доказал математически тот факт, что по мере возрастания информированности потребителя о продукте снижается эффективность рекламы, но вместе с тем возрастает весомость межличностной коммуникации, что обеспечивает дальнейшую заинтересованность потребителя данным продуктом. Роджерс создал диффузную модель, подразумевающую распределение потребителей на группы: новаторы - 2,5 %, ранние последователи -13,5 %, раннее большинство - 34 %, позднее большинство - 34 %, отстающие - 16 %. Роджерс описал диффузию инновации в обществе как процесс межличностных коммуникаций, тем самым показав, что нет смысла воздействовать рекламной деятельностью на всё общество целиком. Полностью открыты и готовы к инновациям лишь 2,5 % потребителей. Новаторы изобретают новые вещи, но, как правило, они не пользуются в обществе особой популярностью, так как намного опережают его развитие. Наглядными примерами новаторов могут послужить Александ Род-ченко, Марсель Дюшан, Коко Шанель, Билл Гейтс, Стив Джобс, и т. д. Этот небольшой процент людей задает тон новым течениям в моде и дизайне. За новаторами, как связующие звено эстетической адаптации с обществом, следует группа «ранние последователи» или - «трендсеттеры» (англ. trendsetter; trend - «тенденция», to set - «назначать, устанавливать, определять») Понятие трэндсеттер объединяет в себе такие понятия как инноватор, креативщик, идеолог, законодатель, родоначальник. Такие люди воспринимает новые идеи раньше других, являются лидерами мнений с большим кругом общения, они успешные, активные и авторитетные. Например, в среде музыки, искусства, дизайна трендсеттером может считаться человек, который посещает все выставки, концерты, читает все журналы по теме, лично знает художников и исполнителей. Фактически трендсеттеры - это модные люди, знающие, что сегодня актуально, а что - нет, так как именно они первыми улавливают модные тенденции, которые затем могут стать мейнстримом. «Трендсеттер» это человек, склонный к постоянному поиску инноваций и воплощению их в жизнь, способный нестандартно мыслить и умеющий из нестандартной мысли сотворить новый тренд, идеологию, новшество. Это трендовый лидер, который одновременно может создавать новые тренды, так и являтся их живым воплощением. Среди ярких примеров «трендсеттеров» хотелось обратить внимание на такие личности как; Исидора Дункан, Сергей Дягелев, Коко Шанель. Ли Эделькорт, владелица компании Trend Union, на сегоднешний день является одним из авторитетов в научном прогнозировании модных течений. Принято считать, что она также является одним из первых представителей профессии «трендсеттер». «Разница между прогнозированием и просто скаутингом тенденций очевидна. Скаутинг - это изучение уже существующих явлений, оценка их взаимодействия с окружающим миром и попытка представить, как долго они могут прожить. Я же работаю с явлениями, которые сегодня можно сравнить всего лишь с легким дуновением ветра. Это проблеск будущего, часто не имеющий в настоящий момент никаких фактических доказательств. Я сплетаю воедино нити абсолютно разных потоков информации, будь то разговоры, мнения клиентов, газетные статьи, финансовые отчеты корпораций, фильмы, выставки или fashion-show. Моя работа основана на интуиции. Лишь потом мы прибавляем к интуиции причинно-следственный анализ и философию, стараемся определить и понять последствия замеченных нами дуновений » [1]. Прогнозирование трендов похоже на археологию, только раскопки ведутся не в прошлом, а в будущем. Но чтобы как следует заточить инструмент и взять правильный ориентир трендвочингу требуются материалы исследований по глубинным ценностям поколений. В 1991 американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус создали научно-исследовательский труд «Теория поколений». Проанализировав всю историю США, ученые выявили интересную закономерность. Они обнаружили определенные периоды, когда большинство людей обладают сходными ценностями. Одно из толкований термина «ценность», трактуется как - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. Основой теории стали ценности представителей разных поколений. Ценности формируются общественными событиями и семейным воспитанием. Формирование ценностей происходит до 12-14 лет. Ребенок не оценивает события с позиции "это хорошо или плохо", "правильно или неправильно". Он просто умеет жить в этих условиях. Глубинные ценности являются подсознательными, большинство из них незаметны, но в дальнейшем поколения живут и действуют под их влиянием. Теория возникла на стыке нескольких наук. Нейл Хоув был экономистом и специалистом в области демографии, а Вильям Штраус - историком, писателем и драматургом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как "поколение". Их внимание привлек известный "конфликт поколений", который не связан с возрастными противоречиями. Если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду. Но этого не происходит, дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они. Один из примеров влияния ценностей на поведение людей, так называемый феномен "съешь тарелку до конца". Он возникает, когда бабушки стремятся накормить своих внуков и говорят "в последнем кусочке вся сила". Так проявляется одна из ценностей поколения, пережившего голод и тяжелое военное время - экономность, жизнь про запас. Механизм "работы" ценности напоминает щелчок на глубинном уровне. Люди слышат что-то, и это сразу привлекает их внимание. Они начинают думать: я понимаю, о чем говорят, я могу быть экспертом, я знаю, как в этом жить. На Западе объектом исследования теории стал средний класс общества, который обладает высоким уровнем доходов, может позволить себе значительные расходы на образование, питание, просвещение, культурную жизнь. Применение теории поколений в российской практике имеет свою специфику. По результатам социологических исследований к среднему классу себя относят как минимум две группы россиян. Первая группа - это люди с высоким экономическим доходом и вторая - люди с высоким уровнем образования и не очень высоким доходом. Поэтому в России применяя теорию, специалисты предпочитают использовать термин "большинство". «Поколение GI (поколение Победителей). Годы рождения - 1900-23-е. Их ценности продолжали формироваться до 1933 года. События, сформировавшие ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация. Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений. Молчаливое поколение. Годы рождения - 1923-43-е. Их ценности формировались до 1953 года. События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение. Поколение беби-бумеров или бумеров (от слова "бум", которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы). Годы рождения -1943-63-е. Их ценности формировались до 1973 года. События, сформировавшие ценности: советская "оттепель", покорение космоса, СССР - мировая супердержава, "холодная война", первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. В результате появилось поколение с психологией победителей. Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости. Поколение Х (Неизвестное поколение). Годы рождения - 1963-83-е. Их ценности формировались до 1993 года. События, сформировавшие ценности: продолжение "холодной войны", перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Поколение Y (также названо поколением Сети и поколением Милле-ниум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии). Годы рождения - 1983-2003-е. Их ценности продолжают формироваться и сейчас. События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет - их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение. Поколение Z. Годы рождения - 2003-23-е. На временной границе между поколениями, их смена идет постепенно и зависит от места, где живет человек. Например, в столицах, портовых городах, местах, где много иностранцев - это происходит быстрее. Люди, рожденные на стыке поколений, относятся к переходному или так называемому эхо-поколению. Они обладают ценностями и той, и другой группы. Сейчас на российском трудовом рынке активны три поколения - беби-бумеры, поколение Х и поколение Y. Сего являются сегодняшние пенсионеры - это представители молчаливого поколения и поколения GI» [2]. Ценность объединяет людей, они ее "слышат". В связи с этим теория поколений может рассматриваться как дополнение к классическим маркетинговым исследованиям. Основными потребителями на сегодняшний день беби-бумеры, поколение X и поколение Y. Теория поколений помогает проанализировать особенности различных поколений и предсказать потребительское поведение, исходя из их базовых ценностей. Хотелось бы отметить наиболее яркие тенденции за последнее десятилетие. В эпоху постмодерна стиль фейк оставил явные изменения в характере и образе жизни потребителя. В рекламе и брендинге центр тяжести смещается с манипулирования ценностями потребителя на игру. Пафос, на котором разговаривала реклама, переосмыслен постмодерном и заменен фейком. То, что для пафоса считалось проявлением прекрасного и ужасного, трансформировано фейком в «Glamour» и «Trash». Эти тренды становятся силами в мейнстриме. Человек в социальной среде ощущает себя персонажем с глянцевого журнала, комикса или компьютерной игры. На смену серьезности приходит праздность и развлечение. Человек, примеряя на себе разные образы, осознанно принимает правила игры и старается успеть насладится всем многообразием, предлагаемым современным миром. Тренд «Glamour» - это подача прекрасного с целью приближения к внешнему абсолюту и стремление попасть в идеальный мир «глянцевой жизни». Этот тренд проявился особенно в кругах состоятельной молодежи и стал своего рода упаковкой для легкомысленных желаний и праздного образа жизни. Тренд «Trash» - это fake ужасного, страшного, отвратительного. Этот тренд выделяется как сильно утрированное, гипертрафированное с намеренно заниженной планкой качества, ко всему, что представлялось человеку как эталон нравственного, интеллектуального и авторитетного. За последнее время экология земного шара напоминает нам о том, что становится достаточно заметно последствия человеческой деятельности. Многие факты, говорящие о загрязнении окружающей среды и как следствие изменение климата, обратили внимание на реально существующую проблему. В связи с этим культура потребления меняет свои интересы с малопроизводительного, вредного продукта на экологичные вещи, которые в своем применении не наносят вреда экологии. Эта тенденция стало развиваться с большим темпом в сфере искусства, архитектуры, дизайна, услуг, в продуктах питания, и все основательней входит в стиль жизни потребителя. Сайт trendwatching . com говорит о том, что за последние годы культура потребления сместилась от так называемого эко-уродства (слишком дорогие, малопроизводительные и вредные для окружающей среды продукты) до эко-элегантности (экологичные вещи, которые выглядят ничуть не хуже их менее полезных оригиналов). Таким образом, сформировалась целая ниша продуктов и услуг, своим внешним видом, дизайном, происхождением и т. п. символизирующих «зеленое» отношение к жизни. Появились новые эко-бренды, а именитые производители кинулись выпускать «эко-дружественные» версии своих традиционных продуктов. Яркий пример, Компания Ford of Europe была одной из первых в Европе автомобильных компаний, кто стал продвигать экологически чистые двигатели среди широкой аудитории. Ford оказался в числе трендстартеров для глобального тренда проявления заботы об окружающей среде в коммуникациях. В марте 2007 года агентство Ogilvy Stockholm при разработке рекламной кампании для экологичных двигателей Ford Flexifuel не стали говорить о главном достоинстве продукта прямо. Они придумали совершенно новую концепцию: взгляд в будущее. Притом, в прямом смысле. Минутный ролик, вышедший в эфир в марте 2009 года, демонстрирует зрителям детенышей животных, находящихся в материнских утробах. Еще одной тенденцией на ближайшее будущее становится усталость потребителя от массового производства. У людей все больше появляется желание найти эксклюзивные вещи. После проведенных исследований на российском рынке, к индивидуальному потреблению стремятся люди моложе 25 лет, поколение выросшее после распада СССР, поколение "Y". В отличии от предыдущего поколения, поколение "Y" не хочет подчеркивать своими интересами и покупками отношение к какой-либо социальной группе. Убежденные в том, что все массовое и серийное плохо, они стараются выбирать вещи, подчеркивающие их индивидуальность и неповторимость. Эта группа потребителей старается самостоятельно создавать продукт чуть ли не под своим брендом. Многие компании уловившие первые признаки этой тенденции начинают предлагать потребителю участвовать в создании продукта вместе. Например, компания Nokia запустила проект Nokia Trends Lab, суть которого не только провести концерт, но и вовлечь потребителя в самостоятельное создание заставок для мобильных телефонов, мелодий. Живя в эпоху перемен, мы должны быть готовы меняться сами. Зная, что такое потребитель сегодня, мы можем осуществлять эффективную коммуникацию. 1. Жан Пиаже (фр. Jean William Fritz Piaget) - швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название - генетическая эпистемология). 2. Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне - 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. 3. Гезелл (Gesell) Арнольд Люциус (1880-1961) - американский психолог, специалист в области психологии развития, детской и семейной психологии. 4. Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция -13 мая 1904, Париж) - французский социолог и криминалист. 5. Диффузия инноваций (diffusion of innovation) - это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления. Назван по аналогии с диффузией в физике - процессом взаимного перемешивания молекул различных веществ в смеси. Термин получил широкое рапространение в маркетинге благодаря работе Эверетта Роджерса (Everett М. Rogers) Diffusion of lnnovations ("Диффузия инноваций"), 1962г. (на русском выходило второе издание в 1995г.), в которой он предложил модель описания этого процесса Литература 1. Ли Эделькорт Чего нам захочется в будущем // Коммерсантъ Weekend, 07.03.2008 kommersant . ru(15.03.2010). 2. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений / lab . advertology . ru (29.06.2007). Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 9527
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |