Вторник, 17.09.2019, 14:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Тенденции сближения мужского и женского костюмов в моде 1960-х годов

Тенденции сближения мужского и женского костюмов

в моде 1960-х годов

В 1960-х годах имело место по сути беспрецедентное явление в ис­тории европейского костюма - сближение образного содержания и форм мужского и женского костюмов. Все более массовым становилось проник­новение женщин в трудовые, профессиональные и административные ви­ды деятельности, считавшиеся до того времени почти исключительно мужскими. Аналогично этому женщины осваивали исконно мужские виды спорта и физической культуры, такие как футбол, хоккей, самбо, восточ­ные виды единоборств, культуризм. Происходит процесс сближения соци­альных и индивидуальных (личностных, семейных) ролей мужчин и жен­щин и их образа жизни.

Наступил момент, когда общество осознало этот объективный про­цесс и впервые отразило его во внешнем облике, прежде всего, молодых людей и в их костюме. Традиционное (большее или меньшее в различные исторические периоды) противопоставление полов по их внешнему облику и костюму уступает место идентификации.

Прежде всего, это выразилось в сближении идеалов модного тело­сложения, а затем и в появлении однотипной одежды и обуви одинакового ассортимента и материалов, сходных форм курток, брюк, свитеров, мехо­вых и вязаных шапок, шарфов, гольфов, футболок, кроссовок. Это была одежда, которую с равным успехом могли носить молодые мужчины и женщины и которая получила название «унисекс». Появившись однажды, этот тип одежды уже не уходит, найдя свое место в общей картине реально существующего костюма.

В 1960-е гг. в международной моде происходят специфические явле­ния, получившие названия «мода молодых», «мода хиппи», «антимода». В них отразились глубокие социальные явления: недовольство молодежи За­пада многими фактами окружающей их действительности, извечные кон­фликты поколений, изменение социально-экономического положения мо­лодежи. «В то время как два-три десятилетия назад юноша копировал оде­жду взрослых, поскольку юность могла гарантировать только низкий зара­боток да еще прыщи на лице, положение сейчас резко изменилось» [1].

Экономическое благосостояние работающей молодежи и подростков возросло как никогда ранее, повысилась их покупательная способность, и они образовали свой специфический класс потребителей. Они хотели оде­ваться по собственному вкусу, который был антиподом респектабельной традиционности родительских взглядов и вкусов. Появление массовой по­купательной способности молодых вызвало к жизни появление новой от­расли моделирования и производства одежды, рассчитанной на вкусы, по­требности и спрос молодых. Таким образом, появилась особая от общего направления моды специфическая мода молодых (молодежная мода).

Большой процент молодых людей в обществе был вызван гораздо более ранним, чем это было прежде, физическим развитием - явлением ак­селерации. Мода молодых заново открыла непреходящую ценность моло­дости и юности и присущих им физических и психологических качеств (в отличие от господствовавших в XIX в. ценностей богатства и сытости). Молодость (или, по крайней мере, моложавость) становится одним из са­мых ценимых и престижных качеств человека. Раскрывая и подчеркивая красоту юности, эта мода остро выражала идею эмансипации молодежи, ее социальной, экономической, моральной самостоятельности и независимо­сти от старшего поколения. Молодежная мода рассчитывается на социаль­ное выделение и самоутверждение молодежи.

Таким образом, с помощью одинаковой модной одежды в 1960-е гг. возникает уподобление внешнего облика мужчин и женщин. Особенно за­метно и разительно это проявилось среди молодежи. Одинаково высокие, стройные, длинноногие (под влиянием акселерации), длинноволосые де­вушки - худощавые, как мальчики, и юноши - хрупкие и нарядные, как девушки, в однотипных костюмах бывали так похожи, что их можно было спутать. Не удивительно, что это явилось очень подходящей темой для ка­рикатуристов. Различались они по менее заметным признакам, например, по размеру обуви, расположению застежки. Их внешний облик выражал и подчеркивал те изменения, которые произошли в отношениях между «сильным» и «слабым» полом, когда мужчины вместо защитников и по­кровителей становились товарищами и партнерами.

В «большой моде» эту тенденцию единства мужского и женского костюмов одним из первых подхватил и возглавил, как это и свойственно авангардной направленности его творчества, - Пьер Карден. Он стал вы­пускать единые, согласованные между собой коллекции мужской и жен­ской одежды. В середине 1960-х гг. могло показаться, что женственный стиль мужского костюма стабильно воцарился в мужской моде.

В мужской одежде появляется совсем другая гамма цветов, более яр­кая, особенно для весны-лета, и многоцветные рисунки, например, яркие клетки и полосы для пиджаков и рубашек. В это время Джеймс Олдридж в статье «Диалог о мини-юбке» писал о салоне мужской одежды в Лондоне на Кингз-роуд, где «торгуют вещами самой последней моды. Брюки узкие, держащиеся чуть ли не на бедрах, пиджаки двубортные с четырьмя пуго­вицами, рубашки ярко-красные, черные, розовые или полосатые и галстуки - либо узкие полоски ткани, либо громадные воздушные шары из шелка в цветочках» [2].

В мужской одежде - прежде всего для нарядных костюмов, сорочек, блузонов - начинают использовать материалы, которые в течение многих десятилетий считались сугубо женскими: бархат, парчу с металлической нитью, тонкие шелка, кружево. Так же произошло и с украшениями: куло­нами, браслетами, металлическими цепями, различными амулетами, укра­шенными блестящими камнями. Мужской костюм смело ассимилировал нарядные ткани, роскошные отделки, драгоценности.

Молодые люди с энтузиазмом следовали этой новой эффектной мо­де. Обвинения в «женственности» их уже не смущали и не останавливали. Оказалось, что стремление украсить себя - все с той же силой, как в былые времена - способно захватить и мужчину технократического века. Совре­менники не удержались от иронии по поводу этого, столь непривычного для них явления. «Кем является в глубине души мужчина?» - громко спро­сил известный лондонский модельер Орбах. И ответил: «павлином» [3].

После чего он создал для мужчин очень нарядную одежду в стиле денди эпохи Регентства (XVIII в.), предложив новым денди носить пиджа­ки, очень узкие в плечах и груди, но расширенные книзу, с бархатным во­ротником и манжетами; брюки без заутюженной складки, а вместо галсту­ка - бант всех цветов радуги.

«Впервые за сто лет во внешнем облике мужчины появляются реми­нисценции далекого прошлого: пестрые ткани типа парчи для вечерних костюмов, парчовые жилеты, рубашки, украшенные рюшами и кружевами, как носили в первой половине XIX в. В покрое пиджаков появляется сход­ство с сюртуком XIX в. Мужчины снова начинают носить украшения -массивные перстни, браслеты, булавки для галстуков. Тонкие и гибкие, с подчеркнутыми узкими бедрами, с короткими, как у маленьких мальчиков, или длинными, как у девушек, волосами, они производили впечатление ка­ких-то новых, неизвестных ранее существ» [4].

Надо отметить, что парижские проектанты моды предложили в это же время и иной образ человека, тяготеющий своими ассоциациями не к прошлому, а к воображаемому будущему. Так, Пьер Карден представил свой образ мужчины будущего - не рафинированно-изнеженного потреби­теля жизненных благ, а сильного и ловкого покорителя сверхскоростей и дальних пространств. В своих коллекциях он провозгласил отказ от тради­ционных материалов и классических костюмов с галстуками в пользу кур­ток, блузонов и других изделий нетрадиционного ассортимента, неприну­жденных мягких форм, из вельвета и джерси. Он показал заправленные в мягкие сапоги брюки, создающие линию длинных и крепких ног, широкие пояса, акцентирующие стройный подтянутый торс, головные уборы напо­добие шлема космонавтов.

В 1968 г. «Haute Couture» предложила изысканную форму миди-юбки - удлиненную до середины икры, облегающую бедра и плавно рас­ширяющуюся от колен. Идея вытянутой гибкой линии фигуры понрави­лась и вскоре нашла свое воплощение, однако не в удлиненных юбках, но в брюках, где благодаря их еще большей длине могла прозвучать особенно выразительно. Брюки и брючные костюмы стали пользоваться колоссаль­ной популярностью. Плотно облегающие талию и бедра и расширяющиеся книзу, они носились с пиджаками, короткими куртками, блузами. В конце 1960-х начинают свою долгую карьеру джинсы - «одежда века», хотя их употребление тогда еще сдерживалось рамками официальной моды. Отра­жая реальность, газета «Юманите диманш» в 1970 г. сообщала о «полной победе брюк».

Эти изменения в моде происходили, прежде всего в соответствии с требованиями изменяющихся материально-экономических условий и но­вого образа жизни. Модные установки согласовывались и приспосаблива­лись к новым жизненным потребностям, и мода уже могла рекомендовать новые формы и материалы, исходя из появившихся возможностей потре­бителей и производителей.

 

Литература

1.  Тейлор Д. Одежда, которую носят мужчины // Англия, 1975. № 3. С. 72.

2. Советская культура, 1967. 21 февраля.

3. Kobieta i Zycie, 1967. № 15.

4. Мерцалова М. Глупец тот, кто в моде видит только моду // Декоративное искусство СССР, 1968. № 5. С. 16.

 

Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник


Категория: Всего статей | Добавил: art (14.12.2010)
Просмотров: 3160 | Теги: кастюм, внешний облик, модные, мода, женский костюм, украшение, Мужской Костюм, искуство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]