СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы. Наибольший удельный вес в структуру легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной подотраслей. В настоящее время товары, выпускаемые предприятиями легкой промышленности России, значительно уступают по качеству продукции развитых стран, сравнительно низка производительность труда, выше по сравнению с мировым уровнем затраты на производство продукции. В связи с распадом СССР перед текстильной промышленностью России встал вопрос о сырьевой базе. Зависимость от поставок хлопка -волокна, натуральных шелковых нитей и шерсти из других стран Содружества выдвигает на первый план в сырьевом балансе отрасли химические волокна. Сейчас с примесью химических волокон производится около 20% хлопчатобумажных, 5 % льняных, 81 % шерстяных и более 97 % шелковых тканей, что в определенной степени снижает напряженность в обеспечении отрасли сырьем. В условиях рыночной экономики сырьевой фактор становится доминирующим в обеспечении стабильного развития легкой промышленности, качественного изменения структуры производства и ассортимента продукции. Производство отечественного сырья за период 2001-08 годы снизилось на 9,3 %, существенно ухудшилось и качество вырабатываемого сырья. Существенные проблемы отечественных производителей - дефицит качественного отечественного сырья, экспансия дешевой импортной продукции (преимущественно азиатского происхождения), в том числе контрабандной. Относится практически ко всем сегментам текстильного производства. Для решения проблем легкой промышленности создана Стратегия развития легкой промышленности России, исходя из которой, необходимо развивать собственную сырьевую базу, стимулировать увеличение качественного сырья под мощности, производящие конечную продукцию. (Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года -Приказ от 24 сентября 2009 г. N 853 Об утверждении стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации, разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244). В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами. Учитывая зависимость России от поставок дорогого импортного хлопкового волокна, химического и шерстяного сырья приоритетным направлением в сырьевом обеспечении отрасли должны стать мероприятия по стимулированию развития отечественной сырьевой базы. Россия располагает большими потенциальными возможностями по расширению собственной сырьевой базы - увеличению производства льна (позволяющего частично заменить импортный хлопок и экономить валюту на его закупку), шерсти, химических волокон и нитей, искусственной и натуральной кожи, пушно-мехового сырья. Следует отметить, что разрешить сложившуюся ситуацию с преобладанием в сырьевом балансе отрасли импортного сырья не представляется возможным и в перспективе сохранится достаточно высокий удельный вес в структуре потребляемого отраслью сырья, несмотря на его снижение с 74 % в 2008 году до 49 % - в 2020 году. Это обусловлено высокой долей в структуре потребляемого сырья импортного хлопкового волокна. Природно-климатические условия центральной западной части России и других регионов благоприятствуют развитию производства льна, единственного отечественного растительного сырья. Лен может вновь занять достойное место в экономике России, стать важным фактором роста производства конкурентоспособной продукции изо льна в 36-ти регионах страны, в первую очередь в нечерноземной зоне. Это нашло отражение в утвержденной Минсельхозом России государственной программе о развитии сельского хозяйства на период до 1012 года и в пилотных инвестиционных проектах Вологодской, Ивановской и Костромской областей. Большие возможности имеются в стране по увеличению производства химических волокон и нитей (переработка нефти, газа, угля, производство целлюлозы), в том числе волокон нового поколения. Реализация этих возможностей предусмотрена «Стратегией развития химического комплекса России на период до 2015 года». В частности, предусматривается развитие технологии получения регенерированных полиэфирных волокон, позволяющей решить важнейшую проблему современного этапа - использование вторичных ресурсов. При условии достаточно эффективного соотношения цена / качество на хлопок, велика вероятность организовать в некоторых регионах производство российского хлопка, который может оказаться вполне конкурентоспособным с импортным сырьем. При этом целесообразно создать российскую сырьевую биржу, позволяющую сократить число посредников и нормализовать ценовую конъюнктуру на хлопок. Потребность отрасли в красителях будет удовлетворена в основном продукцией химической промышленности России, хотя по цветовой гамме, чистоте, яркости тона, многообразию оттенков отечественные красители значительно уступают зарубежным. Потребность отрасли в текстильно-вспомогательных веществах будет удовлетворена примерно на 40 % отечественными препаратами, остальная часть - за счет импортных препаратов [1]. Согласно "Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года" доля российской продукции на внутреннем рынке должна составлять не менее 50 %. Не менее 80 % товаров легкой промышленности России должны иметь инновационный характер и патентную защиту. Но в госбюджете на 2009-й год субсидии процентных ставок для организаций текстильлегпрома предусматривали только сохранение сложившейся доли 23 % отечественных товаров на российском рынке. А в речах представителей власти ставились задачи о диверсификации промышленности, об отказе от нефтяной иглы российской экономики, об импортозамещении товаров силами российских производителей. Экономический кризис тяжело сказался на текстильной промышленности, которая так и не заработала в полную силу с уходом из государственной собственности. На фоне общего снижения наблюдается рост производства нетканых материалов, отдельных видов тканей, трикотажных изделий, пальто и плащей. Основные причины спада производства: снижение потребительского спроса в связи со снижением реальных денежных доходов населения и снижение спроса на продукцию легкой промышленности со стороны потребляющих отраслей, что обусловлено падением уровня производства практически во всех секторах экономики. Чтобы вдохнуть жизнь в текстильлегпром, как говорят многочисленные эксперты, необходимо снижать до нуля ставки пошлин на импортное сырье и материалы, которые не производятся в Российской Федерации, освободить от НДС ввозимое технологическое оборудование, что предлагалось правительству как антикризисная мера. Кроме того, необходимо реализовать следующие мероприятия: 1. Повышение конкурентных преимуществ легкой промышленности, спроса и покупательских предпочтений, техническое регулирование. 2.Техническое перевооружение и модернизация производства, институциональные преобразования. 3.Развитие инновационной деятельности легкой промышленности. 4.Защита внутреннего рынка и российского производителя от незаконного теневого оборота товаров, формирование цивилизованного рынка потребительских товаров, создание справедливых условий для конкуренции российской и импортной продукции. Совершенствование системы обеспечения легкой промышленности сырьевыми ресурсами. 5.Развитие трудовых ресурсов, сохранение имеющихся кадров, привлечение молодых специалистов и рабочих. 6. Законодательные аспекты, касающиеся совершенствования таможенно-тарифного регулирования, кредитно-финансовой и налоговой политики; институциональные преобразования, нормативно-правовые акты, необходимые для развития межтерриториальной и межотраслевой кооперации [2]. В текстильном производстве в январе 2010 года, по сравнению с январем 2009 года, производство выросло на 36,3 %, по сравнению с декабрем 2009 года - снизилось на 21,6 %; в производстве одежды, выделке и крашении меха - 97,7 % и 73,8 % соответственно. Снижение производства в январе 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года обусловлено сокращением количества рабочих дней за счет новогодних каникул [3]. Как будет претворяться в жизнь данная Стратегия Правительства РФ покажет время. Литература 1.Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (Приказ №853 от 24 сентября 2009г.) http://www.minprom. gov.ru (20.03.2010). 2.Малый бизнес и легкая промышленность //Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. http://www.osspb.ru (20.03.2010). 3.О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе 2010 г. // Министерство промышленности и торговли РФ. http://www.minprom.gov.ru (20.03.2010). Работа выполнена под руководством Л.К. Сиротиной | |
Просмотров: 3428 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |