СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
В конце ХХ века, в связи с техническим прогрессом и развитием процесса всемирной глобализации, происходит переосмысление костюма, как объекта декоративно-прикладного искусства. В сфере промышленного производства появился новый специалист дизайнер, который наряду с пониманием теоретических основ проектирования костюма должен хорошо ориентироваться в «модной индустрии», понимать основы маркетинга, быть космополитом, владеть основным пакетом графических программ. С формированием проектной культуры, как сложной многоуровневой системы изображение костюма становиться неотъемлемой частью проекта. Изображение костюма рассматривается как определенный этап проектной деятельности, как специфический процесс графического проектирования. Данный этап в свою очередь, подразумевает определенную последовательность в виде следующих стадий: 1. Аналитическая стадия графического проектирования. 2. Творческая стадия графического проектирования. 3. Технологическая стадия графического проектирования. 4. Презентационная стадия графического проектирования. В каждой стадии находит свое отражение тот или иной этап эволюции графического изображения костюма, как процесс формирования художественно образной системы. Аналитическая стадия графического проектирования находит свое отражение в рисунках, набросках, в понимании определенного исторического контекста того или иного изображения, как творческого первоисточника, его определенных эстетических и мировоззренческих условий. Творческая стадия аккумулирует весь богатый опыт графического изображения костюма, используя средства, принципы и приемы, формирование которых складывались исторически под влиянием различных факторов. Графическое изображение в технологической стадии графического проектирования костюма, обнаруживает сходство в определенных моментах с модными экспериментами конструктивистов, с изображениями рисованных журналов. В презентационной стадии графического проектирования прослеживаются черты графического дизайна, как искусства рекламы. При этом интересно отслеживается процесс формирования графического изображения костюма, как сложной образно-художественной системы, на разных стадиях графического проектирования в плане доминирующих образных составляющих. В одном изображении доминирует образ автора, в каком то - явно прослеживается эпоха, с определенными мировоззренческими и эстетическими установками, а в каком-то изображении более ясно прослеживается тема и образно ассоциативный ряд. Одним из аспектов формирования графического образа костюма является выражение образа эпохи. В данном контексте - все многообразие графического изображения костюма, как образно художественной системы, можно разделить на два основных направления, принципиально различающихся отношением к человеческому телу. К первой тенденции можно отнести группу костюмов-образов изображавших костюм, силуэт которых условно соотносится или подчеркивает естественные формы человеческой фигуры. Ко второй тенденции можно отнести группу костюмов - образов представляющих собой абстрактные по отношению к естественной форме человеческой фигуры силуэты, которые отображают в первую очередь эстетические предпочтения того или иного времени, выраженные в определенной пластике, пропорциях и цвете. Очевидно, что подобный подход к изображению костюма реализует определенные культурно-эстетические идеи, а так же выражает рациональный и эмоциональный подход к человеческому образу: - до ХХ века речь в данном контексте идет либо об отрицании телесности, и выявления духовности, либо об утверждении роли костюма как атрибута, позволяющего подчеркнуть различия полов и сословий; - после ХХ века речь идет о пересмотре идеальной фигуры и поиске новых абстрактных форм и формообразующих приемов, о переосмыслении мужественности и женственности, об игре и манипуляции смыслов. Понимание данных нюансов обеспечивает работу в определенной системе координат, в которой есть некие ориентиры и отправные точки для дальнейшего художественного переосмысления. Другим аспектом процесса изображения костюма является взаимосвязь изображения костюма и образа автора. В процессе изучения изобразительного языка формируется творческая манера (авторский стиль) - сложное, комплексное понятие, которое характеризует индивидуально-личностный уровень изобразительного процесса. «Существует изначальная взаимосвязь между конституцией человека и художественными формами, которые он создает. Те природные силы, которые предопределяют его физический облик, психические и духовные особенности личности, а так же специфическая для каждого человека пластика тела, способны проявляться и в его работе. Если человек искренен, все, что он делает, становится зеркальным отражением заложенной в нем способности трактовать форму согласно своему «я». С помощью разума человек может постичь внеличностные закономерности и объективно использовать их. В узком смысле все измерения и построения являются средствами нужными для его деятельности, в самом широком и всеобщем смысле - они являются способом преодоления его природных ограничений» [1]. Существует ряд изобразительных особенностей костюмного эскиза. В костюмном эскизе пространство изображать не нужно. Формируя графический образ костюма, художник решает совсем другие задачи. Многие современные авторы справедливо рассматривают костюм как сообщение, как текст. Графическое изображение костюма - это изображение многозначного сообщения. Чтобы научиться изображать такого рода сложные коммуникативные системы необходимо научится распознавать суть, главный смысл среди прочих смысловых значений, или сознательно сделать на чем- то одном акцент, подчинив ему все остальное. Как в любом художественном произведении в костюме может быть несколько сюжетных линий, но одна из них обязательно должна быть главной, ведущей. Речь здесь идет о выборе автором определенной творческой позиции, формировании концепции графического изображения костюма, что определяет характер сочинения, принципы и методы гармонизации. Графика, как искусство черного и белого дает возможность первичного поиска и определения формы костюма через плоский силуэт, не отвлекаясь на первом этапе на цвет. «Существует четкое разделение графического изображения костюма на две группы художественных произведений, объединенных тем общим принципом эстетического конфликта между плоскостью и пространством, которые совершенно, различны по своему происхождению, по техническому процессу и по своему назначению, рисунок и печатную графику. Различие этих двух групп выступает, прежде всего, во взаимоотношении между художником и зрителем. Рисунок можно сравнить с монологом. Он обладает персональным почерком автора и существует только в одном экземпляре, часто предназначается для внутреннего употребления в мастерской. К данной группе относятся авторские костюмные эскизы, зарисовки, наброски, как черно-белые так и цветные, выполненные в различных рисовальных техниках, с использованием различных графических изобразительных материалов. Печатная графика - прежде всего - растиражированное изображение, которое имеет определенную специфику в технологии изготовления, вследствие чего это - особая композиция» [2]. Изобразительный язык графики костюма, как и любой другой, имеет сложную систему значений и символов, различная комбинация которых позволяет создавать уникальное авторское сообщение. Также он представляет собой определенный свод правил и законов, позволяющих грамотно строить на этом языке предложения и фразы, сочинять стилистически целостные произведения. Такие элементы художественно-графической композиции костюма, как цвет, рисунок, фактура и структура ткани - уже заключают в себе физиологический, психологический и социокультурные аспекты, в которых находят свое отражение как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности воспринимающего субъекта. Основными изобразительными графическими средствами принято считать пятно и линию. Характер, как пятна, так и линии, напрямую зависит от характера автора, его темперамента и предпочтения в выборе изобразительных материалов. Даже один и тот же изобразительный материал каждый художник раскрывает по-своему. Кто-то тяготеет к лаконичности, а кто-то к «много-словности». Характер пятна и линии формирует графический образ, придает ему первичные характеристики. В абстрактном изображении костюма - дает первый намек на материал, например ткань костюма легкая или тяжелая, плотная или прозрачная, струящаяся или с ломкими складками, в изображении фигуры, дает представление о позе, динамике и пластике персонажа, его душе. Графика, как искусство черного и белого дает возможность первичного поиска и определения формы через плоский силуэт, не отвлекаясь на первом этапе на цвет. Силуэт в данном случае - наиболее точная и исчерпывающая характеристика главной формы, которая может быть выражена пятном, линией или комбинацией пятна и линии. Свойства пятна и линии (плотность, прозрачность, фактурность, матовость или блеск, тон, цвет и т. д.) зависит от выбранного материала. Подытожив вышесказанное можно сделать следующие выводы: 1. В процессе графического изображения костюма (за исключением технического рисунка), костюм рассматривается как образно- художественная система. Термин «система» здесь используется, потому что присутствует совокупность взаимосвязанных объектов, а именно неразрывная связь образа человека с образом костюма и манерой изображения - «закодированным образом самого автора». Сложность этой системы состоит в большом разнообразии вариантов сочетания первичных элементов и графических средств. 2. Формирование художественно графического изображения костю- ма на стадии замысла и выбора темы это сложный познавательный про- цесс, внутри которого, автор пытается определиться со своими чувствами, ощущениями и средствами их передачи. Нахождение нужного образа приходит в процессе рисования, в ходе поиска, уточнения и самоопределения. 3. Можно выделить различные функции графического изображения костюма: повествовательная - функция подробной картинки, описание модели модного стандарта, определенного идеального образа; художественная - создание уникального авторского образа, сообщения; техническая - изображение виртуального образа, с подробным изложением конструктивных особенностей и перечислением деталей и их технологической обработки. Литература 1. И. Иттен Искусство формы. М.: Д. Аронов, 2006. 135 с. 2. Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства. М.: В. Шевчук, 2004. 364 с. Работа выполнена под руководством проф. М.Ю. Германа | |
Просмотров: 2712
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |