Вторник, 17.09.2019, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Методические основы разработки ИТ-стратегии на предприятии

Информационные технологии занимают уникальное положение в со­временном обществе. В отличие от других научно-технических достиже­ний средства вычислительной техники и информатики применяются прак­тически во всех сферах интеллектуальной деятельности человека, способ­ствуя прогрессу в технике и технологии.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с ис­пользованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто назы­вают ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изу­чающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработ­кой и хранением информации; вычислительную технику и методы органи­зации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подго­товки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введе­ние должно начинаться с создания математического обеспечения, форми­рования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных ИТ:

•компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;  

•хранение больших объёмов информации на машинных носителях;  

•передача информации на любые расстояния в ограниченное время. 

ИТ-стратегия, или стратегический план развития информационных технологий - это сценарий, по которому предполагается развивать инфор­мационно-вычислительные системы предприятия. Он помогает понять, ка­кие области производственно-хозяйственной деятельности предприятия больше всего нуждаются в автоматизации. Фактически ИТ-стратегия пред­ставляет собой документ, который адресован руководителям компании и отвечает на вопрос, как использовать ИТ для развития предприятия, что для этого нужно сделать и какие финансовые, кадровые и иные ресурсы понадобятся.

В понятие «ИТ-стратегия» входят:

•описание существующей и будущей архитектуры информаци­онных систем и данных;  

•описание "железной" инфраструктуры (персональные компью­теры, серверы, сети), которая обеспечивает работоспособность информа­ционных систем предприятия;  

•структура и численность ИТ-службы, которая обслуживает информационные системы и оборудование;  

•расходы на ИТ, которые включают в себя внутренние затраты компании, а также затраты на услуги и продукты внешних поставщиков, консультантов и интеграторов;  

•укрупненное осписание важнейших ИТ-проектов.  

Что дает ИТ-стратегия предприятию? Экономию времени, денег и труда, и этот эффект хорошо иллюстрируется примером автоматизации территориально распределенного предприятия. Так, региональный филиал крупной компании обращается в центральный офис с запросом: какую программу покупать для автоматизации финансового учета? Выбор широ­кий - от недорогих российских учетных систем до западных интегриро­ванных продуктов, причем в филиале склоняются к западному программ­ному обеспечению. Однако в центральном офисе отвечают: согласно имеющемуся у нас стратегическому плану развития ИТ через год начнется внедрение учетно-управленческой системы в масштабе всей компании. Так что, если очень нужно, купите недорогое промежуточное решение, но при этом готовьтесь к корпоративному проекту - приводите в порядок спра­вочники, описывайте хозяйственные процессы и т. д. Зная о планах цен­трального офиса, филиал откажется от покупки дорогостоящего про­граммного обеспечения. С одной стороны, это позволит ему сэкономить деньги, с другой - потом ему не придется тратить силы на интеграцию своей системы с новой системой компании. Кроме того, филиал успеет подготовить свою нормативно-методическую базу до начала корпоратив­ного проекта.

Основной показатель качества стратегии - ее пригодность для реали­зации. Чтобы стратегический план не попал в корзину или в архив, он должен удовлетворять определенным условиям: прежде всего, быть увя­занным со стратегическими целями развития бизнеса предприятия и пре­дусматривать запасные варианты на случай неблагоприятного развития событий, то есть осложнений в ходе автоматизации.

Составляющие хорошей ИТ-стратегии:

•результаты анализа хозяйственных процессов предприятия, а также степени их автоматизации;  

•детальный анализ требований к информационно-вычислительным системам  

•несколько вариантов развития информационных систем (самый дорогой, самый дешевый), с оценкой рисков для каждого варианта;  

•оценки стоимости, сроков и ресурсов для соответствующих ИТ-проектов.  

Кроме того, хорошая стратегия не привязана к конкретному поставщику оборудования или программного обеспечения, а также состоит из нескольких этапов и предусматривает возможность изменений. Основные отличия обычных ИТ-планов от стратегии:

•короткий срок планирования (обычные планы составляются на год, тогда как стратегия разрабатывается на три года);  

•привязка к конкретным продуктам;  

•отсутствие анализа степени автоматизации хозяйственных процессов;  

•слабая связь с потребностями бизнеса, которая объясняется малым участием в ИТ-планировании самой заинтересованной стороны -руководителей и ключевых пользователей.  

Разработка стратегического плана развития ИТ - это сложный и конфликтный процесс. Тем не менее, многие предприятия обзавелись ИТ-стратегиями, и это доказывает, что проблемы можно преодолеть.  

Литература

1.    Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении: Учеб­ное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 72 с.

2.    Ермошкин Н.Н., Тарасов А.А. Стратегия информационных техно­логий предприятия. М.: Издательство МГУ, 2003. 360 с.

3.    Граничин О.Н. Информационные технологии в управлении: Учеб­ное пособие. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 336 с.

4.    Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные техно­логии управления: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во Питер, 2005. 320 с.

Категория: Всего статей | Добавил: art (19.07.2010)
Просмотров: 1636 | Теги: ИТ-специалист, научных, современных ИТ, ИТ, технологических, Информационные технологии, инженерных дисциплин, ИТ-стратегия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]