СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Дизайн рекламы не добавляет ничего принципиально нового к уже существующим элементам дизайна. К ним по-прежнему относятся форма, размер, линии, пробелы, цвета, тона, текстуры, шрифты. К наиболее универсальным принципам нужно отнести композиционные принципы: цельность (целостность), формат и размер изображения, равновесие, точка зрения, контраст, пропорциональность, последовательность и направленность, цвет и цветовые гармонии. Одним из основополагающих признаков композиции является - целостность. Целостность - это неразрывность элементов композиции, подчиненность их единой конструктивной идее. Стремление к композицион-ности, по определению В.А. Фаворского, есть «стремление цельно изображать разнопространственное и разновременное в рамках одной композиции схеме, конструкции» [1]. В рекламе все ее элементы - фотографии, иллюстрация, заголовки, текст, логотип - тесно взаимодействуют, и в рамках единой совокупности определяют общий эффект рекламы. Дизайнер создает гармонию, если он подбирает элементы по их совместимости и располагает так, чтобы они соответствовали друг к другу. Элементы будут лучше отвечать принципу целостности единства, если они родственны по форме, размеру, текстуре, цвету и направлению. Проблема единства становится еще острее, когда дизайнеру приходится работать с рекламой необычной конфигурации, если она, например, узкая и длинная, или, наоборот, занимает разворот. Проектируя разворот необходимо придерживаться следующих рекомендаций: использовать на обеих страницах один цвет, один стиль и один шрифт; провести ось на левой странице, но подчинить ее элементы правой; заголовок может пересечь сгиб и захватить вторую страницу, при этом сгиб должен проходить через промежуток между словами, а не между буквами; фотография может располагаться на обеих страницах, но нужно, чтобы сгиб не приходился на важные элементы. Нельзя, например, чтобы сгиб проходил через лицо главного персонажа рекламы; использовать графические приемы, усиливающие направленность восприятия. Целостность и единство композиции может достигаться простотой оформления. Необходимо избегать излишнего обилия выделений - это ослабляет публикацию и понижает ее влияние на читателя. Формат и размер изображения. Различные формы рекламного модуля могут придавать его объектам разный характер. Круглая форма говорит о спокойной завершенности. Овальное изображение хорошо сочетается с округлостью лица человека и придает ему мягкость и женственность. Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения, а чрезмерно вытянутое по горизонтали прямоугольное изображение, наоборот, сковывает и принижает изображаемый объект. Равновесие. Когда композиция рекламы уравновешена, она находится в состоянии внутреннего покоя, хотя элементы ее - фотография, заголовок и текст - могут быть очень динамичны. Равновесие достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости рекламной публикации. Исходной точкой является оптический центр. Это своеобразная осевая линия. Все элементы рекламы должны определенным образом уравновешивать друг друга относительно оси. Наиболее просто равновесие достигается за счет одинакового размера или формы. Хотя, это и наиболее скучный вариант баланса. Равновесие может быть достигнуто и для неравных объектов, например, когда один объект яркий, а другой - темный. Существует два вида равновесия: формальное и неформальное. Формальное равновесие - абсолютная симметрия, при которой парные элементы по обеим сторонам объявления имеют одинаковый оптический вес. Такое равновесие используется, когда нужно подчеркнуть достоинство и стабильность образа. Неформальное равновесие. Размещая элементы разных размеров, форм, световой интенсивности или затененности на разных расстояниях от оптического центра, можно достичь визуального равновесия. При неформальной уравновешенности оптическое равновесие тоже выдерживается, но оно достигается более сложными методами - асимметричным расположением элементов относительно главных осей рекламы. В большинстве рекламных объявлений используется неформальное равновесие, так как оно делает рекламу более образной и эмоционально насыщенной. Точка зрения. Выразительность изображения зависит от умения дизайнера находить максимальную выразительность объектов и их сочетаний. Каждый из них может по-разному показывать свои особенности при разных точках зрения. Например, горизонт на уровне глаз создает спокойное впечатление, а высокий горизонт открывает больше пространства. Низкая точка зрения используется, когда нужно подчеркнуть большие размеры изображаемых объектов (например, для создания эффекта монументальности). Контраст. Выразительность композиции усиливается, если она строится на сопоставлении большого и малого, тяжелого и легкого, динамичного и неподвижного, квадратного и округлого и т. п. Контраст делает композицию интереснее, придает публикации живость и привлекательность. Уравновешивая текстовые блоки и иллюстрации участками пустого пространства, можно создать эффект контраста, благодаря которому публикация будет производить впечатление «цветной». Яркие, запоминающиеся публикации, как правило, очень контрастны. Любая страница или разворот в таких работах имеют четко очерченные светлые и темные области, и иллюстрации в них чередуются с участками пустого пространства. Также можно использовать и слабоконтрастный вариант оформления. В этом случае все страницы документа или части отдельной страницы смотрятся в виде ровного серого поля. Такой дизайн характерен для деловых отчетов, официальных бумаг и публикаций, где фотографий сопровождают либо иллюстрируют текст. Пропорциональность. Для рекламного дизайнера пропорции создаются соотношениями размеров, т. е. отношениями ширины рекламы к ее высоте, размера площади одного элемента к размеру площади другого, величинами промежутков между элементами. Чтобы добиться надлежащих пропорций в рекламе, дизайнер располагает промежутки между элементами таким образом, чтобы глаз читателя не улавливал стандартных математических отношений. Обычно дизайнер избегает деления рекламы на две, три или четыре равные части. Оптимальные пропорции рекламного объявления можно определить как 3:2 или лучше - 5:3. Неплохих решений можно добиться, используя активные вертикальные и горизонтальные пропорции. Квадрат с его одинаковыми сторонами не всегда не является наилучшим конструктивным элементом. Последовательность и направленность. Направленность в рекламной публикации должна быть ярко выражена. Как отмечает Маргарита Виноградова: «Дизайнер должен устанавливать правильный порядок восприятия читателем элементов рекламы. Для этого существует целый ряд приемов: могут быть изображены люди или животные, следуя взгляду которых глаз читателя перемещается на следующий важный элемент объявления. Мнемонические символы, такие как указывающий палец, прямоугольник, линия, стрелка, курсор «мыши» также способствуют переключению внимания с одного элемента на другой. Восприятие движется от более крупных к более мелким элементам, от черных - более светлым, от цветных к бесцветным, от необычных форм к обычным» [2]. Часто удается найти более тонкий способ управления взглядом читателя и добиться большей эффективности, например, повторять формы и размеры, вкладывая в них разное содержание. Такой прием основан на повторении форм и размеров. Акцент. Приступая к проекту дизайнер должен решить, на каком элементе рекламы надо сделать акцент: на фотографии, заголовке или тексте. Приняв решение, он подыскивает пути концентрации внимания на нем. Он может выделить фотографию, рисунок, увеличив его размеры, придать ему выпуклость, окраску. Акцент в первую очередь достигается посредством контраста между выделяемым и второстепенным фрагментами. Акцент может достигаться резким изменением направления, размера, формы, текстуры, цвета, тона и линий. Цвет и цветовые гармонии. Серьезной проблемой для дизайнеров рекламы является правильный выбор цвета, так как люди в большинстве способны очень хорошо воспринимать этот язык. Отдельные и взятые в сочетаниях цвета наполняются порой совершенно особым значением, ведущим к самым разнообразным ассоциациям. Знание физиологических и психологических особенностей цветовых сочетаний - залог успешной работы рекламного дизайнера. Приведем несколько примеров: в рекламах кофе преобладают коричневые тона; в рекламе молочных продуктов - оттенки белого цвета; - для рекламы детской одежды и средств гигиены используются нежные пастельные тона и т. д. Чтобы внушить доверие к тому или иному продукту, в рекламе используют различные оттенки цвета: качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым цветом; прохлада, прозрачность и чистота в рекламе различных напитков передается светло-голубым и т. д. Таким образом, использование композиционных принципов рекламного дизайна, и в особенности таких как - равновесие, единство, размер (формат), цвет в большей степени способствуют повышению уровня воздействия рекламы. Принимая решение о выразительности или преобладании того или иного элемента нужно помнить, что рекламное произведение будет цельным, если все его элементы взаимосвязаны, согласуются с друг другом, подчинены общей идее. Литература 1.Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. С 34. 2.Виноградова М. Искусство печатной рекламы // Рекламные технологии, 2000. № 1. С.10-11. Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 3548 | Комментарии: 4
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |