СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Одним из ключевых элементов конкурентности предприятия являются кадровая политика и методы работы с кадровым составом. Поэтому не случаен рост интереса к разработке и использованию методик оценки трудового потенциала индивида и его соответствия требованиям профессии. Такие методики позволяют объективно решать вопросы подбора кадров, адекватно оценивать уровень квалификации исполнителей, обеспечивать профориентационное ориентирование людей, вынужденных приобретать вторую профессию и др. Основы подобного анализа профессий заложены в трудах учёных-Дж. Голланда, Климова, Марковой, Платонова, Котелова, Струмилина и др. С позиций системного подхода предметом анализа являются с одной стороны - содержание, условия, а в ряде случаев, режимы труда, а с другой - комплекс качеств организма и личности человека. В работе данный подход использован для разработки психологической характеристики профессий наиболее массовых на рынке труда в швейной отрасли. Ниже представлена разработанная формула для смежных профессий - швеи, оператора швейного оборудования, термоотделочника, включающая два равнозначных компонента: трудограмму (характеристику труда) и психограмму( характеристику человека в труде). Трудограммы для рабочих в швейном производстве представлены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 46, в разделе «Швейное производство». Термин «психограмма» введён в начале ХХ века немецким психологом В. Штерном. Психограмма представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объём психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. Спецификой составления психограммы в целях профессионального отбора является ориентация на изучение профессионально важных качеств (ПВК), определяющих профессиональную пригодность человека к работе по данной специальности и на конкретной группе операций производственного процесса. Формула профессии - это не жёсткая схема квалификационной характеристики, а живая модель личности, могущая быть использованной как эталон в профессиональном обучении, при диагностике и пр. Поскольку в формуле заложены требования общества к специалисту (к его задачам, средствам, результатам его труда), то её можно использовать как основу стандарта, принятого в обществе в данное время. Формула, составляемая с целью профотбора, должна быть ориентирована на выявление наиболее стабильных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности результатов труда. В ней должен быть дан наиболее полный перечень к личностным свойствам человека и противопоказаниям, не позволяющим использовать человека в рамках исследуемого трудового процесса. ПСИХОГРАММА Профессиограмма рабочих швейной отрасли
В табл. перечислены профессионально важные качества, которые
необходимы в той или иной степени для всех рабочих, работающих в массовом
производстве, но уровень важности тех или иных требований (высокий, средний,
низкий) различен по группам операций.
Профессионально важные качества Профессионально важные качества швеи Уровень значимости 1 Сенсорная деятельность 1.1 Острота зрения при повышенной нагрузке на зрительный анализатор 3 1.2 Точный глазомер - линейный и объёмный 2-3 1.3 Различение цветов и их оттенков 1-3 1.4 Тонкая осязательная чувствительность пальцев рук 1-3 1.5 Тонкая кинетическая чувствительность, особенно суставов мышц правой руки 1-3 2 Мыслительная деятельность 2.1 Наглядно - действенное мышление 1-2 3 Моторная деятельность 3.1 Преобладание исполнительно - двигательной активности 1-2 3.2 Высокая координация глаз, рук, ног при одновременной работе с механизмами 1-3 3.3 Ловкость (тренированность) рук 1-2 3.4 Точный расчёт движений при управлении машиной 1-3 3.5 Скорость выполнения действий и быстрота реакции 1-3 4 Профессиональные особенности внимания 4.1 Длительная концентрация внимания 2-3 4.2 Устойчивое внимание к нескольким объектам с периодической концентрацией и переключением внимания 1-3 5 Профессиональные особенности памяти 5.1 Преобладающие виды памяти: кинестетическая, зрительная и тактильная 1-3 5.2 Снижение нагрузки на память при выработке профессиональных навыков 1-3 6 Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы 6.1 Высокая исполнительская дисциплина 2-3 6.2 Эмоциональная устойчивость 2-3 6.3 Способность к взаимодействию и поддержание контактов с людьми 2-3 6.4 Аккуратность и
организованность
2-3 Например: для операции по прокладыванию отделочных строчек по линиям соединительных швов рабочий должен обладать высоким уровнем линейного глазомера; для прокладывания отделочной строчки по шву втачивания рукава обязательно высоким уровнем объёмного глазомера; при прокладывании внутренних строчек должна быть более развита скорость выполнения действий и быстрота реакции. Избранный подход позволяет устанавливать связи и выполнять подбор рабочих кадров в соответствии с психологическими особенностями личностей. Работа выполнена под
руководством проф. Г.В. Колотиловой | |
Просмотров: 5302 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |