СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Рассмотрение практики выставок, начиная с конца XVIII и до первой половины ХХ века указывает на то, что появление выставочных проектов, подобных Документе или Венецианской биеннале, было вполне логичным. Как во времена первых академических выставок XVIII века, так и во второй половине ХХ века, когда масштабные выставки устраивались в соответствующих художественных институциях, предпосылкой к формированию специфических типов выставок оставались схожие факторы, включающие, помимо культурной ситуации, экономические и социальные условия. Эволюция выставочной практики
началась, по сути, с самого начала возникновения выставки как культурного
феномена. Выступление художника в новом качестве - не придворного художника,
делающего свою работу по заказу некоего высокопоставленного индивидуума или
церковного заказчика, а «выставляющегося художника», предлагающего свои работы
для обозрения публике и получающего в результате этой практики некую
символическую, а опосредованно, и коммерческую прибыль, начинается во второй
четверти XVIII века. До этого, хотя и существовала практика академических
выставок, их привлекательность для художников была сомнительной. В частности,
во Франции, в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже в течение
правления Людовика XIV (1661-1715) прошло только шесть выставок. С 1725 по 1848
гг. выставки устраивались в салоне Карре в Лувре, после чего название «салон»
стало означать официальную парижскую выставку. Салоны проводились с
периодичностью в один-два года до 1848. В 19 веке отношения между художником,
публикой и критиком стали проблематичными, и, скорее, напоминали некую борьбу,
если не переходили иногда в открытую агрессию, какую, например, вызвала
выставленная Эдуардом Мане в Салоне Одним из основных вопросов художественной практики ХХ века стал вопрос различения искусства от неискусства и попытки обосновать новые критерии такого различения (или их отсутствия). В связи с этим традиционная значимость выставочного пространства сохранялась, а может быть, приобретала ещё большую актуальность для так называемых «больших проектов». Зеемановское понятие «охранной зоны» предполагало не только гипотетическую защиту художника от упреков в нарушении моральных норм, оскорблении чьего-либо вкуса или эстетики, но в прямом смысле слова охрану объектов в хорошо оборудованном витринами, сигнализацией и находящимся под наблюдением пространстве, где выставленные объекты нельзя трогать, перемещать, исследовать, портить, подвергать слишком громкому нелицеприятному обсуждению. То же касалось, по крайней мере, в течение первого десятилетия своего появления, и новейших художественных практик: акции, перформансы и хэппенинги по преимуществу проходили в тепличной, «защищенной» обстановке музеев и галерей. Предпосылки к появлению
программных выставок, «больших проектов» ХХ века появлялись ещё в XIX веке.
Развитие выставочной традиции ко второй половине XIX века привело к осознанию
художниками необходимости поиска совместных, общих творческих практик или
«групповых стратегий» [1], по выражению О. Бэчманна. Если в период романтизма
художник представлялся гордым одиночкой, то во второй пол. XIX в. потребность
в неком объединении пересиливала интенцию к самодостаточной и автономной
художественной практике. Художник начинал окружать себя не столько учениками,
ориентирующимися на манеру и стиль мастера, сколько единомышленниками,
имеющими индивидуальные художественные воззрения, но способными объединиться
по принципу приемлемости и целесообразности совместного участия в выставках,
как это было у импрессионистов. Понимание того, что иная творческая манера
(первоначально публика воспринимала произведения импрессионистов как мало
отличающиеся от набросков или как попытки обнаружить, «развенчать» технические
тонкости живописи), отличная от общепринятой салонной живописи, нуждается в
отдельном выставочном пространстве, являлось знаковым с точки зрения эволюции
выставочной практики. Серьезное значение стало придаваться тому, рядом с
какими работами повешено то или иное произведение. Кроме того, переосмыслено
было оформление выставок: экспериментировали со сменой традиционных рам на
белые (впервые использованы Писсарро и Дега на выставке То, что позднее, в искусстве второй половины ХХ века станет обычным и неизбежным - констатация временной, сиюминутной актуальности художественного объекта или жеста, заявляющего свою ценность здесь и теперь - в зафиксированный публичным интересом, сенсацией или намеренным документированием момент, было впервые выражено буквально основоположниками Венского Сецессиона Коломаном Мозером и Герман-ном Баром: Мозер выполнил аллегорическую мозаику над входом в средний зал Сецессиона, включающую фразу Бара: «Дайте художнику показать его мир и рожденную с ним красоту, которая никогда не существовала ранее, и никогда не повторится снова». Эти символические слова, произнесенные (или, скорее, воплощенные) вопреки «вневременному» тяготению к «тотальному произведению» или «тотальному дизайну», стали гипотетическим мотто ко многим произведениям ХХ века с его настойчивой секуляризацией «старых, бывших» форм, непреодолимым стремлением к новизне и оригинальности и тем «темпорально-сентиментальным» [2] взглядом на мир, о котором пишет А.В.Степанов, который предполагает обостренное осознание традиции и столь характерен для эпохи постмодернизма с её сосредоточенностью (пусть рассеянной и насмешливой) на прошлой, пройденной культуре. Подобной логике следовал и Ганс Зедльмайер, говоря об искусстве XIX и ХХ веков как выражающем «время». Сокуратор Х.Зеемана на Документе 5 Базон Брок пишет о привязанности к традиции как непременной составляющей современности: «Тот, кто современен, точнее, духовно современен, для того и прошлое и будущее являются реалиями его современности. Если модус времени и имеет смысл, то как действующие в современности прошлое и будущее. Постмодернизм и постистория являются современными явлениями, в которых множественность прошедших событий и ожиданий будущего существуют одновременно и рядом. Это не прощание с историей, а явление истории в качестве современности. Так много истории и так много будущего не появлялось никогда - это признак современного уровня развития» [3]. Радикальные попытки порвать с традицией были бы невозможны без её обостренного ощущения, но такие явления как Венский Сецессион обозначили переход от сознания некого художественного континуума, предполагавшего преемственность в искусстве: от следования канону до личной преемственности - от учителя к ученику, «последователям», «подражателям» и «школе» -до уникального, индивидуального искусства, возможного лишь в данное время. Действительно, уникальность художественной манеры, зачатки модернистской парадигмы с её претензией на единичность и универсальность художественного языка поломали традиционные представления о преемственности, существовавшие ещё достаточно полноценно в первой половине XIX века. Сложившаяся зависимость от «своего», фиксированного и конечного времени и понимание того, что потом будет «другое», «новое» искусство, были, вполне вероятно, одной из самых значительных причин, по которым искусство ХХ века гипертрофированным и болезненным образом воспринимало свою воображаемую миссию откликаться на все трагическое, напряженное и пугающее и дистанцироваться от всего спокойного, уравновешенного и привлекательного (в духе традиционной эстетики). Апокалиптичность этого искусства во многом была обязана ощущениям ценности темпорального, преходящего, конечного. Возвращаясь к вопросу эволюции выставочной практики, приведшей к появлению «больших проектов» ХХ века, нельзя не затронуть вопрос силы и бессилия - в конечном счете, вопрос власти (над публикой, массовым сознанием, инстинктами, бессознательным, стремлением испытать страх или удовольствие). Парадоксально, что часто именно вопрос власти над чувствами и умами уводил художника от погружения в «чистое искусство», «искусство для искусства» в духе художников-отшельников, поскольку предполагал взаимодействие и определенные отношения со зрителем. Напряженные в истории выставочной традиции отношения с публикой были доведены в выставочных проектах конца ХХ века до абсолюта, гипертрофированы в желании шокировать или поразить посетителей выставки. 1 Herrschaft, F. Interview with Harald Szeemann. Папка dA — AA- Mp.94. -Архив Документы в Касселе. Листовка "Die Bauernschaft fuer Recht und Gerechtigkeit". Архив Документы в Касселе. Папка dA — AA- Mp. 142. Литература 1.
Baetschmann, O. The Artist in the Modern World. 2. Степанов А.В. О корректности суждений применительно к «актуальному» искусству. Рукопись, 2007. 3.
Brock, B. Zeitkrankheit. Therapie: Chronisches Warten // Zeitreise: Bilder, Maschinen, Strategien,
Raetsel. Zuerich; | |
Просмотров: 1715
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |