Вторник, 17.09.2019, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Дефиле как компонент нон-дизайна и способ эффективного рекламирования в индустрии моды

Нон-дизайн как термин, возник сравнительно недавно и является, по сути, противопоставлением «классическому» дизайну вещей. Термин «нон-дизайн» переводится как «не дизайн», что подчеркивает его основ­ную задачу - это дизайн невещественный, дизайн общественных взаимо­отношений и контактов. Нон-дизайн организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения. Задачи нон-дизайна - это задачи, относи­тельно которых нет жестко определенных условий, это всегда открытые программы, характер которых нельзя определить на основании объектив­ной информации [1].

Нон-дизайн в индустрии моды определяет характер взаимоотноше­ний как внутри компании, так и в общении с целевой аудиторией бренда. В зависимости от поставленных задач, с помощью нон-дизайна будет под­черкиваться демократичность или элитарность бренда, консервативность или ультра-современность, возрастная категория, половая принадлежность целевой аудитории бренда и прочее.

Дефиле, являясь компонентом нон-дизайна в индустрии моды, - это прекрасная визуальная коммуникация между зрителем (потенциальным клиентом) и автором (дизайнером или креативной группой бренда).

В индустрии моды, на сегодняшний день, используются различные способы рекламы. Наиболее распространенные: видео-реклама, печатная реклама в «глянцевых» изданиях, интернет-реклама и дефиле.

Нужно отметить, что видео-, печатная и Интернет-реклама имеют более широкую целевую аудиторию, чем дефиле. Оно, в отличие от выше­перечисленных способов рекламы, имеет сравнительно узкую и специаль­ную аудиторию. Как правило, это особые, VIP1 клиенты бренда или Мод­ного дома, пресса, байеры . При этом на создание и проведение дефиле тратятся огромные суммы денег. Например, американская компания, яв­ляющаяся одной из известнейших мировых компаний по производству женского белья - Victoria's Secret (в русскоязычных текстах - Виктория Сикрет), по данным Интернет-источников, тратит на один свой показ от четырех до шести миллионов долларов. В подготовке и проведении показа бывает занято более двух тысяч человек. Хотя само дефиле может длиться менее получаса, а число людей, присутствующих на показе, как отмеча­лось выше весьма ограничено.

Тем не менее, дефиле - один из эффективнейших способов рекламы в индустрии моды. Чем это можно объяснить? Согласно «Пирамиде по­требностей», которую составил Абрахам Харольд Маслоу , существует пять уровней человеческих потребностей. По его мнению, удовлетворив базовые потребности - физиологические, человек решает следующую за­дачу - удовлетворение потребности в самосохранении. Только после ре­шения этих жизненно важных вопросов человек занимается удовлетворе­нием социальных потребностей, потребностей в признании и, наконец, в самоутверждении. Из этого следует, что удовлетворение потребности в престиже, особой индивидуальности и общественной значимости доступно весьма ограниченному числу людей [2].

Дефиле - как визуальная коммуникация между производителем оде­жды и его потенциальным клиентом как раз охватывает два верхних «эта­жа» этой пирамиды. Удовлетворяется чувство престижа, сопричастности к определенной группе людей, позиционирующих себя как элиту в опреде­ленной социальной группе. Также удовлетворено чувство особой индиви­дуальности - вы приглашенный гость показа (особенно если показ камер­ный, для небольшого количества людей), что подчеркивает особое отно­шение к вам.

Даже исторически дефиле создавалось как элитарная демонстрация одежды. Идея показа моделей в форме дефиле принадлежит Полю Пуаре4, однако, еще до Поля Пуаре в середине XIX века, основатель искусства Вы­сокой моды Чарльз Фредерик Ворт стал показывать новые модели - сперва на своей жене, Марии Ворт, а потом на хорошеньких дамах - клиентках или актрисах [3].

Возвращаясь к понятию нон-дизайна, хотелось бы отметить, что де­филе - это гибкая система демонстрации. Ее характер полностью опреде­ляется философской концепцией дизайнера бренда. Также, учитывая то, что дефиле по своей сути близко к театральной постановке, некоторые ди­зайнеры напрямую стали использовать непредсказуемость и импровизаци-онность, характерную для некоторых театральных постановок. То есть иногда клиент, пришедший увидеть дефиле, мог увидеть нечто другое.

Так поступал известный итальянский дизайнер Франко Москино. На показе своей коллекции «1989 Couture!» Москино прервал шоу на середи­не и запустил видеоролик на тему: «Показы мод могут быть опасны для вашего здоровья!». Необходимо знать и понимать личность этого дизайне­ра, чтобы оценить его поступок. Франко Москино - уникальный итальян­ский дизайнер, "enfant terrible" (ужасное дитя) моды, который называл мо­ду «вампиром» и «безукоризненным монстром», отчаянно боролся со стандартами и лжеценностями общества потребления. Обладая исключи­тельным чувством юмора, он постоянно переиначивал модные термины и названия. Например, бутик Москино в Милане одно время украшала над­пись на английском "Ready to where?" - «Куда Вы готовы?». Игра слов из­менила смысл выражения "Ready-to-wear" - «готовая одежда». Или такая шутка Москино: на одну из футболок он поместил изображение телевизо­ра, на экране которого была надпись "Channel № 5". Лишняя буква 'n' пре­вратила знаменитую марку духов в «Пятый канал» телевидения. В Модном Доме Chanel обиделись и подали на дизайнера в суд. Но для Москино, всегда иронизировавшего на тему трепетного отношения людей к всевоз­можным лейблам, это не имело никакого значения. Такова была принци­пиальная позиция дизайнера.

В 1990 году Москино устроил демонстрацию своей новой коллекции с элементами театрального действия под лозунгом «Остановите систему моды!». Москино понимал, что бороться со скукой традиционных дефиле, с образами, навязанными глянцевыми журналами, с зависимостью людей от огромной индустрии можно только при помощи чего-то яркого и запо­минающегося. Он сам написал сценарий к представлению, отметив в нем: «Мода мучает вещи, а вещи - это энергия и свобода творчества. Они ста­новятся жертвами этого безукоризненного монстра» [4].

Надо отметить, что дизайнер обладал и самоиронией. На одном из дефиле Москино предложил зрителям выразить отношение к своему твор­честву напрямую - во время показа забрасывать помидорами тех мане­кенщиц, одежда которых не понравится.

Еще одна особенность дефиле, как эффективного способа рекламы, это максимальное воздействие на большее количество органов чувств, чем в других видах рекламы. Зритель получает, прежде всего, зрительные об­разы, причем в движении и реальной трехмерности пространства; звуковой ряд, причем есть возможность использовать сложные звуковые модуляции и акустические эффекты; запахи - манекенщиц нередко обязывают ис­пользовать парфюмерию бренда во время показа.

Дефиле дает возможность для синтеза различных (порой ультрасо­временных) разработок дизайна. Так, например, во время показа модного бренда Дизель (Diesel) Весна/Лето 2008 для усиления зрительного воспри­ятия и преследуя цель сделать показ еще более запоминающимся и впечат­ляющим, было создано мультимедийное шоу с удивительными визуаль­ными эффектами. Фантасмагория из голографических существ подводного мира парила прямо в воздухе, над подиумом, а модели проходили сквозь нее. Разрабатывались эти визуальные эффекты креативной командой Ди­зель (Diesel) совместно с испанской анимационной студией Двен (Dvein) и датским мультимедийным агентством Визу (Vizoo). Но стоит отметить, что, по мнению некоторых критиков (согласно информации, размещенной в интернет источниках), спецэффекты оказались куда более впечатляющи­ми, чем сама одежда бренда5.

Интересен тот факт, что дефиле, будучи порождением западной ци­вилизации, стало постепенно использоваться и в закрытой исламской культуре, что лишь подчеркивает успешность дефиле, как способа рекла­мы.

Например, с 2006 года проходит фестиваль исламской моды (Islamic Fashion Festival), на котором показываются коллекции модельеров из Ма­лайзии, Ирана, Индонезии, Бангладеш, ОАЭ и других стран с устоями тра­диционного мусульманского общества.

Журнал «Interlinks» (Интерлинкс) сообщает, что в мировом масшта­бе рынок одежды для мусульманок оценивается в 96 миллиардов долларов, причем больше половины 1,6 миллиардного мусульманского населения планеты одевается довольно скромно и тратит на одежду такого типа в среднем не более 120 долларов в год (по средним подсчетам). Но некото­рые костюмы от ведущих дизайнеров стоят порядка 10,000 долларов. Это не является удивительным, если учесть, что исламский рынок также охва­тывает «нефтяные» территории вроде ОАЭ и Саудовской Аравии. Поэтому показы исламской моды проходят по всему миру, от Тегерана и Джакарты до США [5].

На показах демонстрируются только женские и детские модели оде­жды с соблюдением всех традиций ислама. Однако в исламском мире идет сложная дискуссия на эту тему. Противники такой рекламы одежды под­черкивают, что женщин используют, как живых манекенов, забывая про их духовность. Неприятие дефиле, как изобретение западной культуры, также существует. Чувства некоторых мусульман задевает сам факт, что ислам­ская культура начала подражать западной.

Вышеперечисленные примеры свидетельствуют, что дефиле, являясь прекрасной визуальной коммуникацией и способом эффективного рекла­мирования, продолжает также активно развиваться и трансформироваться. Изменяется пространство, где проводится дефиле. Происходит постоянный поиск синтеза дефиле и новейших разработок различных сфер дизайна. По характеру дефиле можно не только оценить философию и стиль опреде­ленного бренда, но и почувствовать какие идеи и настроения присутствуют в определенной социальной группе, либо в обществе в целом. Дефиле дав­но уже не является только способом рекламы. Это диалог дизайнера брен­да со зрителей, в котором он описывает образ идеального человека своей эпохи.


 

1 VIP от англ. Very Important Person - Весьма Именитая Персона.

2

3  Байер - закупщик продукции, представляемой на дефиле. Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) - американский психолог, осно­ватель гуманистической психологии.

4   Поль Пуаре (1879—1944) - французский кутюрье.

5   Мультимедийное     шоу    Дизель     (Diesel)     Весна/Лето     2008 studiy . at . ua blog multimedijnoe shou na pokaze kollekcii ot diesel (12.02.2010)

 

Литература

1. Папанек В. Дизайн для реального мира; пер. с англ. Г. Северской.
М.: Изд-тво Д. Аронов, 2008. 416 с.

2. Музыкант В.Л. Реклама в действии. М.:Эксмо, 2007. 240 с.

3.Васильев А. Этюды о моде и стиле. М.: Альпина нон-фикшн Гла­гол, 2008. 560 с.

4.Кравченко И. Ужасный ребенок моды // Биография, 2005. № 12. C. 90-100.

5.«Фестиваль Islamic Fashion в Малайзии» / teptar . com (17.10.2009)

 

Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник

Категория: Всего статей | Добавил: art (04.08.2010)
Просмотров: 3225 | Комментарии: 1 | Теги: интернет реклама, видео-реклама, дефиле, бренд, пресса, дома мод, дизайнер, VIP клиенты, печатная реклама, способы рекламы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]