СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Нон-дизайн как термин, возник сравнительно недавно и является, по сути, противопоставлением «классическому» дизайну вещей. Термин «нон-дизайн» переводится как «не дизайн», что подчеркивает его основную задачу - это дизайн невещественный, дизайн общественных взаимоотношений и контактов. Нон-дизайн организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения. Задачи нон-дизайна - это задачи, относительно которых нет жестко определенных условий, это всегда открытые программы, характер которых нельзя определить на основании объективной информации [1]. Нон-дизайн в индустрии моды определяет характер взаимоотношений как внутри компании, так и в общении с целевой аудиторией бренда. В зависимости от поставленных задач, с помощью нон-дизайна будет подчеркиваться демократичность или элитарность бренда, консервативность или ультра-современность, возрастная категория, половая принадлежность целевой аудитории бренда и прочее. Дефиле, являясь компонентом нон-дизайна в индустрии моды, - это прекрасная визуальная коммуникация между зрителем (потенциальным клиентом) и автором (дизайнером или креативной группой бренда). В индустрии моды, на сегодняшний день, используются различные способы рекламы. Наиболее распространенные: видео-реклама, печатная реклама в «глянцевых» изданиях, интернет-реклама и дефиле. Нужно отметить, что видео-, печатная и Интернет-реклама имеют более широкую целевую аудиторию, чем дефиле. Оно, в отличие от вышеперечисленных способов рекламы, имеет сравнительно узкую и специальную аудиторию. Как правило, это особые, VIP1 клиенты бренда или Модного дома, пресса, байеры . При этом на создание и проведение дефиле тратятся огромные суммы денег. Например, американская компания, являющаяся одной из известнейших мировых компаний по производству женского белья - Victoria's Secret (в русскоязычных текстах - Виктория Сикрет), по данным Интернет-источников, тратит на один свой показ от четырех до шести миллионов долларов. В подготовке и проведении показа бывает занято более двух тысяч человек. Хотя само дефиле может длиться менее получаса, а число людей, присутствующих на показе, как отмечалось выше весьма ограничено. Тем не менее, дефиле - один из эффективнейших способов рекламы в индустрии моды. Чем это можно объяснить? Согласно «Пирамиде потребностей», которую составил Абрахам Харольд Маслоу , существует пять уровней человеческих потребностей. По его мнению, удовлетворив базовые потребности - физиологические, человек решает следующую задачу - удовлетворение потребности в самосохранении. Только после решения этих жизненно важных вопросов человек занимается удовлетворением социальных потребностей, потребностей в признании и, наконец, в самоутверждении. Из этого следует, что удовлетворение потребности в престиже, особой индивидуальности и общественной значимости доступно весьма ограниченному числу людей [2]. Дефиле - как визуальная коммуникация между производителем одежды и его потенциальным клиентом как раз охватывает два верхних «этажа» этой пирамиды. Удовлетворяется чувство престижа, сопричастности к определенной группе людей, позиционирующих себя как элиту в определенной социальной группе. Также удовлетворено чувство особой индивидуальности - вы приглашенный гость показа (особенно если показ камерный, для небольшого количества людей), что подчеркивает особое отношение к вам. Даже исторически дефиле создавалось как элитарная демонстрация одежды. Идея показа моделей в форме дефиле принадлежит Полю Пуаре4, однако, еще до Поля Пуаре в середине XIX века, основатель искусства Высокой моды Чарльз Фредерик Ворт стал показывать новые модели - сперва на своей жене, Марии Ворт, а потом на хорошеньких дамах - клиентках или актрисах [3]. Возвращаясь к понятию нон-дизайна, хотелось бы отметить, что дефиле - это гибкая система демонстрации. Ее характер полностью определяется философской концепцией дизайнера бренда. Также, учитывая то, что дефиле по своей сути близко к театральной постановке, некоторые дизайнеры напрямую стали использовать непредсказуемость и импровизаци-онность, характерную для некоторых театральных постановок. То есть иногда клиент, пришедший увидеть дефиле, мог увидеть нечто другое. Так поступал известный итальянский дизайнер Франко Москино. На показе своей коллекции «1989 Couture!» Москино прервал шоу на середине и запустил видеоролик на тему: «Показы мод могут быть опасны для вашего здоровья!». Необходимо знать и понимать личность этого дизайнера, чтобы оценить его поступок. Франко Москино - уникальный итальянский дизайнер, "enfant terrible" (ужасное дитя) моды, который называл моду «вампиром» и «безукоризненным монстром», отчаянно боролся со стандартами и лжеценностями общества потребления. Обладая исключительным чувством юмора, он постоянно переиначивал модные термины и названия. Например, бутик Москино в Милане одно время украшала надпись на английском "Ready to where?" - «Куда Вы готовы?». Игра слов изменила смысл выражения "Ready-to-wear" - «готовая одежда». Или такая шутка Москино: на одну из футболок он поместил изображение телевизора, на экране которого была надпись "Channel № 5". Лишняя буква 'n' превратила знаменитую марку духов в «Пятый канал» телевидения. В Модном Доме Chanel обиделись и подали на дизайнера в суд. Но для Москино, всегда иронизировавшего на тему трепетного отношения людей к всевозможным лейблам, это не имело никакого значения. Такова была принципиальная позиция дизайнера. В 1990 году Москино устроил демонстрацию своей новой коллекции с элементами театрального действия под лозунгом «Остановите систему моды!». Москино понимал, что бороться со скукой традиционных дефиле, с образами, навязанными глянцевыми журналами, с зависимостью людей от огромной индустрии можно только при помощи чего-то яркого и запоминающегося. Он сам написал сценарий к представлению, отметив в нем: «Мода мучает вещи, а вещи - это энергия и свобода творчества. Они становятся жертвами этого безукоризненного монстра» [4]. Надо отметить, что дизайнер обладал и самоиронией. На одном из дефиле Москино предложил зрителям выразить отношение к своему творчеству напрямую - во время показа забрасывать помидорами тех манекенщиц, одежда которых не понравится. Еще одна особенность дефиле, как эффективного способа рекламы, это максимальное воздействие на большее количество органов чувств, чем в других видах рекламы. Зритель получает, прежде всего, зрительные образы, причем в движении и реальной трехмерности пространства; звуковой ряд, причем есть возможность использовать сложные звуковые модуляции и акустические эффекты; запахи - манекенщиц нередко обязывают использовать парфюмерию бренда во время показа. Дефиле дает возможность для синтеза различных (порой ультрасовременных) разработок дизайна. Так, например, во время показа модного бренда Дизель (Diesel) Весна/Лето 2008 для усиления зрительного восприятия и преследуя цель сделать показ еще более запоминающимся и впечатляющим, было создано мультимедийное шоу с удивительными визуальными эффектами. Фантасмагория из голографических существ подводного мира парила прямо в воздухе, над подиумом, а модели проходили сквозь нее. Разрабатывались эти визуальные эффекты креативной командой Дизель (Diesel) совместно с испанской анимационной студией Двен (Dvein) и датским мультимедийным агентством Визу (Vizoo). Но стоит отметить, что, по мнению некоторых критиков (согласно информации, размещенной в интернет источниках), спецэффекты оказались куда более впечатляющими, чем сама одежда бренда5. Интересен тот факт, что дефиле, будучи порождением западной цивилизации, стало постепенно использоваться и в закрытой исламской культуре, что лишь подчеркивает успешность дефиле, как способа рекламы. Например, с 2006 года проходит фестиваль исламской моды (Islamic Fashion Festival), на котором показываются коллекции модельеров из Малайзии, Ирана, Индонезии, Бангладеш, ОАЭ и других стран с устоями традиционного мусульманского общества. Журнал «Interlinks» (Интерлинкс) сообщает, что в мировом масштабе рынок одежды для мусульманок оценивается в 96 миллиардов долларов, причем больше половины 1,6 миллиардного мусульманского населения планеты одевается довольно скромно и тратит на одежду такого типа в среднем не более 120 долларов в год (по средним подсчетам). Но некоторые костюмы от ведущих дизайнеров стоят порядка 10,000 долларов. Это не является удивительным, если учесть, что исламский рынок также охватывает «нефтяные» территории вроде ОАЭ и Саудовской Аравии. Поэтому показы исламской моды проходят по всему миру, от Тегерана и Джакарты до США [5]. На показах демонстрируются только женские и детские модели одежды с соблюдением всех традиций ислама. Однако в исламском мире идет сложная дискуссия на эту тему. Противники такой рекламы одежды подчеркивают, что женщин используют, как живых манекенов, забывая про их духовность. Неприятие дефиле, как изобретение западной культуры, также существует. Чувства некоторых мусульман задевает сам факт, что исламская культура начала подражать западной. Вышеперечисленные примеры свидетельствуют, что дефиле, являясь прекрасной визуальной коммуникацией и способом эффективного рекламирования, продолжает также активно развиваться и трансформироваться. Изменяется пространство, где проводится дефиле. Происходит постоянный поиск синтеза дефиле и новейших разработок различных сфер дизайна. По характеру дефиле можно не только оценить философию и стиль определенного бренда, но и почувствовать какие идеи и настроения присутствуют в определенной социальной группе, либо в обществе в целом. Дефиле давно уже не является только способом рекламы. Это диалог дизайнера бренда со зрителей, в котором он описывает образ идеального человека своей эпохи. 1 VIP от англ. Very Important Person - Весьма Именитая Персона. 2 3 Байер - закупщик продукции, представляемой на дефиле. Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) - американский психолог, основатель гуманистической психологии. 4 Поль Пуаре (1879—1944) - французский кутюрье. 5 Мультимедийное шоу Дизель (Diesel) Весна/Лето 2008 studiy . at . ua blog multimedijnoe shou na pokaze kollekcii ot diesel (12.02.2010) Литература 1. Папанек
В. Дизайн для реального мира; пер. с англ. Г. Северской. 2. Музыкант В.Л. Реклама в действии. М.:Эксмо, 2007. 240 с. 3.Васильев А. Этюды о моде и стиле. М.: Альпина нон-фикшн Глагол, 2008. 560 с. 4.Кравченко И. Ужасный ребенок моды
// Биография, 2005. № 5.«Фестиваль Islamic Fashion в Малайзии» / teptar . com (17.10.2009) Работа выполнена под руководством проф. Э.М. Глинтерник | |
Просмотров: 3944 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |