Вторник, 17.09.2019, 14:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Большая распродажа
Меню сайта
поиск по УДК
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
Кнопки от друзей

СБОРНИК СТАТЕЙ

Главная » Статьи » Всего статей

Бикини. Предпосылки и последствия «взрыва»

Современный купальный костюм бикини, появившийся в середине прошлого века,- одно из самых экстравагантных изобретений моды. С его эволюцией связана череда скандалов и борьба с предрассудками. Цель данной работы заключается в том, чтобы показать влияние этого костюма на массовую культуру, развитие модной индустрии второй половины ХХ века, его значение в противостоянии старым идеалам и становлении новых моделей красоты. Для достижения цели наметим основные задачи: необ­ходимо показать глубокие исторические корни изучаемого современного костюма, показать хронологию развития пляжной одежды и факторы, влияющие на эволюцию купального костюма, найти параллели в развитии бикини и уровне женской свободы. Так же стоит поставить вопрос, по­влияло ли публичное обнажение женского тела на ее социальное равно­правие и связано ли телесное раскрепощение с признанием независимости.

Эта тема не получила широкого развития в современной литературе, связанной с проблемами костюма. Среди немногочисленных источников, в которых рассмотрены исторические сведения о купальном костюме, стоит отметить главу «Происхождение спортивной одежды» из книги М.П. Мюррей «Изменение стилей в моде: Кто, Что, Почему» и главу «Купание и плавание» из книги П.К. Уорнер «Когда девочки вышли, чтобы играть: рождение американской спортивной одежды». Информация о первом по­явлении бикини и его авторе была взята с официального сайта музея Мет­рополитен в Нью-Йорке. Так же при создании статьи использовались ил­люстративные материалы различных исторических периодов, на которых изображен изучаемый костюм.

Мода, как известно, процесс цикличный, но должно было пройти бо­лее двадцати столетий, чтобы женщина смогла появиться в обществе в столь откровенном одеянии для водных процедур. Проследив всю историю освобождения женского тела от ненужных и лишних одежд на побережье, костюмы, идентичные нашим современным бикини, можно было увидеть лишь в эпоху древности. Этому свидетельствует статуя Венеры в "костю­ме", прикрывающем лишь грудь и обнажающем живот и плечи, найденная при раскопках в Помпеях [1] и мозаика, найденная на о. Сицилия, дати­руемая 4-3 вв. до н. э., на которой изображены девушки, выполняющие фи­зические упражнения (стоит отметить, что этот археологический участок был выкопан главным образом в 1950-е гг., время активного внедрения би­кини в современный костюм).

Первые упоминания о пляжном костюме можно отнести к XIX в., времени появления первых курортов. Костюм состоял из чулок, ботинок, корсетов, юбок, и всех главных элементов гардероба [2], вероятно потому, что никакая благопристойная леди не хотела потерять бледный сливочный цвет кожи. Постепенно, приближаясь к ХХ столетию, женщины стали об­нажать руки, затем, осмелев, демонстрировать предплечья, лодыжки, го­лень, что можно было проследить на фотоснимках того времени.

После того, как плавание было включено в Олимпийские игры в 1896 г., оно стало более популярным и внесло значительный вклад в эволюцию купального костюма. Решающую роль в этом сыграла спортсменка А. Келлерман, создавшая свой провокационный костюм, состоявший из од­ного предмета, обнажавший ноги и напоминавший мужское трико [3]. Он сразу же появился на фотоснимках и рекламных плакатах трикотажных производителей того времени, что способствовало принятию обществен­ности новых мод.

Новые изменения в конструкции цельнокроеного купальника в 1920-е гг. стали возможны благодаря моде на загар и окончательному ос­вобождению женских фигур от корсетов. Углубилась линия горловины, обнажилась спина, появились дополнительные отверстия по бокам, что создало эффект раздельного купальника. Изобретение синтетического ма­териала нейлон, а также пряжи из латекса в 1930-е гг. позволило изделиям четко повторять формы тела. В то же время на курортах появились эле­гантные дамы со слегка обнаженным животом в костюмах-двойках, кото­рые состояли из верхней части - лифа с чашечками конической формы из проволоки, и нижней части, напоминавшей шорты. Эти ансамбли были очаровательны и сексуальны, но не скандальны. На сокращение материала повлияло военное время с его рациональным подходом ко всему. В 1943 г. в США было предложено уменьшить на 10 % расход ткани, идущий на пошив одного женского купальника [4]. На пляжах Америки мужчины проявляли повышенный интерес к женщинам, последовавшим патриотиче­скому призыву.

Самая настоящая революция в мире пляжной одежды произошла 5 июля 1946 г. в парижском бассейне на открытом воздухе. В тот день свет увидел новый купальный костюм «бикини», состоявший их узкого бюст­гальтера и очень коротких плавок. Дерзкий дизайн этого купальника поис­тине взбудоражил массы. Свое название он получил в честь тихоокеанско­го атолла Бикини, где американская армия проводила ядерные испытания. Бикини сам стал настоящим «взрывом», навсегда изменив пляжную моду. Он был настолько откровенным, что парижские модели не решились про­демонстрировать его на подиуме. Для показа была приглашена М. Бернар­дини - стриптизерша одного из парижских клубов. Она без колебаний со­гласилась продемонстрировать новый ансамбль, после чего ее популяр­ность в прессе заметно возросла.

Новый минимизированный купальный костюм разрабатывали кутю­рье Ж. Хейм, имевший свой собственный дом мод, и автомобильный инже­нер Л. Реард. Они оба стремились быть первым в его создании. Хотя Реард запатентовал свою версию и предоставил на показ публике, а Хейм остался в истории как кутюрье спортивной одежды (т. к. занимался ей в послевоен­ные годы), ведутся большие дебаты по тому, кто же изобрел бикини [5].

Реард дал характеристику своему детищу, сказав: "Бикини - не би­кини, если его нельзя протянуть через обручальное кольцо ".

Дизайнер опередил свое время, продемонстрировав обществу чувст­венное женское тело в столь откровенно-обнажающем виде. Появление этого ансамбля вызвало оживленную дискуссию во всем мире, во многих странах он был запрещен. Да и далеко не многие женщины осмеливались надеть этот вызывающий костюм. Общество ждало толчка, чтобы в массо­вом количестве воспользоваться новым изобретением. Публике нужны были звезды, не подавляющие превосходством своего внешнего облика, а более приближенные к естественности и свободе.

Французская актриса Б. Бардо, обладавшая эффектной и пленитель­ной внешностью, как никто оказала влияние на моду, формирование эсте­тических идеалов и нравственных принципов молодежи начала 1960-х гг. Она первой из звезд демонстрировала свое тело в бикини на Канском фес­тивале в 1953 г. Ее провоцирующая смелость отвергала нормы и образы старшего поколения и вела к полной независимости во всем. Бардо вопло­щала торжество плоти и радостное стремление к природным инстинктам.

Можно заметить, что начиная с 1950-х гг. изменился ракурс фото­снимков, фотографы начали экспериментировать с силуэтами, женщина была уже не статична, она позировала в движении, легком, воздушном, демонстрировавшем свободу. Девушка на снимках поднимала руки, чтобы поправить волосы, демонстрируя подмышечные впадины, что мы никогда не увидели бы на более ранних изображениях.

Образ женщины в бикини, воплощавший чувственность, природное начало, греховность, освободил ее от оков общественной нравственности. Ограничения сексуальной свободы женщины, которые заключались, по словам Э. Гольдман1 в семье и материнстве, постепенно стирались. К кон­цу 1950-х гг. производители приступили к массовому выпуску противоза­чаточных таблеток, что укрепляло новое социальное положение дамы. Она - соблазнительница, манящая телом. Ее главная цель - понравиться, чтобы завоевать.

Образ выходившей из воды девушки в откровенном костюме, скры­вавшем самое интимное, но в тоже время раскрывавшем все тайны, посте­пенно внедрялся в массовую культуру. Фотосессия в бикини стала пропус­ком в большой мир кино. Также этот костюм все чаще появлялся на об­ложках журналов, и не только эротических, таких как «Playboy», но и спортивных. Одной из самых популярных песен 1960-х гг. стала веселая песня о девушки в желтом бикини. В фильмах того времени присутствова­ли довольно смелые и решительные героини, демонстрировавшие этот костюм. Урсула Андресс в 1962 г. появилась в бикини с ножом на поясе в первом фильме о супер герое. Что это как не сравнение себя с мужчиной и показ решительного характера, выражающего кардинальное изменение нравов?

Женщина почувствовала власть своего тела, которая не могла не от­разиться на сексуальной революции. Но в тоже время она сама оказалась во власти своего тела. Бикини можно обвинить во взаимосвязи с навязчи­вой идеей тонкой женской формы. Надев костюм, состоявший из четырех треугольников необходимо было иметь утонченный стан и длинные ноги. В 1959 г. была впервые выпущена такая кукла как барби, которая уже с ранних лет внушала девочкам идеалы женской красоты.

Бикини, изобретенный в 1946 г. и ставший столь популярным внача­ле 1960-х гг., был не финальной точкой в сокращении материи, при изго­товлении женского костюма. Сексуальная революция только начиналась. В 1964 г. американский дизайнер Р. Гернрайх вновь поверг в шок общество, явив миру монокини - купальный костюм, обнажавший женскую грудь. В 1970-х гг. мы видели, как сокращалась нижняя часть бикини, и обнажались ягодицы.

То, что сначала вызывало бурю эмоций и порождало скандалы, по­степенно становилось нормой. В последовавшие десятилетия все чаще можно было встретить девушек, почти полностью обнажавших свое тело на пляжах, обложках журналов, в кинематографе. Производители бикини сделали много денег на выпуске этой продукции, что продолжается и по сей день. Для изготовления купальника используют различные материалы от всевозможных синтетических, обладающих различными свойствами, до натуральных, таких как кожа, листья растений или бриллианты. Сегодня существует даже купальник, пропускающий ультрафиолетовые лучи для обеспечения ровного загара. На что только не идут создатели, чтобы уди­вить изощренную публику.

Проследив хронологию освобождения внешнего облика от "табу", накладываемых на протяжении долгих веков, мы увидели, как внутренние позывы женщины, заключавшееся в утверждении равноправия и призна­нии своей независимости, отразились на костюме. В данной работе пока­зано влияние бикини на массовую культуру, на развитие модной индуст­рии, продемонстрировано его значение в вытеснении старых идеалов и становлении новых моделей красоты. Найдены глубокие исторические корни изучаемого костюма, изображена хронология развития пляжной одежды и факторы, влияющие на ее эволюцию, обозначены параллели в развитии бикини и повышении женской свободы. Конечно, нельзя утвер­ждать, что без бикини женщина не приняла бы новый раскрепощенный образ. На него повлиял целый комплекс различных факторов, о которых можно написать отдельную статью. Но то, что бикини 1946 г. стало неким предсказанием последующей моды, факт неоспоримый. Доказывая свою независимость и силу, женщине приходится обнажаться, заманивая, таким образом, в свои сети мужчин. Стоит отметить, что душевное стремление женщины всегда было направлено на соблазнение и обворожение, несмот­ря на то, в каком виде она предстает перед лицом истории: в полном обна­жающем раскрепощении или, наоборот, во множестве слоев материи, ско­вывающем ее тело.

 

1 Э. Гольдман - знаменитая анархистка, феминистка первой половины XX в., боролась за принятие закона о разрешении контрацепции.

 

Литература

1. Beard M. Classical art: from Greece to Rome Oxford history of art. New York: Oxford University Press, 2001. 298 p.

2. Murray M.P. Changing Styles in Fashion Who, What, Why. New York: Fairchild Publication, 1989. 252 p.

3. Cullen F. Vaudeville, old & new: an encyclopedia of variety performers in America volume 1. New York: Routledge, 2007. 1368 p.

4. Которн Н. История моды в ХХ веке; пер. с англ. Л. Кныш. М.: Тривиум, 1998. 175 с.

5. Charleston B.D. The Bikini // In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000.  metmuseum . org (03.03.10).

 

Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой

Категория: Всего статей | Добавил: art (03.08.2010)
Просмотров: 1232 | Комментарии: 2 | Теги: спортивный костюм, Бикини, изобрел бикини, пляжная мода, реклама бикини, купание и плавание, женский купальник, эволюция купального костюма, купальный костюм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Artetebax  
Просто хорошая страничка

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]