СБОРНИК СТАТЕЙ
Главная » Статьи » Всего статей |
Современный купальный костюм бикини, появившийся в середине прошлого века,- одно из самых экстравагантных изобретений моды. С его эволюцией связана череда скандалов и борьба с предрассудками. Цель данной работы заключается в том, чтобы показать влияние этого костюма на массовую культуру, развитие модной индустрии второй половины ХХ века, его значение в противостоянии старым идеалам и становлении новых моделей красоты. Для достижения цели наметим основные задачи: необходимо показать глубокие исторические корни изучаемого современного костюма, показать хронологию развития пляжной одежды и факторы, влияющие на эволюцию купального костюма, найти параллели в развитии бикини и уровне женской свободы. Так же стоит поставить вопрос, повлияло ли публичное обнажение женского тела на ее социальное равноправие и связано ли телесное раскрепощение с признанием независимости. Эта тема не получила широкого развития в современной литературе, связанной с проблемами костюма. Среди немногочисленных источников, в которых рассмотрены исторические сведения о купальном костюме, стоит отметить главу «Происхождение спортивной одежды» из книги М.П. Мюррей «Изменение стилей в моде: Кто, Что, Почему» и главу «Купание и плавание» из книги П.К. Уорнер «Когда девочки вышли, чтобы играть: рождение американской спортивной одежды». Информация о первом появлении бикини и его авторе была взята с официального сайта музея Метрополитен в Нью-Йорке. Так же при создании статьи использовались иллюстративные материалы различных исторических периодов, на которых изображен изучаемый костюм. Мода, как известно, процесс цикличный, но должно было пройти более двадцати столетий, чтобы женщина смогла появиться в обществе в столь откровенном одеянии для водных процедур. Проследив всю историю освобождения женского тела от ненужных и лишних одежд на побережье, костюмы, идентичные нашим современным бикини, можно было увидеть лишь в эпоху древности. Этому свидетельствует статуя Венеры в "костюме", прикрывающем лишь грудь и обнажающем живот и плечи, найденная при раскопках в Помпеях [1] и мозаика, найденная на о. Сицилия, датируемая 4-3 вв. до н. э., на которой изображены девушки, выполняющие физические упражнения (стоит отметить, что этот археологический участок был выкопан главным образом в 1950-е гг., время активного внедрения бикини в современный костюм). Первые упоминания о пляжном костюме можно отнести к XIX в., времени появления первых курортов. Костюм состоял из чулок, ботинок, корсетов, юбок, и всех главных элементов гардероба [2], вероятно потому, что никакая благопристойная леди не хотела потерять бледный сливочный цвет кожи. Постепенно, приближаясь к ХХ столетию, женщины стали обнажать руки, затем, осмелев, демонстрировать предплечья, лодыжки, голень, что можно было проследить на фотоснимках того времени. После того, как плавание было
включено в Олимпийские игры в Новые изменения в конструкции
цельнокроеного купальника в 1920-е гг. стали возможны благодаря моде на загар и
окончательному освобождению женских фигур от корсетов. Углубилась линия
горловины, обнажилась спина, появились дополнительные отверстия по бокам, что
создало эффект раздельного купальника. Изобретение синтетического материала
нейлон, а также пряжи из латекса в 1930-е гг. позволило изделиям четко
повторять формы тела. В то же время на курортах появились элегантные дамы со
слегка обнаженным животом в костюмах-двойках, которые состояли из верхней
части - лифа с чашечками конической формы из проволоки, и нижней части,
напоминавшей шорты. Эти ансамбли были очаровательны и сексуальны, но не скандальны.
На сокращение материала повлияло военное время с его рациональным подходом ко
всему. В Самая настоящая революция в мире
пляжной одежды произошла 5 июля Новый минимизированный купальный костюм разрабатывали кутюрье Ж. Хейм, имевший свой собственный дом мод, и автомобильный инженер Л. Реард. Они оба стремились быть первым в его создании. Хотя Реард запатентовал свою версию и предоставил на показ публике, а Хейм остался в истории как кутюрье спортивной одежды (т. к. занимался ей в послевоенные годы), ведутся большие дебаты по тому, кто же изобрел бикини [5]. Реард дал характеристику своему детищу, сказав: "Бикини - не бикини, если его нельзя протянуть через обручальное кольцо ". Дизайнер опередил свое время, продемонстрировав обществу чувственное женское тело в столь откровенно-обнажающем виде. Появление этого ансамбля вызвало оживленную дискуссию во всем мире, во многих странах он был запрещен. Да и далеко не многие женщины осмеливались надеть этот вызывающий костюм. Общество ждало толчка, чтобы в массовом количестве воспользоваться новым изобретением. Публике нужны были звезды, не подавляющие превосходством своего внешнего облика, а более приближенные к естественности и свободе. Французская актриса Б. Бардо,
обладавшая эффектной и пленительной внешностью, как никто оказала влияние на
моду, формирование эстетических идеалов и нравственных принципов молодежи
начала 1960-х гг. Она первой из звезд демонстрировала свое тело в бикини на
Канском фестивале в Можно заметить, что начиная с 1950-х гг. изменился ракурс фотоснимков, фотографы начали экспериментировать с силуэтами, женщина была уже не статична, она позировала в движении, легком, воздушном, демонстрировавшем свободу. Девушка на снимках поднимала руки, чтобы поправить волосы, демонстрируя подмышечные впадины, что мы никогда не увидели бы на более ранних изображениях. Образ женщины в бикини, воплощавший чувственность, природное начало, греховность, освободил ее от оков общественной нравственности. Ограничения сексуальной свободы женщины, которые заключались, по словам Э. Гольдман1 в семье и материнстве, постепенно стирались. К концу 1950-х гг. производители приступили к массовому выпуску противозачаточных таблеток, что укрепляло новое социальное положение дамы. Она - соблазнительница, манящая телом. Ее главная цель - понравиться, чтобы завоевать. Образ выходившей из воды девушки в
откровенном костюме, скрывавшем самое интимное, но в тоже время раскрывавшем
все тайны, постепенно внедрялся в массовую культуру. Фотосессия в бикини стала
пропуском в большой мир кино. Также этот костюм все чаще появлялся на обложках
журналов, и не только эротических, таких как «Playboy», но и спортивных. Одной
из самых популярных песен 1960-х гг. стала веселая песня о девушки в желтом
бикини. В фильмах того времени присутствовали довольно смелые и решительные
героини, демонстрировавшие этот костюм. Урсула Андресс в Женщина почувствовала власть
своего тела, которая не могла не отразиться на сексуальной революции. Но в тоже
время она сама оказалась во власти своего тела. Бикини можно обвинить во
взаимосвязи с навязчивой идеей тонкой женской формы. Надев костюм, состоявший
из четырех треугольников необходимо было иметь утонченный стан и длинные ноги.
В Бикини, изобретенный в То, что сначала вызывало бурю эмоций и порождало скандалы, постепенно становилось нормой. В последовавшие десятилетия все чаще можно было встретить девушек, почти полностью обнажавших свое тело на пляжах, обложках журналов, в кинематографе. Производители бикини сделали много денег на выпуске этой продукции, что продолжается и по сей день. Для изготовления купальника используют различные материалы от всевозможных синтетических, обладающих различными свойствами, до натуральных, таких как кожа, листья растений или бриллианты. Сегодня существует даже купальник, пропускающий ультрафиолетовые лучи для обеспечения ровного загара. На что только не идут создатели, чтобы удивить изощренную публику. Проследив хронологию освобождения
внешнего облика от "табу", накладываемых на протяжении долгих веков,
мы увидели, как внутренние позывы женщины, заключавшееся в утверждении
равноправия и признании своей независимости, отразились на костюме. В данной
работе показано влияние бикини на массовую культуру, на развитие модной индустрии,
продемонстрировано его значение в вытеснении старых идеалов и становлении новых
моделей красоты. Найдены глубокие исторические корни изучаемого костюма,
изображена хронология развития пляжной одежды и факторы, влияющие на ее
эволюцию, обозначены параллели в развитии бикини и повышении женской свободы.
Конечно, нельзя утверждать, что без бикини женщина не приняла бы новый
раскрепощенный образ. На него повлиял целый комплекс различных факторов, о
которых можно написать отдельную статью. Но то, что бикини 1 Э. Гольдман - знаменитая анархистка, феминистка первой половины XX в., боролась за принятие закона о разрешении контрацепции. Литература 1.
Beard M. Classical art: from 2.
3.
Cullen F. Vaudeville, old & new: an encyclopedia of variety performers in 4. Которн Н. История моды в ХХ веке; пер. с англ. Л. Кныш. М.: Тривиум, 1998. 175 с. 5.
Работа выполнена под руководством О.А. Хорошиловой | |
Просмотров: 1519 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |